Изысканные детали шедевра Яна ван Эйка (1385/90-1441) и высочайшая точность исполнения придают этому знаменитому двойному портрету необыкновенную достоверность.
Пространство передано крайне реалистично, свет выстроен мастерски, а композиция выверена самым тщательным образом.
В богато обставленной комнате стоит состоятельная пара, а их спины отражаются в зеркале с искусной резьбой в центре картины.
Существует несколько основных версий, кто эти мужчина и женщина.
Некоторые специалисты считают, что это итальянский купец Джованни ди Арриго Арнольфини и его жена, жившие в Брюгге, и это их свадебный портрет.
Другие предполагают, что на картине изображены двоюродный брат Джованни (Джованни ди Николао Арнольфини) и его жена.
В любом случае, в центре композиции мы видим пару — прекрасно освещенные светом из окна, их руки соприкасаются, символизируя единение.
Большинство людей, увидевших картину, задаются вопросом, не беременна ли женщина.
Помимо её округлившегося живота, есть и другие мелкие детали, которые могут указывать на беременность.
Однако, возможно, она просто приподнимает платье, демонстрируя складки роскошной ткани.
Поскольку всё же, главной целью картины, вероятно, было именно желание подчеркнуть богатство и социальный статус этой пары, жившей в Брюгге XV века.
Интерьер модного фламандского дома богато обставлен, обе модели одеты в изысканные одежды, а особые визуальные символы, использовавшиеся другими художниками и понятные образованной публике того времени, подчёркивают их твердые моральные принципы и убеждения.
Пропорции обеих фигур также намекают на их положение в обществе. Их тела кажутся удлинёнными, что подчёркивает объём одежд и усиливает впечатление богатства и статуса.
Однако, пожалуй, самым поразительным аспектом этой работы является мастерство художника.
Ван Эйк совершенствовал технику масляной живописи в то время, когда темпера (пигмент, смешанный с яйцом) всё ещё была самым популярным материалом.
Тщательно накладывая слои краски и добавляя детали и фактуру, он создавал иллюзию реальных предметов и поверхностей.
Меховая подкладка тяжёлых одежд пары искусно воспроизведена и выглядит мягкой на ощупь.
Патина деревянного пола с его потёртыми волокнами кажется точно переданной, а апельсины на столе и подоконнике выглядят так, что их хочется съесть.
Один из величайших художников Северного Возрождения, ван Эйк был одним из первых мастеров масляной живописи. Он славился своей способностью создавать детальные картины. В ранние годы ван Эйк, вероятно, обучался на иллюминатора рукописей. Это, возможно, объясняет его огромное мастерство в наблюдении и изображении предметов и фигур в мельчайших деталях. Его самые ранние известные работы свидетельствуют о его интересе к изображению людей на фоне пейзажа, что было весьма необычно для того времени. Первое упоминание о Ван Эйке как о художнике относится к августу 1422 года в Гааге. Там он занял пост придворного художника графа Голландии, Иоанна Баварского. После смерти графа он переехал в Брюгге и стал художником при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундского. Эта должность предоставляла ему возможности для путешествий, и ван Эйк вдохновлялся пейзажами и произведениями искусства, которые ему попадались. «Портрет четы Арнольфини» и «Гентский алтарь» — его самые знаменитые работы, демонстрирующие не только его острую наблюдательность, но и натурализм, и превосходное мастерство, особенно в изображении света.
Арнольфини
Фигура Арнольфини, увенчанная огромной шляпой, производит впечатление богатства и высокого положения.
Его взгляд опущен, а выражение лица серьёзно.
Это довольно ярко контрастирует с приветственным жестом его правой руки, почти взмахом, которым он собирается вложить её в раскрытую ладонь жены.
Жена Арнольфини
Молодое лицо жены, залитое светом, обрамляет головной убор из тонкого льна с замысловатой оборкой.
Лица мужа и жены изображены в три четверти.
Ван Эйк использовал этот ракурс и в других своих картинах — ведь он добавляет фигурам естественности.
Соединённые руки
Соединённые руки играют центральную роль в христианском браке, символизируя единение двух людей в одно целое.
Они также объединяют картину, и их форма перекликается с изогнутой формой люстры.
Дорогая ткань
Великолепная прорисовка складок изумрудно-зелёного платья подчёркивает качество ткани.
Вероятно, это бархат, который в то время был чрезвычайно дорогим.
Замысловатые оборки на рукавах лишь усиливают общее впечатление роскоши и богатства.
Обувь
В левом нижнем углу картины Арнольфини видна деревянная, похожая на сабо, обувь мужа.
Присмотритесь к ним, и вы увидите тонкую детализацию текстуры древесины и брызги грязи.
Изящные красные туфли жены видны под скамейкой у зеркала на заднем плане.
Резная статуэтка
На изголовье кровати вырезана фигура женщины с драконом у ног. Вероятно, это святая Маргарита, покровительница деторождения (что подтверждает версию о том, что женщина беременна), чьим атрибутом является дракон.
Хотя соседствующая с ней метелка предполагает, что это могла быть и святая Марта, покровительница домохозяек, которая имеет тот же атрибут.
Кровать, дорогой предмет мебели, украшенная шерстяными занавесами, в то время была обычным явлением в гостиной.
Люстра
В величественной латунной люстре горит одинокая свеча. Её пламя символизирует всевидящее око Бога.
Вместе с другими символами преданности, такими как чётки на стене и миниатюры Страстей Христовых вокруг зеркала, это свидетельствует о сильных христианских убеждениях супругов.
Зеркало
Десять миниатюрных картин окружают круглое выпуклое зеркало.
Они с поразительной детализацией изображают события, предшествовавшие распятию Христа и включая его. В то время в Нидерландах высоко ценилось мастерство изготовления такого рода изделий.
В зеркале отчётливо видны как минимум четыре фигуры. Две из них — портретируемая пара, изображенная сзади, третья, вероятно, принадлежит ван Эйку, а личность четвёртого неизвестна.
Хрустальные чётки
Чётки были типичным подарком от будущего мужа своей невесте на помолвку.
Хрусталь — символ чистоты, а чётки символизируют добродетель невесты и её долг оставаться благочестивой.
Дорогие фрукты
Апельсины, импортируемые с юга, были предметом роскоши в Северной Европе и, возможно, напоминают о средиземноморском происхождении моделей.
Известные как "адамовы яблоки", апельсины также могли использоваться для изображения запрещённых плодов из Эдемского сада, отсылая к смертному греху похоти, который, как считалось, привёл к падению человека. "Греховные" инстинкты человечества освящаются христианским обрядом брака.
Собака
Собака, ассоциирующаяся с верностью и репутацией верного спутника, широко использовалась в качестве визуального символа.
На этой картине она стоит у ног своих хозяев, как бы скрепляя их верность.
Кроме того, она добавляет очаровательный штрих к картине, которая в остальном примечательна своей торжественностью. Детальная прорисовка её шерсти – настоящий шедевр техники.
Подпись
Латинскую надпись на стене с датой 1434 год можно перевести как "Ян ван Эйк был здесь".
Ван Эйк часто подписывал и датировал свои картины, используя творческий подход.
О композиции
Ван Эйк использует перспективу, чтобы добавить глубины и создать иллюзию внутреннего пространства.
Прямые линии половиц, перекликающиеся с наклоном кровати и оконных рам, привлекают взгляд к центральному элементу композиции – зеркалу на дальней стене.
Вдохновлённые наблюдения Ван Эйка за светом и его эффектами, исполненные с технической виртуозностью… позволили ему создать блестящую и ясную реальность.
Сестра Венди Бекетт «История живописи», 1994
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!