Осенью этого года наконец начали открывать для посетителей отдельные отреставрированные строения Останкинской усадьбы Шереметевых. Первым отреставрированным корпусом дворцового комплекса стал Египетский павильон - восточное крыло Останкинского дворца. Остальная часть дворца пока ещё находится на реставрации. Да и Египетский павильон был открыт для посетителей всего несколько недель - с конца сентября - до начала ноября, потом его снова закрыли - до следующего летнего сезона. Нам удалось сходить в Египетский павильон в октябре, хотя и не с первого раза, на выставку, которая называлась - "В гостях у графа Шереметева". Желающих попасть на эту выставку оказалось предостаточно. Купить билеты на месте в кассах усадьбы 12 октября с первой попытки нам не удалось, пришлось покупать билеты на сайте музея на 18 октября, и ещё раз через неделю приезжать в Останкино. Заодно мы тогда купили билеты и на Останкинскую башню, которой была посвящена одна из моих предыдущих статей.
На фотографиях, снятых нами с открытой смотровой площадки Останкинской башни, отлично видна вся усадьба Останкино вместе с отреставрированным Египетским павильоном и остальной частью Останкинского дворца, закрытого гигантскими белыми тентами.
За два посещения усадьбы Останкино мы успели - и нагуляться в Увеселительном усадебном саду, и снять массу фотографий с осенними пейзажами и с фасадами отреставрированного Египетского павильона. На последних фотографиях можно в деталях рассмотреть северный портал Египетского павильона, крыльцо которого украшено скульптурами львов - охранников с гривами, стилизованными под клафты — головные уборы, которые носили фараоны в Древнем Египте.
Восточное крыльцо Египетского павильона, как и северное, было изначально оформлено ампирными колоннами. С запада - Египетский павильон Проходной галереей соединён с основным зданием Останкинского дворца, с юга - к павильону примыкает флигель с анфиладной Восточной галереей.
В отличие от северного и восточного порталов, построенных вместе с Египетским павильоном и дворцом в 1795 году по проекту именитого архитектора Винченцо Бренны, южный ампирный портал был сформирован в 1820 году, после сноса из-за ветхости южных корпусов дворцового комплекса. Напротив южных корпусов располагался кухонный двор, где готовили блюда, которые поставлялись в парадную столовую Египетского павильона.
Сохранившиеся чертежи кухонных построек усадьбы и документы с описанием подготовки к торжественным застольям были представлены на выставке "В гостях у графа Шереметева" - в вводной части экспозиции.
Там же, в холлах южного флигеля Восточной галереи на выставке "В гостях у графа Шереметева" демонстрировались: картины из собрания живописи графа; музейные экспонаты из залов дворца; макеты усадьбы, самого Останкинского дворца и театрального зала. На мультимедийных экранах на выставке показывали фильмы, посвящённые: истории строительства усадьбы; оформлению театра-дворца; трансформации Египетского павильона в парадную столовую, концертный зал и передвижной театр. На интерактивных мониторах можно было посмотреть - как устраивались во дворце парадные приёмы с фейерверками и графские застолья с роскошной сервировкой. Благодаря мультимедийной программе можно было увидеть процесс приготовления блюд высокой кухни XVIII века.
Экспозицию вводной части выставки с макетами Останкинской усадьбы расположили в залах Восточной галереи, которые были закрыты для посетителей с 1950-х годов. Эти помещения были восстановлены согласно дворцовым описям и архивным документам XVIII века.
Среди живописных экспонатов на выставке были представлены портреты представителей рода Шереметевых, в семью которых вошла в 1799 году и Прасковья Ковалёва, бывшая крепостная актриса Параша Жемчугова, ставшая графиней Шереметевой после венчания с графом Николаем Петровичем. На фамильном портрете неизвестного художника Прасковья Ковалёва - Жемчугова изображена в роли Элианы из комической оперы "Самнитские браки". Портрет самого графа Николая Петровича Шереметева кисти знаменитого художника Николая Ивановича Аргунова - тоже был представлен на выставке в вводной части экспозиции.
Тот же портрет графа Шереметева, только анимированный, взирал на посетителей выставки в Восточной галерее с интерактивного монитора. Музейщики "анимировали" портрет Николая Петровича, чтобы сам "оживлённый" хозяин дворца знакомил собравшихся с историей строительства усадьбы.
Во время реставрации интерьеры Египетского павильона были воссозданы в том виде, в котором их могли видеть гости графа Николая Петровича, поэтому и выставку назвали - "В гостях у графа Шереметева". В отреставрированную галерею Восточного флигеля вернули хранившиеся в запасниках предметы исторической меблировки, картины, гравюры и некоторые скульптуры из собрания графа Шереметева, которые больше 10 лет экспонировались в Среднем дворце (Оперном доме) музея-заповедника Царицыно. Называлась та выставка - "Дворец во дворце" - я о ней рассказывала в одной из своих предыдущих статей. На той же выставке вместе с другими скульптурами экспонировалась одна из античных статуй из собрания графа Шереметева - знаменитая "Гигиея", которую после реставрации Египетского павильона вернули на её историческое место - в Экседру - полукруглую нишу, расположенную под балконом в парадном столовом зале.
"Гигиея" - римская копия II века нашей эры с греческого оригинала V века до нашей эры - античной скульптуры, изображавшей богиню Здоровья из древнегреческой мифологии с богом Термином - богом границ из римской мифологии. Мраморная "Гигиея" установлена на специально для неё сделанном на заказ пьедестале, на котором нанесены надписи на французском языке. В переводе на русский на пьедестале написано - на лицевой стороне: "Богиня Здоровья с богом Термином, привезённые из Афин в 1789 году"; на обратной стороне: "Эта старинная статуя принадлежала императору Адриану, который согласно сообщению Павсания, привёз её из Афин в Тиволи".
Деревянный пьедестал под мраморной статуей "Гигиеи" украшен золочёной резьбой. Установка этой статуи в Экседре Египетского павильона была предусмотрена проектом Винченцо Бренны и показана на всех чертежах конца XVIII века.
В Экседре, за статуей "Гигиеи" в начале XIX века располагался Буфет, в котором хранилась на двухъярусных горках посуда, использующаяся для сервировки столов во время роскошных приёмов.
Богатый зал Египетского павильона мог служить одновременно и парадной столовой, и «малой сценой» для небольших спектаклей, и концертным залом. На концертах - верхняя часть Экседры на балконе служила хорами для оркестра, который развлекал гостей.
Дневной свет в столовый зал Египетского павильона попадает через световой фонарь, украшенный лепными розетками и замысловатым фризом с фигурками путти, поддерживающими гирлянды лавра, и с композициями из музыкальных инструментов.
Обогревался столовый зал Египетского павильона четырьмя печами, выполненными по проекту Винченцо Бренны в 1794 году. Печи декорированы колоннами из искусственного красного мрамора и барельефами с изображениями Амуров. Сфинксы на печах изготовлены из гипса, выкрашенного под красный мрамор, головные уборы сфинксов и пояса выполнены из позолоченного папье-маше.
В центре столового зала Египетского павильона воссоздано оформление столов, накрытых для торжественного приёма, устроенного 7 мая 1797 года графом Николаем Петровичем в честь бывшего польского короля Станислава II Августа Понятовского, прибывшего в Москву на коронацию императора Павла I. На том торжественном приёме в усадьбе Останкино присутствовало 358 российских господ и иностранных министров.
Сохранилось описание торжеств (его даже публиковали в газетах). Бывшему королю показали спектакль, комическую оперу модного тогда французского композитора Андре-Эрнеста-Модеста Гретри "Самнитские браки". На сцене блистала знаменитая Прасковья Жемчугова, к тому времени невенчанная жена графа Николая Петровича Шереметева. Польский экс-монарх вспоминал, что на ней сверкали бриллианты, подобных которым не было и у него самого.
В Проходной галерее, ведущей из Египетского павильона в театральный зал, на выставке "В гостях у графа Шереметева" анимированный Станислав II Август рассказывал посетителям, как ему понравился приём. Видео этого "перфоманса" я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.