Друзья, в комментариях к предыдущей статье про чудом спасшуюся пассажирку Ан-24 Ларису Савицкую промелькнуло. что некоторые и не слышали про этот случай. Не удивительно, ведь сейчас многие, особенно молодые люди, узнают факты нашей истории из художественных фильмов.
Справедливости ради надо сказать, что нас в школе тоже водили в кинотеатр всем классом на многосерийный фильм Бондарчука-старшего «Война и мир», по которому мы изучали роман Льва Толстого, потому что прочитать его полностью никто так и не смог, хотя читали мы в то время значительно больше, чем теперешние школьники.
Так вот к чему я веду. Наверное многие смотрели американский фильм «Чудо на Гудзоне» со знаменитым Томом Хэнксом в главной роли. Да, конечно, случай заслуживающий внимания, но сесть на такую большую «лужу», как Гудзон (это я в отместку за санкции) не велика важность.
А вот сесть с пассажирами на Ту-124 на Неву, да ещё в самом Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), с его обилием мостов - это действительно чудо. Слышали о таком факте, случившемся в СССР ещё в 1963 году? Признаться я с 1973 года в Авиации, а в то время тоже ничего не знал и не слышал. А дело было так.
Проблемы начались сразу
21 августа (опять «злополучный», с некоторых пор для авиации, август) 1963 года, новый, по тем временам, самолёт Ту-124, единственной, на то время, государственной авиакомпании «Аэрофлот» взлетел из Таллина, пунктом назначения был аэропорт Внуково в Москве. На борту было 45 пассажиров и семь членов экипажа во главе с опытным командиром воздушного судна (КВС) Мостовым Виктором Яковлевичем. Впрочем, неопытных тогда командирами не сажали.
Проблемы начались сразу. На взлёте, при уборке, заклинило переднюю стойку шасси. Пока разбирались, аэродром взлёта затянуло туманом, сесть на него было невозможно. Как всегда, «закон подлости» никто не отменял. Диспетчера отправили борт на ближайший, подходящий для посадки «на брюхо» ленинградский аэропорт «Шоссейная» (сейчас «Пулково»).
Но для такой посадки нужно было практически полностью выработать топливо, чтобы не произошло возгорание и взрыв. Для быстрой выработки к Ленинграду подходили на высоте всего 500 метров.
Череда "неприятностей" и победа
Дальше началась какая-то череда случайностей, или ошибок, или попыток исправить ситуацию. Экипаж решил исправить неисправность прямо в полёте (как в том старом фильме «Экипаж»), проникнув в нишу передней стойки и попробовать каким-то шестом «помочь» ей полностью выйти и встать на замки. Увлёкшись этим бесперспективным занятием, проморгали расход топлива, а может быть была и другая причина или неисправность.
Короче, за 20 км до аэродрома встал один двигатель. КВС (командир воздушного судна) доложил о проблеме и ему разрешили, чтобы сократить расстояние, пролететь на городом. И почти над центром останавливается второй двигатель…
Высота 500 м, под крылом огромный город, самолёт без двигателей не летает, только планирует и то недалеко, а значит, высота стремительно падает. Садиться можно было только на воды Невы. Командир принимает единственно на тот момент правильное решение — передаёт управление второму пилоту, бывшему лётчику морской авиации Василию Чеченеву, который в прошлом летал на «летающих лодках». Благодаря опыту второго пилота, самолёт приводнился на Неву как раз между строящимся тогда мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом.
Пилот посадил самолёт филигранно, не «занырнул» носом и не ударил хвостом, отчего самолёт мог развалиться, но оторвавшееся при посадке неубранная стойка шасси пропорола «брюхо» лайнера и он мог быстро затонуть.
Но помогло ещё одно, так называемое, чудо. Неподалёку проходил речной буксир, капитан которого быстро сообразил в чём дело, зацепил и подтянул самолёт к правому берегу Невы, так что пассажиры смогли выйти на берег по крылу, как по трапу.
Эпилог
Капитан буксира в награду получил часы и грамоту, пассажиры второй день рождения, а лётчики довольствовались тем, что на них не списали вину за происшествие и не отстранили от полётов.
Кстати на борту, как говорят, среди пассажиров, находился архиепископ Таллинский, в будущем ставший патриархом Русской православной церкви Алексием II. Может его молитвы и спасли экипаж и пассажиров? Ведь наверняка он молился, да наверное не он один, как бывает в таких случаях…
А Вы как думаете? Пишите в комментариях, ставьте «лайки», подписывайтесь на канал. Всем спасибо за внимание.