Найти в Дзене
Forbes Sport

Капитал чемпионства: как заслуженный мастер спорта построила бизнес на яхтинге

Оглавление
Екатерина Скудина и ее команда во время регаты (Фото из личного архива)
Екатерина Скудина и ее команда во время регаты (Фото из личного архива)

Екатерина Скудина ушла в бизнес после лондонской Олимпиады 2012 года. Все, что у нее было на тот момент, — чемпионский статус, звание ЗМС по парусному спорту и две тренировочные лодки. Сейчас у PROyachting более 70 яхт разных классов в пяти локациях — Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Сочи и на федеральной территории Сириус, компания зарабатывает на обучении парусному спорту и организации корпоративных, любительских и профессиональных регат

Как на открытие, так и закрытие парусного сезона 2025 года весь московский и подмосковный флот PROyachting был забронирован еще за полтора месяца. За май-октябрь на Водном стадионе, Пироговском водохранилище и на Финском заливе состоялось 146 любительских регат — это около 7400 участников. С учетом корпоративных регат через три базы PROyachting прошли порядка 20 000 человек — на 20% больше по сравнению с предыдущим сезоном. Но когда яхтенная школа только задумывалась, вероятность успеха была совсем неочевидной. Более того, отправной точкой стала неудача.

Для победы на лондонской Олимпиаде Скудиной не хватило чуть-чуть везения. Ее команда вышла в финал, но в решающей гонке, перед самым финишем соперница поймала ряд удачных волн, сумела «просерфить» — и обойти на последних метрах. В итоге бронза досталась финнам. «Для меня это был конец света, — вспоминает владелица PROyachting. — Я рыдала на плече у Мутко (Виталий Мутко, министр спорта России в 2008 – 2016 гг. — Forbes) с Жуковым (Александр Жуков, президент Олимпийского комитета России в 2010–2018 гг. — Forbes) в аэропорту. Полгода потом не могла прийти в себя».

К 2012 году Екатерина Скудина собрала внушительный набор титулов: чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России. На Олимпиаде в Афинах она заняла 8-е место, в Пекине — 6-е место. Следующей должна была быть медаль, но досталось 4-е место. И Скудина решила сойти с олимпийской дистанции: 20 лет тренировок и соревнований — это очень много.

«Нужно было что-то предпринимать, как-то конвертировать наработанный опыт, — объясняет она свой выбор. — Мне постоянно говорили, что я должна пойти в тренеры, а я чувствовала — это не для меня. Тогда что? Я видела растущий спрос на любительский яхтинг — как частный, так и в форме корпоративных мероприятий. Значит, есть возможность начать свое парусное дело. Я всегда стремилась быть самостоятельной. Сейчас я понимаю: из-за того, что случилось в Лондоне, и получился PROyachting».

Потребность в парусе

Яхтенная школа начинается с причала. В пределах Москвы подходящее место имелось лишь на Водном стадионе «Динамо». До 1965 года там не просто занимались парусом — проходили городские и всесоюзные первенства. Изменение навигационных правил побудило яхтсменов уйти на Клязьминское водохранилище. К середине «нулевых» стадион оказался на грани превращения в руины. После реконструкции, сделанной группой инвесторов, здесь открылся Royal Yacht Club. Но швартовались у его причалов только катера и моторные яхты.

«Мы понимали, что яхт-клуб без парусной жизни неполноценен, — рассказывает Антон Долотин, основатель Royal Yacht Club и владелец мебельного бренда Dantone Home. — Поэтому, когда к нам пришла титулованная спортсменка с интересной идеей и собственным флотом, то шансов не подружиться у нас практически не было».

Десять гоночных яхт Platu 25 Скудина купила в кредит, заняв у знакомых бизнесменов нужную сумму на пять лет. С французской верфью общалась напрямую и смогла договориться о подходящих для себя параметрах сделки. В обеих ситуациях ей помогла чемпионская репутация: «Когда ты лидер в какой-то области, то с тобой говорят иначе. Этим преимуществом я пользовалась и в дальнейшем».

Партнерство и должность гендиректора она предложила давнему другу — Михаилу Кондратьеву, мастеру спорта международного класса. Вместе составили бизнес-план, программу обучения, продумали организацию регат, собрали пул инструкторов и шкиперов для гонок, наняли сотрудников. Стартовав в мае 2013 года, к осени PROyachting проводила по две-три регаты в неделю — корпоративных и любительских. Причем не только в выходные: быстро раскрутились вечерние гонки по средам Wednesday Night Race (позднее к ним добавились вторники и четверги). Скудина точно угадала потребность жителей мегаполиса в нестандартном и атмосферном досуге. Только на прокате яхт для тренировок и соревнований компания заработала в полтора раза больше, чем предполагала.

Доходов хватало, чтобы платить за аренду базы, содержать лодки и погашать кредит. Оставался, правда, неприбыльный зимний период с теоретическими занятиями, но спонсорский контакт с Jaguar Land Rover, заключенный в 2014 году, позволил закрыть этот вопрос — как и подготовку к началу сезона. Скудина до сих пор этим гордится: «У них были непростые KPI, но мне поверили. Партнерство продлилось три сезона и, безусловно, придало нам уверенности в себе, помогло в дальнейшем привлекать другие лакшери-бренды. В разные годы нас поддерживали Ulysse Nardin, Panerai, Corum».

По ее словам, работать с клиентами, партнерами и подрядчиками ей помогали критическое мышление и подстраховка негативных сценариев. «Я всегда держу в уме вариант «Что будет, если пойдет не по плану?», — поясняет Скудина. — Тогда худший сценарий можно попытаться предотвратить, или же уверенно управлять сложившейся ситуацией в моменте: «Ребята, спокойно, делаем вот это и это». А если проблем не случится, то и замечательно».

Ставка за ставкой

В Сочи основательница PROyachting тоже пришла на свободную воду. Лодки и яхтсмены там, конечно же, были, но парусным бизнесом никто системно не занимался. После Олимпиады-2014 порт Имеретинский, открытый под программу спортивных объектов, планировалось перепрофилировать в яхтенную марину. А Скудина хотела обосноваться на южной акватории, чтобы выстроить круглогодичный цикл тренировок и регат.

«В предложенном проекте мы увидели целую гавань идей, способных помочь нам сделать Имеретинку точкой притяжения для людей, влюбленных в парус, — вспоминает Максим Кондратенко, гендиректор Имеретинского порта в 2015 году (сейчас директор по развитию марины и порта ООО «Морской порт Геленджик»). — Екатерина Скудина четко понимала, как совместить спорт, туризм и образовательную миссию. Ее команда была настроена сделать все на уровне мировых стандартов».

Для черноморской базы Скудина арендовала десять яхт GP-26 у Сергея Джиенбаева — соучредителя верфи в Таганроге, главного тренера российской сборной на лондонской Олимпиаде. Имеретинка сразу проверила PROyachting на прочность. Осенний шторм серьезно потрепал лодки прямо у причала, пришлось потратиться на ремонт и вместе с руководством порта изменить расположение понтонов. Локация себя оправдала как интересными для гонок погодными условиями, так и инфраструктурой для гостей (в городском округе Сириус, до 2020 года ставшем федеральной территорией, уже тогда имелся хороший выбор отелей). На регаты приезжали яхтсмены из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и даже из Сибири.

Компания вышла на стабильную самоокупаемость. И на этом этапе Скудина и Кондратьев придумали себе «челлендж» — радикально обновить и расширить флот. Для повышения уровня регат требовались более современные лодки, к тому же PROyachting стало тесновато на Водном стадионе. В клубе «Поместье Галс» на Пироговском водохранилище ей были готовы предоставить причал. На акваторию с высокой конкуренцией тем более нужно выходить с новыми лодками. По всем параметрам подходили J/70, стоившие кратно дороже Platu 25. Две акватории — это 20 яхт. Очень большие вложения.

«Было боязно, — признается чемпионка со стажем. — Мы долго думали, сомневались, потянем ли. И пришли к выводу: если сейчас не сделаем такой шаг, то по всей вероятности перестанем расти, начнем терять аудиторию. А нам этого не хотелось. В конце 2016 года мы приняли решение: опять занимаем деньги и покупаем J/70». Надежда была на то, что бизнес набрал обороты, репутация PROyachting устоялась, пошел органический поток запросов. Корпоративные клиенты приходили повторно, «частники» объединялись в постоянные команды. Хорошим спросом пользовались курсы на шкиперские права и Competent Crew — базовые навыки яхтсмена.

Ставка сыграла. Яхты J/70 на Водном и в «Галсе» не стояли невостребованными. А флот Platu 25 перевезли в Имеретинку.

Уровень доверия

В мае 2016 года на Водном стадионе впервые прошла федеральная регата. PROyachting приняла у себя Высший дивизион Национальной парусной лиги. Через год яхтсмены со всей страны вновь приехали в Москву.

«Нам нужно было за три дня провести десятки стартов в совокупности для 30 команд, — комментирует Владимир Силкин, президент  Всероссийской федерации парусного спорта в 2012-2020 годах. — При такой сложности супер-важна четкая организация. Любой сбой нарушил бы ритм соревнований. А команда PROyachting с самого начала отличалась системностью и слаженностью работы. Поэтому мы выбрали ее в партнеры».

Екатерина Скудина говорит, что контроль — «наше все»: «Олимпийский спорт заставлял меня вникать во все нюансы. И это старание мне удалось привить команде. Мы в PROyachting очень внимательны к деталям и не оставляем даже какие-то очевидные вещи на усмотрение сторонних людей. Это утомительно, зато дает результат». Неудивительно, что при таком подходе и доскональном знании яхтинга («еще одно наше с Мишей конкурентное преимущество») компания в 2020 году придумала альтернативную европейским сериям регату для профессиональных команд, которая получила статус Кубка России в классе J/70. Соревнование, включенное в официальный календарь Минспорта, проходит в несколько этапов на разных акваториях. С 2024 года к ним добавился Финский залив, а к Кубку России — Кубок Санкт-Петербурга.

Фото из личного архива Екатерины Скудиной
Фото из личного архива Екатерины Скудиной

Порт «Смоленка» на Васильевском острове открылся в июне 2023 года. Питерцев яхт-клубами не удивить. Однако президент Санкт-Петербургского парусного союза, чемпион мира и строитель яхтенных марин Владимир Любомиров пригласил в «Смоленку» именно PROyachting. «Екатерина Скудина не только правильно выстроила маркетинговую и клиентскую стратегию, собрала современный флот яхт, привлекает лучших профессионалов, развивает разные программы, но и хорошо умеет использовать эстетику и романтику яхтинга, — поясняет он. — Наши принципы и стили работы очень похожи, не говоря уже о человеческих симпатиях. Прошло всего два года, а я уже вижу высокий синергетический эффект от сотрудничества».

Летом 2023 года компания Скудиной появилась в сочинской Grand Marina — самом центре города, рядом с Морским вокзалом. Место дорогое, специфическое, раскрутка идет медленно: туристы предпочитают смотреть, чем пробовать, или хотят прогулочные варианты. Короче, очередной «челлендж» и инвестиции вдолгую.

Маржинальность бизнеса PROyachting, по словам основательницы, — в пределах 10-20%. Флот включает 45 яхт J70, десять Platu 25, четыре Elliott и 14 легких швертботов Laser — для ценителей одиночного яхтинга. Есть долговые обязательства. «Но финансово мы стабильны, сохраняем самоокупаемость, — подчеркивает Екатерина Скудина. — Да, приходится реинвестировать всю прибыль. Зато нас теперь не догнать».

«Сейчас на побережье Краснодарского края много компаний занимаются парусным бизнесом, но далеко не у всех получается делать так же качественно и драйвово, как у PROyachting», — отмечает Максим Кондратенко. За год компания проводит более 200 любительских и корпоративных регат — это востребованный вид тимбилдинга. Антон Долотин подсчитал: занятия и гонки на акватории Royal Yacht Club привлекли около 15 000 человек. «Екатерина Скудина предоставила всем желающим возможность убедиться, что яхтинг — это доступно», — резюмирует Владимир Силкин.

Быть «в рынке»

Последний раз Скудина участвовала в международной регате в 2021 году в престижном классе ClubSwan 50. Но по большому спорту она не ностальгирует, хотя иногда ведет в PROyachting авторский курс по матч-рейсу — своей олимпийской специализации. Матч-рейс — это поединок двух экипажей с использованием тактических приемов, позволяющих не дать обойти себя, и обманных маневров, подталкивающих соперника к ошибке.

«По сравнению с бизнесом спорт — более жесткая история, — рассуждает предпринимательница. — Там у тебя на счету буквально каждая минута. Не так ее потратил —  рискуешь уже не догнать. В бизнесе если ты ошибся, не дополучил какую-то прибыль, это еще не означает, что все пропало. Здесь много медалей, и в выигрыше можно быть независимо от места. Хотя амбиция быть лучшей компанией на рынке у нас, конечно же, есть».

В этом году PROyachting, например, стал спортивным партнером финального этапа Чемпионата бизнес-клубов по парусному спорту. На Пироговском водохранилище соревновались 20 команд различных бизнес-сообществ — от выпускников Школы управления СКОЛКОВО до резидентов бизнес-клуба «Атланты» и юридического клуба «Право-300».

«Я рада, что у нас рыночный проект. Мы не зависим от какого-то одного человека, тратим на развитие заработанные деньги, — гордится Екатерина Скудина. — Судьи в спорте могут ошибаться, быть предвзятыми, условия — не вполне справедливыми. А PROyachting находится «в рынке», и мы выигрываем это состязание».

Яхты
4360 интересуются