Найти в Дзене
Священник Игорь Сильченков

Подруги любят за спиной пообсуждать коллег. Правильно ли поддерживать их разговор, чтобы не выделяться?

Иногда нам кажется, что участие в обсуждении чьих-то недостатков — лишь безобидная форма общения, способ «быть как все». Но Священное Писание и опыт Церкви учат нас прямо обратному. Христианин не измеряет своё поведение настроением компании, он живёт перед Богом. Слова старца Луки Филофейского обличают само желание «не выделяться» ценой уступки греху: «Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя, как все.» 1. Священное Писание о злословии и празднословии Апостол Павел многократно предупреждает о разрушительной силе слов: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29). «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Когда мы поддерживаем разговор, в котором осуждают другого, мы становимся участник

Иногда нам кажется, что участие в обсуждении чьих-то недостатков — лишь безобидная форма общения, способ «быть как все». Но Священное Писание и опыт Церкви учат нас прямо обратному. Христианин не измеряет своё поведение настроением компании, он живёт перед Богом.

Слова старца Луки Филофейского обличают само желание «не выделяться» ценой уступки греху:

«Мы должны стремиться к тому, чтобы быть христианами, а не просто носить это имя. «По делам их узнаете их». Православные не могут жить и вести себя, как все.»

1. Священное Писание о злословии и празднословии

Апостол Павел многократно предупреждает о разрушительной силе слов:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29).
«Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Когда мы поддерживаем разговор, в котором осуждают другого, мы становимся участниками греха — даже если сами не произносим ничего злого. Молчаливое согласие тоже бывает соучастием.

Христос же говорит о слове как о духовном деянии:

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

2. Святые отцы о сплетнях и осуждении

Святые ясно учат: осуждение разрушает душу прежде всего того, кто осуждает.

Преп. Амвросий Оптинский писал:

«Не суди никого ни в чём, хотя бы ты видел своими глазами, ибо и свои глаза бывают лживы».
Свт. Иоанн Златоуст говорил, что сплетни — «рана, которую человек наносит сам себе», ведь они портят сердце и лишают нас благодати.

3. «Чтобы не выделяться» — искушение, а не оправдание

Христианство всегда было путём, идущим против течения мира. Быть верным Христу означает иногда мягко, но твёрдо отказываться от того, что не приносит плода.

Можно не обличать подруг жёстко, но и участвовать в осуждении не нужно. Есть мирные и ненавязчивые способы выйти из разговора.

Такое поведение — уже миссия. Нередко один человек, который не поддержал злословие, становится тихим укором совести для всех остальных.

Правильный ориентир один:

Если разговор унижает другого человека — его нельзя поддерживать.

Если поведение «в компании» заставляет меня поступать против совести — нужно выбирать Христа, а не человеческое одобрение.

Участие в сплетнях «чтобы не выделяться» — неправильно и духовно вредно. Христианин выделяется не гордостью, а чистотой сердца и верностью заповедям. Наше слово, наша сдержанность, наша тишина — это тоже проповедь.

🙏 Нуждаетесь в молитве? Пишите имена родных и близких – мы помолимся.

Передайте записки о здравии и упокоении в наш молитвенный чат:

🔵 https://max.ru/otetsigor

📱 WhatsApp: https://chat.whatsapp.com/BabKq7JnrqE44bQNTz1H3S

📨 Telegram: https://t.me/zapiskivhram