В России обсуждают запуск системы автоматической фиксации автомобилей без страховки ОСАГО. Пока механизм не действует, но разработчики уже предлагают возможные схемы его внедрения.
Камеры видят, но не проверяют
Ассоциация «ОКО», объединяющая производителей и операторов систем фотовидеофиксации, объяснила в комментарии Autonews.ru, что технически задача обнаружения машины без полиса решаема. Достаточно распознать номерной знак автомобиля и сверить его с базой данных Российского союза автостраховщиков.
Однако на практике это потребует интеграции всех дорожных камер с сервером РСА – а таких комплексов в стране почти 30 тысяч. Это означает миллионы обращений в день и колоссальную нагрузку на серверную инфраструктуру. Поэтому полноценный интерфейс между системами пока не разработан.
Возможный обходной путь – МВД
Альтернативой может стать использование федеральной системы МВД «Паутина», в которую уже сейчас стекаются данные от камер для оперативно-разыскных задач. Через нее возможно организовать проверку наличия ОСАГО, если будет реализован соответствующий механизм взаимодействия между ведомствами. Однако пока неизвестно, будет ли выбран именно этот путь.
Одна камера – один штраф
Ассоциация также прокомментировала инициативу ограничить количество штрафов за отсутствие страховки одним нарушением в сутки. В «ОКО» считают это разумной мерой, поскольку речь идет о продолжающемся правонарушении, а не о разовом действии.
Законопроект об этом уже прошел первое чтение в Госдуме. Ранее президент России поручил запустить новую систему до ноября 2025 года, но из-за технической неготовности запуск отложен как минимум до осени 2026 года.
Пока же за отсутствие полиса водителя могут оштрафовать на 500 рублей, а при повторном нарушении – на сумму от 3 до 5 тысяч. По данным РСА, до 10% автомобилистов по-прежнему ездят без ОСАГО.