Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...Наш флот под руководством обитателей «скалистых мест» не­уклонно шел на скалы..."/14/ Зачем лодкам свечи французского образца?

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания автора воспоминаний спорны. Продолжаем. Автор, под впечатлением от Цусимской катастрофы, продолжает делиться своими эмоциями о состоянии русского флота, делясь некоторыми фактами, по сути ставшими к нашим дням уже "историческими анекдотами". Ранее было уже рассказаны два забавных случая, связа
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания автора воспоминаний спорны.

Продолжаем.

21-го мая (окончание)

Автор, под впечатлением от Цусимской катастрофы, продолжает делиться своими эмоциями о состоянии русского флота, делясь некоторыми фактами, по сути ставшими к нашим дням уже "историческими анекдотами". Ранее было уже рассказаны два забавных случая, связанные с адмиралами, с которыми, видимо, общался автор, сам пока еще лейтенант.

Подводная лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев"
Подводная лодка "Фельдмаршал граф Шереметьев"
"При просматривании представленной для утверждения «Табели вещей и предметов, отпускаемых на кампанию подводной лодке, один из наших адмиралов как-то случайно остановил свое внимание на таблице: «Зажигательные свечи французского образца для бензиномотра – на кампанию двадцать четыре штуки» Несомненно, в голове адмирала немедленно мелькнула мысль: «Почему это лодкам понадобились свечи французского образца, когда существуют, - да и до сих пор всегда все суда нашего флота ими пользова­лись, - обыкновенные стеариновые свечи казенного образца?.. Да и к тому же 24 штуки - это уж что-то много, - на лодке ведь есть свое электрическое осве­щение; вполне достаточно будет ей и двух фунтов». Тотчас же на полях табели были сделаны соот­ветствующие исправления. Ошибка адмирала, конечно, скоро выяснилась, но, как оказалось, он «описался»...

Вполне очевидный анекдот, который судя по всему действительно имел место, так как известен уже достаточно давно.

Схема подводной лодки "Форель"
Схема подводной лодки "Форель"
"Вот еще пример. Как-то прошлой зимой в се­редине декабря вышел приказ, предлагавший коман­дирам лодок выкачать за борт «в воду» находив­шийся в цистернах лодок бензин. Мотив этого при­казания исходил, конечно, из боязни для начальства считаться в течение всей зимы с предосторожностя­ми на лодках, при наличии этого слишком чувстви­тельного к взрыву материала. Насколько неудачно, однако, было это прика­зание, можно судить по тому, что все наши лодки, в количестве восьми, стояли тогда борт о борт, слегка окованные уже льдом. Если принять во внимание, что к данному дню каждая лодка в среднем имела в цистернах даже не более 25 пудов бен­зина, то отсюда нетрудно представить, что получи­лось бы из того, если бы всю эту легковоспламе­няющуюся массу мы выпустили, согласно приказу, за борт. От малейшей искры, несмотря на самые тща­тельные предосторожности, образовалось бы море огня, в котором мы погубили бы не только свои лодки и блокшив, возле которого были ошвартовавшись, и где находились все наши склады, но и близстоящие суда... . Получив одним из первых этот приказ, я не­медленно отправился к начальнику и доложил ему о громадных и серьезных последствиях, которые не­минуемы в том случай, если тотчас же не последует отмены этого приказа. По счастью, доводы мои настолько решительно подействовали на моего начальника, что он, даже не сопротивляясь, решился на немедленную отмену сво­его распоряжения..."
"Дельфин" после аварии
"Дельфин" после аварии

Надо признать, что у "начальства" все же были основания беспокоиться за пожаробезопасность. Так 20 апреля 1906 года на подводной лодке "Налим", стоявшей во Владивостоке у причала, случился взрыв паров бензина, перешедший в пожар. Хорошо, что потушили пожар быстро, обошлось без жертв и серьезных последствий. Причем причиной было то, что при попытке запустить двигатель "Панар" "пересосали" топливо и "загазовали" лодку парами бензина. И при запуске двигателя произошел взрыв. Так что, что такое бензин во Владивостоке и на флоте знали хорошо, и решение слить топливо "в воду" - более чем странное.

Сложно оценить действия руководства, к которому обратился автор со своими предложениями по недопущению выполнения такого приказа. И здесь нам опять придется фантазировать и предполагать, причем наши предположения могут поставить под сомнение слова автора. Как мы уже неоднократно упоминали, заведующим отрядом подводных лодок до конца русск-японской войны оставался лейтенант Плотто, один из самых подготовленных русских офицеров-подводников. Именно командир "Касатки" Александр Плотто и его помощник Николай Смирнов к весне 1906 года считались лучшими в деле управления подводными лодками. Предположить, что он решил слить бензин, поставив под угрозу свою лодку - крайне сложно.

-4

В январе 1906 года Плотто подал в отставку, и его сменил командир крейсера 2 ранга "Жемчуг" капитан 2 ранга П.П.Левицкий (с оставлением в должности). По словам Э.А.Ковалева, "Павел Павлович с интересов занялся новым делом, сумел организовать зимнюю учебу подводников, улучшить их быт...". В декабре 1906 года начальником отряда стал капитан 2 ранга Сергей Магнус (бывший командир миноносца "Летучий", в будущем - командир крейсера "Паллада"). Ни один из перечисленных офицеров не подходит на роль "начальника", который предложил сливать бензин в воду (так то он денег стоит). Более того, ни один из этих офицеров не подходит на роль того "начальника", который сразу откликнулся на доклад МТ о возможных последствиях выполнения такого решения. И вообще - порядок какой то был тогда в отряде? По словам автора он получил от "какого то руководства" команду по бензину, а его начальник отряда не знает об этой команде? Возникает вновь сомнения - "а было ли все так, как написано"?

-5

Благо у автора видимо закончились "анекдоты и сплетни" и он вновь вернулся к Цусимской катастрофе.

"Скажу, наконец, несколько слов о том нашем отряде, который сдался неприятелю. Разве можно было предвидеть другой, более достойный для него, жребий, если чуть ли не за два дня до боя на одном из броненосцев этого отряда было выражено открытое возмущение команды; на другом - командир еще задолго до рокового столк­новения с неприятелем уже начал впадать в истери­ку при встрече даже мирных «купцов», в каждом из них видя врага, и уже задолго стал держать перед командой речь, что «прежде чем сражаться, нужно ведь подумать и о том, как придется им спасаться»; на двух других броненосцах - командиры, по выра­жению экипажа, буквально «сомлели» во время боя, и не принимали в нем никакого участия, предоста­вив полную свободу действий главным судовым спе­циалистам".

Согласитесь, поразительная осведомленность для офицера из Владивостока, по состоянию на 21 мая, после сражения 14-15 мая. Не является эти "факты" следствием и результатами разговор с офицерами Второй Тихоокеанской эскадры, вернувшихся после войны из плена? Тем более - после революционных событий в стране?

Сдача отряда контр-адмирала Небогатов
Сдача отряда контр-адмирала Небогатов
"Когда на флагманском броненосце подняли сиг­нал о сдаче, то этот сигнал выражал в тот момент общее настроение на этих судах, из которых каждый был рад скорей прикрыть свою трусость адмиральс­кою простыней. На броненосцах забыли, что адмирал этим самым сигналом мог говорить только о личной сдаче, которая вместе с ним уже уничтожала и его власть. Сигнал об отступлении во время боя 28 июля, когда, по общему признанию, наш флот выиграл сра­жение, такого же характера. Как в том, так и в другом случае флот не только имел право, но должен был уклониться от исполне­ния явно преступного и позорного приказания, кото­рое исходило от его начальников. Как далеки были в этих двух случаях наши ру­ководители этих двух флотов от сознания своего ве­ликого долга перед родиной, пусть скажет история".

Позорной сдаче нет оправдания, но все что надо было сказать было сказано судом, в том числе по адмиралу и командирам сдавшихся кораблей. Что касается оценки действий остальных офицеров, требования не подчиняться "позорным" указаниям руководителей (тем более в Желтом море) от человека, который при возможной встрече с "неприятельскими" миноносцами не смог нарушить "приказ начальства" не погружаться - выглядит странно.

"Во время сражения 2-го апреля 1801 года под Копенгагеном, когда английская эскадра под ко­мандой Нельсона, на которой был сосредоточен глав­ный огонь неприятеля, начала терпеть от него слиш­ком большой урон, командующий английским фло­том адмирал Паркер поднял сигнал об отступлении. Однако, когда Нельсону доложили об этом реше­нии его начальника, он взял зрительную трубу, при­ложил ее к тому глазу, которого был лишен в бою. и воскликнул: «Клянусь честью - не вижу такого сигна­ла!..» И выиграл сражение..."
Суд по делу о сдаче кораблей эскадры
Суд по делу о сдаче кораблей эскадры

Ну как же можно не вспомнить что -то из истории британского флота, действительно! А то британские корабли эпохи Нельсона не подымали белый флаг, ((

"Вообще уже давно следовало бы совершенно уничтожить ту статью нашего Морского Устава, в ко­торой предусматривается возможность сдачи кораб­ля неприятелю. Случай с одним из крейсеров нашего отряда, который, имея на борту более половины израненной команды, сильно расстрелянный и брошенный на произвол судьбы, окруженный неприятелем, все таки не спустил своего флага, - говорит о том, что всегда есть возможность уничтожить корабль на глазах неприятеля, и в то же время не погубить и команды, которая во многих случаях может рассчитывать на спасение."

Странно, автор не знает, что таких крейсеров, по сути было несколько (кроме трех из эскадры Энквиста)? Что касается Морского устава - видимо имеются ввиду положения Морского устава 1853 года, где сдача корабля неприятелю была возможна в исключительных случаях, когда сопротивление было признано бесполезным и вело к неизбежному уничтожению экипажа.

 Бронепалубный крейсер 2 ранга "Изумруд"
Бронепалубный крейсер 2 ранга "Изумруд"
"В заключение, наконец, коснусь примера который относится к прорыву одного нашего крейсера из числа оставшихся к концу боя пяти судов, и кото­рый наглядно покажет, имели ли мы вообще-то право рассчитывать хоть на малый успех в деле той ар­мады, где все было построено исключительно только на трех наших национальных принципах: «авось, не­бось и как-нибудь», и где царила полная неосве­домленность далее вокруг таких предметов, игнори­рование которых было гибельно и не только в воен­ное время. Этот крейсер, вырвавшись из неприятельского кольца, имел полную возможность благополучно дой­ти до своего отечественного порта, который был це­лью всей эскадры; но оригинально, что на этом крей­сере не знали, что этот порт не блокирован. Кроме того, придя в одну из бухт, расположенную всего в 180 милях от главного отечественного порта, крей­сер, сильно нуждаясь в угле, по видимому, не знал, что в 18-ти милях от него, в другой бухте имелся и уголь, и телеграф, по которому он мог снестись даже с портом. Даже считаясь с ужасным потрясением экипажа этого крейсера, пережившего тяжелую картину пол­ного разгрома родного флота, трудно понять, почему командир, зная из карты о близости большой глубокой и населенной бухты, избрал своею целью не ее, а соседний залив.«Входя в бухту, этот крейсер налетел на камни, и командир следуя традиции своих соотечественников, взорвал и покинул свой корабль».
Взорванный крейсер "Изумруд"
Взорванный крейсер "Изумруд"

Каким боком отмеченный автором принцип "авось, небось и как- нибудь" относится к судьбе крейсера 2 ранга "Изумруд" - сложно сказать. Хотя здесь нельзя не согласиться с тем, что командир крейсера капитан 2 ранга В.Н.Ферзен запаниковал в сложной ситуации, что в итоге и привело к гибели крейсера. Видимо, автор воспоминаний в подобной ситуации, пережив все то, что пережили все офицеры Второй Тихоокеанской эскадры после выхода осенью 1904 года из Либавы и до 15 мая 1905 года (после Цусимы) конечно же сохранил полное спокойствие.

"Видно было, что командир этого судна, высколь­знув, что называется, из рук несравненно сильней­шего противника, не сознавал, что своими последу­ющими действиями он определенно шел по наклон­ной плоскости с верхов достигнутой им удачи. Вскоре он был пожалован высшей боевой на­градой..."

А тут автор прав - Ф.Н.Ферзен за цусимский бой получил Золотое оружие "За храбрость" (17.10.1905) - «За отличное мужество и распорядительность, проявленные в бою с японским флотом 14-го мая сего года» и формально был оправдан за свои действия. Что тут сказать - стране нужны были герои. Но МТ так не думал - может потому, что Василий Николаевич Ферзен с ним встречался во Владивостоке? Ведь с 1906 по 1907 годы В.Н.Ферзен выполнял обязанности командира Владивостокского порта, и отсюда такое внимание к его персоне - оцените ниже.

"Меткую характеристику «особенных заслуг» этого боевого офицера дал один из его подчиненных, ко­торый как-то на мой вопрос, за что получил его на­чальник свои ордена, ответил: «А очень просто: третий орден он получил потому, что у него было уже два; второй - потому, что получил первый, а первый - потому, что не имел ни одного; высшую же боевую награду он, конечно, получил потому, что ее получили уже другие...»
Василий Николаевич Ферзен
Василий Николаевич Ферзен

Что тут сказать, кроме как то, что все это слишком похоже на зависть. У В.Н.Ферзена к 1905 году были орден Св.Станислава 2-й степени (1898 г) и орден Св.Анны 2-й степени (1902 г.), поэтому не удивительно, что в 1912 и 1914 годах он был награжден орденом Св.Станислава 1-й степени и орденом Св.Анны 1-й степени. А как еще - есть порядок награждения подобными орденами, и высшая степень дается только тогда, когда есть более низшая. О награждении орденами Св. Владимира 3-й степени (в 1906 году) и 2-й степени в 1915 году автор воспоминаний 21 мая 1905 года знать не мог. Как не мог знать вообще о судьбе "Изумруда", который только ночью 17 мая подошел к бухте Владимир, где и был уничтожен. А ведь экипажу еще пришлось бы дойти до Владивостока, причем пешком, с такой печальной вестью, ((.

Кстати, Ферзен потом еще служил на Балтике, командовал крейсером "Авророй", отрядами кораблей Балтийского флота. Спорное и опасное решение для человека с такой психикой - но эксцессов не было.

"Итак, вот те наши наставники, под руководством которых протекала наша служба во флоте, которые в мирное время являлись организаторами нашей мор­ской силы, а в военное - вдохновителями походов и начальниками всяких эскадр, отрядов и судов, обре­ченных на самую жалкую участь, и по адресу которых уже давно пора было сказать: «Ты стара, ты слаба и никогда лучше не бу­дешь!..». Прав был Массильон: высшие должности у нас, действительно, похожи на скалистые места, куда за­бираются одни орлы и пресмыкающиеся... .К сожалению, только на всех «скалистых мес­тах» у нас во флоте первые - величайшая редкость.
Небогатов на суде
Небогатов на суде

Не знаю, что думают по поводу этих слов наши читатели - я в этих словах вижу "завистливого лейтенанта", который не принял участия в войне, по сути, по пользуясь случаем показывает свое несогласие и выступает с критикой - "Эх, а я бы всем показал"...". И обязательно кого то из зарубежных классиков надо вспомнить - видимо хорошо лейтенанта научили в Морском корпусе!?

Уж простите меня за резкость и сарказм. И напоследок еще один "пассаж".

"Путь, которым издавна следовал наш флот под руководством обитателей этих «скалистых мест», не­уклонно шел на эти скалы, и вот почему - от всей нашей громады, которая стоила миллионов народных денег, от всей этой кажущейся силы вдруг остались одни обломки."

Опять потраченные народные деньги, опять попытка дистанцироваться от всей системы подготовки кадров и службы на флоте. Да, порядки на русском императорской флоте заслуживают подробного разбора и критики, но из уст автора они выглядят больше как критиканство.

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).