Найти в Дзене
С.Ы.Ч.

Лунный блицкриг как зеркало современности

Чем дольше смотришь в бездну, тем отчетливее видишь ее отражение в себе. Страх, гнев, ненависть – чувства, некогда направленные вовне, начинают пожирать изнутри. Человек, стремящийся уничтожить зло, может сам стать его жертвой, потеряв человечность в погоне за справедливостью.

изображение из открытых источников в интернете
изображение из открытых источников в интернете

«Железное небо» (Iron Sky) — художественный фильм совместного немецко-австралийско-финского производства финского режиссёра Тимо Вуоренсолы. Его премьерный показ, словно гром среди ясного неба, прогремел на Берлинском кинофестивале 11 февраля 2012 года, а уже 4 апреля того же года финские зрители смогли посмотреть этот комедийный шедевр на киноэкранах. С бюджетом в 7,5 млн евро фильм стал самым дорогостоящим проектом в истории кинопроизводства Финляндии. "Железное небо" разошлось по миру, словно горячие пирожки, покорив сердца зрителей более чем в семидесяти странах, оставив неизгладимый след в истории мирового кино.

"Железное небо" – это не просто фильм, это – дерзкий вызов обществу, сатирический удар по больному месту современной политики и истории. Лента, словно зеркало кривое, но до боли правдивое, отражает наши страхи, предрассудки и неутолимую жажду власти.

И так краткое повествование о сюжете этого пародийного киношедевра:

В 1945-м, мрачные тени за кулисами истории, группа уцелевших нацистов, обустроившись в секретном антарктическом убежище, бежала (улетела) на Луну от возмездия на земле, освоив передовые антигравитационные технологии и реактивные движки. Там они, не теряя времени, освоили добычу гелия-3 — источника энергии, казалось, неисчерпаемый, словно колодец в волшебной сказке. Спустя 73 года, в 2018-м, Америка, в разгар предвыборной президентской лихорадки, вновь, со времен 70-х, отправляет астронавтов на Луну. В экипаже двое, и один из них – Джеймс Вашингтон, афроамериканец, ставший лицом рекламной кампании действующего президента.

Зловещие призраки Третьего Рейха, восставшие из пепла, убивают одного из космонавтов, а Вашингтон попадает в плен, где лунные нацисты изымают у него смартфон. Доктор Рихтер, придя в ужас, осознаёт, что этот "карманный монстр" превосходит мощностью их громоздкие, занимающие залы вычислительные машины! Нацисты с "тёмной стороны Луны" понимают: "Это ключ от всех дверей", – гаджет может управлять "Оружием возмездия" – гигантским крейсером "Гибель богов", способным обрушить на Землю огненный дождь.

Рихтер ослеплённый гордостью, спешит похвастаться находкой лунному фюреру Вольфгангу Корцфляйшу. Но увы, батарея смартфона предательски разряжается.. В поисках новых гаджетов офицер Клаус Адлер, генетически усовершенствованный нацист, отправляется на Землю с учительницей Ренатой Рихтер, дочерью доктора Рихтера, и, конечно, Джеймсом Вашингтоном, которого «отбелили» буквально, введя чудо-вещество, меняющее цвет кожи и волос. На летающей тарелке они прибывают на Землю на окраине города, попозже им встречается Вивиан Вагнер, циничная пиарщица, словно сошедшая со страниц глянцевого журнала. Адлер без зазрения совести, бросает Вашингтона на произвол судьбы и начинает свою «помощь» с Ренатой Рихтер в предвыборной гонке Президента, чей образ – дерзкая насмешка над Сарой Пэйлин. Нацистская пропаганда, как ни странно, взвинчивает рейтинг Президента до небес, но Рената и не подозревает, что Адлер мечтает о мировом господстве, планируя убрать старого фюрера Корцфляйшера и возглавить тримфальный блицкриг на земле.

Три месяца спустя, Корцфляйш прилетает на Землю, чтобы устроить Адлеру публичную взбучку, после непродолжительной борьбы не долго думая Вивиан отправляет фюрера в небытие. Адлер провозглашает себя новым фюрером, крадёт планшет у Вивиан и улетает обратно на Луну, на летающей тарелке. Вашингтон же, словно голос разума, пытается открыть глаза наивной Ренате, убеждая её, что Адлер – безумный гений, стремящийся к тотальному геноциду и мировому господству. И вскоре, лунные нацисты, объятые паранойей «вторжения с Земли», разворачивают свой флот и запускают в действие план «метеор-блицкрига» – массированную атаку на Землю с использованием космических цеппелинов класса «Зигфрид», сбрасывающих астероиды на города, и роев летающих тарелок. В апогее этой вакханалии они сносят Статую Свободы. ВВС США огрызаются, давая отпор захватчикам, а Президент, словно маньяк, видит в нападении с Луны лишь удачный ход в своей предвыборной кампании.

На заседании ООН Президент США, не моргнув глазом, заявляет, что у Америки есть космический боевой корабль (нагло попирая договор о мирном использовании космоса, подписанный почти всеми странами). И этот корабль, по её словам, оснащён не только ядерным, но и энергетическим оружием. В режиссёрской версии, в ответ на возражения русского представителя о том, что корабль, дескать, предназначен для исследования Марса, Президент заявляет о священном праве Америки на ношение оружия. Корабль «Джордж У. Буш» под командованием Вивиан вступает в бой с армадой нацистов. В критический момент на помощь американцам неожиданно прибывает космический флот всех наций (кроме Финляндии, у которой попросту нет своего флота), включая даже воскресшую из пепла российскую станцию «Мир», что вызывает у Президента США приступ истерики: она вопит, что из-за своего скверного характера Америка вечно нарушает свои обещания. Благодаря технологическому превосходству землян, флот нацистов терпит сокрушительное поражение, их цеппелины превращаются в груду обломков.

Тем временем Адлер, словно безумный дирижёр, использует интернет-планшет, чтобы активировать системы флагмана «Гибель богов». Рената и Вашингтон, на угнанной летающей тарелке, мчатся к кораблю, чтобы предотвратить неминуемую катастрофу. Вашингтон отключает двигатели, а Рената идёт на охоту за Адлером. Космический флот Земли приближается к лунной базе нацистов, стирая с лица Луны последние остатки нацистской армии. "Джордж У. Буш" палит по базе ядерными ракетами, несмотря на предупреждение одного из операторов о находящихся там мирных жителях. После орбитальной бомбардировки израненный флагман поднимается в воздух. Адлер, в безумной ярости, взрывает куски Луны, чтобы вывести свой корабль на линию огня для атаки Земли. Но Вашингтон выхватывает планшет Вивиан и выводит из строя системы управления кораблём, а Рената, словно воинствующая амазонка, убивает Адлера ударом каблука. Они успевают сбежать с обречённого корабля за секунды до того, как он врезается в Луну, оставив после себя лишь кратер.

Нацистское вторжение отбито, Вивиан принимает поздравления. Но известие об обнаруженных залежах гелия-3 превращает ситуацию в абсурд: Президент США, словно алчный пират, объявляет эти залежи собственностью Америки. Это вызывает бурю негодования в ООН, которая перерастает в массовую драку, а борьба за лунные ресурсы становится началом новой мировой войны. И лишь на лунной базе, перед жалкими остатками шокированных нацистов, оставшихся в живых после американской ядерной бомбардировки, Рената и Джеймс воссоединяются, словно Ромео и Джульетта в апокалиптическом будущем.

Остатки космических флотов продолжают вести ожесточённые бои , а тем временем на Земле полыхает глобальная ядерная война…

Интересные факты о фильме:

· Немецкая таможня, непреклонная в своей бдительности, преградила путь нацистской атрибутике, предназначенной для съемок. Казалось, реалистичному воссозданию истории не суждено сбыться. Однако, словно по мановению волшебной палочки, на помощь режиссеру Вуоренсоле пришли создатели "Бесславных ублюдков", поделившись секретом обхода строгих правил и вдохнув новую надежду в кинематографический замысел.

· Адлер предрекает, что лунное вторжение нацистов обрушится на Землю с рассветом в 5:45 – зловещее эхо начала Второй мировой войны, когда Германия развязала свой смертоносный блицкриг против Польши.

· космический флот рейха, словно жуткий аккомпанемент к симфонии разрушения, носил имена, вырванные из глубин вагнеровского "Кольца Нибелунгов": "Рейнгольд", багряный отблеск золота, запятнанного кровью; "Валькирия", несущая смерть на крыльях плазмы; "Зигфрид", чья броня пылала безумием превосходства; и "Гибель богов" ("Götterdämmerung"), предвещавший конец всего сущего в космической ночи.

· Огромное, черно-белое, безапелляционное "ДА!" Плакат, пропагандирующий президента Соединенных Штатов, словно зловещее эхо, воспроизводит стилистику нацистских агиток времен президентских выборов 1932 года – тех самых, где с плакатов взирало лицо Гитлера, полное обещаний и скрытой угрозы.

· Имя Вивиан Вагнер – это не просто случайное сочетание звуков. Оно таит в себе озорной кивок в сторону финского газетного комикса "Viivi & Wagner", пикантной истории о любви женщины и… свиньи.

· Сцена, где Вивиан Вагнер в своем PR-агентстве, словно полководец перед развалинами империи, изучает безнадежную предвыборную кампанию, – злая карикатура на трагический эпизод из "Бункера" (2004), когда Гитлер осознает неминуемый крах Рейха. Пета Сержант, как и Бруно Ганц в роли фюрера, демонстративно снимает очки, этот жест беспомощности, окончательно роднящий два, казалось бы, далеких друг от друга мира.

· В глубине кратера Шрёдингера, на тёмной стороне Луны, скрывается зловещий оплот – нацистская лунная база. Кратер, названный в честь австрийского физика Эрвина Шрёдингера, гения, запутавшего саму природу реальности в своём парадоксальном мысленном эксперименте с котом, стал ироничной колыбелью для безумных амбиций Четвёртого Рейха.

Это кино – не для слабонервных. Здесь нет места хэппи-эндам и розовым очкам. "Железное небо" – это ледяной душ правды, который заставляет проснуться и увидеть мир таким, какой он есть: сложным, противоречивым и полным опасностей. Как писал Ницше: «Тот, кто сражается с чудовищами, должен следить за тем, чтобы самому не стать чудовищем». "Железное небо" – это предостережение, вопль о том, что прошлое никогда не уходит бесследно, и его чудовища могут возродиться в самый неожиданный момент.

Фильм не пытается развлечь зрителя, он бросает ему в лицо горькую пилюлю осознания. Здесь эксплуатируются самые темные стороны человеческой натуры: жажда власти, слепая вера в идеологию, готовность пойти на предательство ради личной выгоды. И все это подано под соусом абсурдной, но от того еще более пугающей фантастики. Кто бы мог подумать, что потомки нацистов, бежавшие на Луну после поражения в Второй мировой войне, могут представлять угрозу для современного мира?

Но "Железное небо" – это не просто история о нацистах-зомби из космоса. Это метафора, отражающая современные политические и социальные тенденции. Фильм высмеивает популизм, лицемерие политиков, зацикленность общества на развлечениях и потребительстве. Он показывает, как легко манипулировать массами, используя страх и ненависть.

"Железное небо" – это провокация, призванная заставить зрителя задуматься о том, к чему может привести бездействие и слепая вера в пропаганду. Фильм не дает ответов, он лишь ставит вопросы. И каждый зритель должен сам найти на них ответы, самостоятельно проанализировав увиденное и сопоставив это с реальным миром.

И хотя фильм полон черного юмора и сатиры, в его основе лежит серьезное предостережение. Мир хрупок, и его легко разрушить. Память коротка, и люди склонны забывать уроки истории. Именно поэтому так важно смотреть такие фильмы, как "Железное небо", чтобы не дать чудовищам прошлого снова захватить власть над миром.

P.S. Человеческая алчность и жажда власти – куда более опасные враги, чем лунные нацисты. Подумайте сами, лунные нацисты – это, по сути, гротескная, почти комичная угроза. Они представляют собой понятное, внешнее зло, с которым можно бороться, которое можно победить, применив силу и стратегию. Но как бороться с тенью, что живет внутри нас самих? Как победить собственное отражение, искаженное алчностью и стремлением к господству?

В статье используется перефразированная цитата Ницше