Найти в Дзене
Культурный код

Первое Болгарское царство - колыбель славянской государственности

Оглавление

Истоки Первого Болгарского царства восходят к середине VII века, когда на берегах Азовского моря хан Кубрат объединил протоболгарские племена, создав военно-политическое образование под названием Великая Болгария. После его смерти и усиления давления со стороны Хазарского каганата большая часть протоболгар под предводительством младшего сына Кубрата - Аспаруха, отправилась на запад. В 680 году, одержав победу над византийским императором Константином IV в битве при Онгале, Аспарух закрепился между Дунаем и Старой Планиной. Здесь он установил контроль над Союзом семи славянских племён и основал государство с центром в Плиске.

Болгария в конце IX века
Болгария в конце IX века

Этот акт стал первым в истории формальным признанием "варварского" государства на территории, ранее контролировавшейся Византией. По договору 681 года Константинополь обязался платить ежегодную дань, что юридически закрепило суверенитет болгар. Площадь нового государства составляла около 50 000 км², а население - преимущественно славянские племена с примесью фракийских племён и кочевых протоболгар.

От тенгрианства к православию: религиозные и политические перемены

Первоначально духовной основой господствующего слоя протоболгар оставалось тенгрианство, дополненное языческими культами славян. Однако по мере укрепления власти и интеграции славянского большинства в политическую систему, баланс начал смещаться. К 864 году, при князе Борисе I, произошёл поворотный момент: христианство было провозглашено государственной религией. Этот шаг имел важнейшее духовное и геополитическое значение. Именно он позволил Болгарии выйти из международной изоляции и включиться в христианскую дипломатическую систему Европы.

Болгарские воины IX века. Миниатюра из «Менологии императора Василия II» (XI век)
Болгарские воины IX века. Миниатюра из «Менологии императора Василия II» (XI век)

Византия, опасаясь усиления западного влияния через римскую миссию, направила в Болгарию братьев Кирилла и Мефодия. В 863 году ими был создан славянский алфавит, положивший начало старославянской письменности и литургии. Этим Болгария получила собственный культурный код и заложила основы независимого церковного устройства. В 870 году Константинопольский патриархат официально признал автокефалию болгарской церкви.

Эпоха Симеона I: золотой век Первого царства

Наибольшего могущества государство достигло при царе Симеоне I Великом, который правил с 893 по 927 год. Его правление считается «золотым веком» болгарской истории. В 893 году столица была перенесена из Плиски в Преслав - город, ставший центром книжности, архитектуры и богословия. В том же году старославянский язык был окончательно утверждён как государственный и литургический.

Болгария при Круме:
Оранджевым - Первое Болгарское царство к 803 году
Грязно-жёлтым - Земли, завоёванные ханом Крумом
Болгария при Круме: Оранджевым - Первое Болгарское царство к 803 году Грязно-жёлтым - Земли, завоёванные ханом Крумом

Симеон начал серию успешных войн против Византии, мотивированных её защитой экономических интересов. И было за что "зацепиться" - эмбарго Льва VI на торговлю в Константинополе вызвало ответные меры - болгарское вторжение в Фракию. После победы в битве при Ахелое в 917 году болгарская армия установила контроль над Македонией, Албанией, Эпиром и Фессалией, а южная граница достигла Эгейского моря. В 924 году Симеон присоединил Сербское княжество, а его титул стал звучать как «царь болгар и ромеев (греков)».

Реконструкция крепостных ворот в Преславе
Реконструкция крепостных ворот в Преславе

Территория государства в 895 году достигла 440 000 км², с населением от 900 000 до 1 000 000 человек. В административном устройстве усилилось влияние славянской знати, а протоболгарская аристократия постепенно ассимилировалась.

Внутренний кризис и наследие Симеона

После смерти Симеона в 927 году его преемник Пётр I заключил мир с Византией, вернув часть завоёванных территорий. Экономическое восстановление сопровождалось социальным напряжением: тяжёлое налогообложение, вызванное затяжными войнами, привело к росту недовольства и появлению религиозно-социального движения богомилов. Их учение, отвергающее церковную иерархию и светскую власть, быстро распространилось в Болгарии, а потом переметнулось в Византию, Италию и на Балканы.

Самуилова крепость под Охридом
Самуилова крепость под Охридом

Параллельно усилилось внешнее давление. Венгры, ранее побеждённые Симеоном, начали совершать набеги через болгарские земли. Византия, при императоре Никифоре II Фоке, активизировала дипломатию против Болгарии и заключила союз с главным славянским русским князем Святославом.

Раздел и падение: от Восточной к Западной Болгарии

В 968 году Святослав вторгся в северо-восточную Болгарию, захватив Плиску и Преслав. После его изгнания византийскими войсками под командованием Иоанна Цимисхия в 971 году (ох, и сложная геополитика была в то время) восточная часть царства была присоединена к империи. Однако в западных областях власть сохранил комит Скопий Самуил и его братья, положив начало Западно-Болгарскому царству, которое де-факто продолжало существование Первого болгарского государства.

Поражение Самуила и ослепление его воинов. Миниатюра (1345)
Поражение Самуила и ослепление его воинов. Миниатюра (1345)

Самуил восстановил контроль над Македонией, Албанией, Сербией и Эпиром, а столицей сделал Охрид. В 997 году, после смерти царя Романа, Самуил официально принял титул царя. Однако в 1001 году император Василий II начал систематическую кампанию по возвращению болгарских земель. Ключевым моментом стало сражение при Клейдионе в 1014 году, где болгарская армия была разгромлена. Тысячи пленных были лишены зрения, что привело к смерти Самуила от сильного нервного удара 6 октября 1014 года.

Последние годы существования царства были отмечены предательствами местной знати и потерей стратегических городов. В 1018 году византийцы взяли Охрид, а последний царь Пресиан II сдался на милость победителей. Государство прекратило своё существование, а его территории вошли в состав Византийской империи.

Византийское владычество и культурное наследие

Несмотря на падение, культурное и религиозное наследие Первого Болгарского царства оказало глубокое влияние на весь славянский мир. Образование старославянской литургии, создание азбуки, развитие книжности и строительство храмов стали фундаментом для последующей славянской цивилизации.

Собор Софии в Охриде (X—XIV)
Собор Софии в Охриде (X—XIV)

Архитектурные памятники эпохи - так называемая «Большая базилика» в Плиске, собор Святой Софии в Охриде, крепостные стены Преслава с круглыми и пятигранными башнями - свидетельствуют о высоком уровне градостроительства и инженерного искусства. Столицы Плиска, Преслав, Скопье и Охрид оставались центрами политической и духовной жизни славян даже после падения государства.

Бояться болгар было отчего - они по-прежнему были воинственны и сильны. Поэтому византийские власти формально снизили налоговое бремя и сохранили автономию болгарской церкви. Правда, на правах победителей, понизив её статус до архиепископства. Однако болгарская знать интегрировалась в имперскую иерархию, а крестьяне постепенно превращались в зависимых от греческих землевладельцев.

«Большая базилика» в Плиске (IX)
«Большая базилика» в Плиске (IX)

Именно из этого периода возникли предпосылки для восстания Асенея и Петра в 1185 году, положившего начало Второму Болгарскому царству. Но Первое царство навсегда осталось символом болгарской государственности, культурной самобытности и военно-политического величия на Балканах.

С уважением, Иван Вологдин

Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.