Найти в Дзене

"Не надо делать поэтические зажигалки!" - как Маяковский учил писать стихи

Оглавление

В 1927 году "буревестник революции" Владимир Маяковский публикует разгромную статью, где разносит по кирпичику поэзию прошлого - то самое наследие, которое сегодня считается бесценными литературными памятниками.

Маяковский критикует

Справедливости ради нужно заметить, что нападкам Маяковского подверглась не вся поэзия в целом, а лишь то, что по его мнению, относится к "романсово-критической обывательщине" - роман в стихах "Евгений Онегин", например.

Такая поэзия вызывала его особую ненависть, поскольку "эта нетрудная свистопляска создает вокруг важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания... ...единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы в ожидании, когда поэзия-дух снизойдет на лысину поэта" (цитата).

Владимир Маяковский был искренне убежден, что 80% "рифмованного вздора" печатается лишь потому, что редакторы необъективны и лишены хорошего вкуса. Никакие аргументы в пользу того, что старая поэтика существует уже полторы тысячи лет и пока никто не жаловался, на него не действовали.

Маяковский кричит

Так что же делать, как писать стихи, чтобы они шли в ногу со временем и вычищали бы из литературы "романтическую обывательщину"? В первую очередь, считал Маяковский, нужно убрать из поэзии "расслабленный интеллигентский язычишко с его выхолощенными словами - идеал, принципы справедливости, божественное начало и пр."

Для этого нужно избавиться от старых правил с их "грёзами и розами", ввести разговорный язык в стихосложение, напевные рифмы заменить выкриками, заставить колыбельные уступить место барабанной дроби. Все правила уличных боев должны перейти в современную поэзию - только тогда она будет иметь права на существование.

"Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!" - пример правильной советской поэзии, идущей в ногу со временем, "усыновленной" революционными реалиями.

Слева направо: Тамизи Найто, Пастернак, Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского. 11 мая 1924 года.
Слева направо: Тамизи Найто, Пастернак, Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского. 11 мая 1924 года.

Маяковский признается

В своей статье поэт честно признался, что только в теории знает о существовании стихотворных размеров - ямба и хорея, например. Но в своей работе он никогда ничем подобным не пользовался. Его принципы творчества совсем иные:

  1. должен быть социальный заказ, т.е. задача в обществе, решаемая с помощью поэзии;
  2. хорошее знание желаний группы людей, для которых пишется произведение;
  3. работа с материалом - постоянный поиск новых/редкий/обновленных слов и рифм.

Так, к примеру, перед Маяковским стояла задача придумать слова для песни идущим на фронт красноармейцам. Желание этой группы простое - разбить Юденича, а материал - околосолдатский лексикон.

В результате получилась частушка:

Милкой мне в подарок бурка
и носки пода́рены.
Мчит Юденич с Петербурга
как наскипидаренный.

-3

Маяковский утверждает

Далее в статье Владимир Маяковский долго рассказывает, как именно он работает над своими стихами, какие приемы использует и от чего советует избавляться своим коллегам. Подытоживая, он авторитетно заявляет, что:

  • современная поэзия - это производство, трудное и сложное;
  • новизна слов и приемов для стихосложения теперь обязательны;
  • не надо открывать "поэтический завод" для производства поэтических зажигалок - нужно браться за перо только тогда, когда нет другого способа высказаться, кроме стиха. Кроме того, писать нужно только в том случае, если на это есть явный социальный заказ;
  • сказку об искусстве вне политики нужно безжалостно разбивать вдребезги - поэт должен вести борьбу вместе со своим классом;
  • органы просвещения должны перевести свою работу на рельсы современности и перетряхнули привычки преподавать "эстетическое старье";
  • бытовая обстановка у поэта должна быть такой, чтобы соответствовала современной атмосфере. Никакой старорежимного богемного образа жизни, даже в собственной одежде и беседах с членами семьи все должно соответствовать "поэтическому производству".

Безусловно, в чем-то Маяковский и был прав - революционная эпоха с ее лозунгом "весь мир насилья мы разрушим" накладывала свой отпечаток и на образ мышления, и на творчество. Вот только поэтическая классика живет и процветает, а принципы "нового правильного стихосложения", преподносимые поэтом как откровение, так и не прижились...

-4

А вы что думаете по поводу поэтических теорий Маяковского?