Найти в Дзене
O K

Египетский павильон в усадьбе Останкино

Осенью этого года наконец начали открывать для посетителей отдельные отреставрированные строения Останкинской усадьбы Шереметевых. Первым отреставрированным корпусом дворцового комплекса стал Египетский павильон - восточное крыло Останкинского дворца. Остальная часть дворца пока ещё находится на реставрации. Да и Египетский павильон был открыт для посетителей всего несколько недель - с конца сентября - до начала ноября, потом его снова закрыли - до следующего летнего сезона. Нам удалось сходить в Египетский павильон в октябре, хотя и не с первого раза, на выставку, которая называлась - "В гостях у графа Шереметева". Желающих попасть на эту выставку оказалось предостаточно. Купить билеты на месте в кассах усадьбы 12 октября с первой попытки нам не удалось, пришлось покупать билеты на сайте музея на 18 октября, и ещё раз через неделю приезжать в Останкино. Заодно мы тогда купили билеты и на Останкинскую башню, которой была посвящена одна из моих предыдущих статей. Вид на усадьбу Останк

Осенью этого года наконец начали открывать для посетителей отдельные отреставрированные строения Останкинской усадьбы Шереметевых. Первым отреставрированным корпусом дворцового комплекса стал Египетский павильон - восточное крыло Останкинского дворца. Остальная часть дворца пока ещё находится на реставрации. Да и Египетский павильон был открыт для посетителей всего несколько недель - с конца сентября - до начала ноября, потом его снова закрыли - до следующего летнего сезона. Нам удалось сходить в Египетский павильон в октябре, хотя и не с первого раза, на выставку, которая называлась - "В гостях у графа Шереметева". Желающих попасть на эту выставку оказалось предостаточно. Купить билеты на месте в кассах усадьбы 12 октября с первой попытки нам не удалось, пришлось покупать билеты на сайте музея на 18 октября, и ещё раз через неделю приезжать в Останкино. Заодно мы тогда купили билеты и на Останкинскую башню, которой была посвящена одна из моих предыдущих статей.

На фотографиях, снятых нами с открытой смотровой площадки Останкинской башни, отлично видна вся усадьба Останкино вместе с отреставрированным Египетским павильоном и остальной частью Останкинского дворца, закрытого гигантскими белыми тентами.

За два посещения усадьбы Останкино мы успели - и нагуляться в Увеселительном усадебном саду, и снять массу фотографий с осенними пейзажами и с фасадами отреставрированного Египетского павильона. На последних фотографиях можно в деталях рассмотреть северный портал Египетского павильона, крыльцо которого украшено скульптурами львов - охранников с гривами, стилизованными под клафты — головные уборы, которые носили фараоны в Древнем Египте.

Восточное крыльцо Египетского павильона, как и северное, было изначально оформлено ампирными колоннами. С запада - Египетский павильон Проходной галереей соединён с основным зданием Останкинского дворца, с юга - к павильону примыкает флигель с анфиладной Восточной галереей.

В отличие от северного и восточного порталов, построенных вместе с Египетским павильоном и дворцом в 1795 году по проекту именитого архитектора Винченцо Бренны, южный ампирный портал был сформирован в 1820 году, после сноса из-за ветхости южных корпусов дворцового комплекса. Напротив южных корпусов располагался кухонный двор, где готовили блюда, которые поставлялись в парадную столовую Египетского павильона.
Сохранившиеся чертежи кухонных построек усадьбы и документы с описанием подготовки к торжественным застольям были представлены на выставке "В гостях у графа Шереметева" - в вводной части экспозиции.

Там же, в холлах южного флигеля Восточной галереи на выставке "В гостях у графа Шереметева" демонстрировались: картины из собрания живописи графа; музейные экспонаты из залов дворца; макеты усадьбы, самого Останкинского дворца и театрального зала. На мультимедийных экранах на выставке показывали фильмы, посвящённые: истории строительства усадьбы; оформлению театра-дворца; трансформации Египетского павильона в парадную столовую, концертный зал и передвижной театр. На интерактивных мониторах можно было посмотреть - как устраивались во дворце парадные приёмы с фейерверками и графские застолья с роскошной сервировкой. Благодаря мультимедийной программе можно было увидеть процесс приготовления блюд высокой кухни XVIII века.

Экспозицию вводной части выставки с макетами Останкинской усадьбы расположили в залах Восточной галереи, которые были закрыты для посетителей с 1950-х годов. Эти помещения были восстановлены согласно дворцовым описям и архивным документам XVIII века.

Среди живописных экспонатов на выставке были представлены портреты представителей рода Шереметевых, в семью которых вошла в 1799 году и Прасковья Ковалёва, бывшая крепостная актриса Параша Жемчугова, ставшая графиней Шереметевой после венчания с графом Николаем Петровичем. На фамильном портрете неизвестного художника Прасковья Ковалёва - Жемчугова изображена в роли Элианы из комической оперы "Самнитские браки". Портрет самого графа Николая Петровича Шереметева кисти знаменитого художника Николая Ивановича Аргунова - тоже был представлен на выставке в вводной части экспозиции.

Тот же портрет графа Шереметева, только анимированный, взирал на посетителей выставки в Восточной галерее с интерактивного монитора. Музейщики "анимировали" портрет Николая Петровича, чтобы сам "оживлённый" хозяин дворца знакомил собравшихся с историей строительства усадьбы.

Во время реставрации интерьеры Египетского павильона были воссозданы в том виде, в котором их могли видеть гости графа Николая Петровича, поэтому и выставку назвали - "В гостях у графа Шереметева". В отреставрированную галерею Восточного флигеля вернули хранившиеся в запасниках предметы исторической меблировки, картины, гравюры и некоторые скульптуры из собрания графа Шереметева, которые больше 10 лет экспонировались в Среднем дворце (Оперном доме) музея-заповедника Царицыно. Называлась та выставка - "Дворец во дворце" - я о ней рассказывала в одной из своих предыдущих статей. На той же выставке вместе с другими скульптурами экспонировалась одна из античных статуй из собрания графа Шереметева - знаменитая "Гигиея", которую после реставрации Египетского павильона вернули на её историческое место - в Экседру - полукруглую нишу, расположенную под балконом в парадном столовом зале.

"Гигиея" - римская копия II века нашей эры с греческого оригинала V века до нашей эры - античной скульптуры, изображавшей богиню Здоровья из древнегреческой мифологии с богом Термином - богом границ из римской мифологии. Мраморная "Гигиея" установлена на специально для неё сделанном на заказ пьедестале, на котором нанесены надписи на французском языке. В переводе на русский на пьедестале написано - на лицевой стороне: "Богиня Здоровья с богом Термином, привезённые из Афин в 1789 году"; на обратной стороне: "Эта старинная статуя принадлежала императору Адриану, который согласно сообщению Павсания, привёз её из Афин в Тиволи".

Деревянный пьедестал под мраморной статуей "Гигиеи" украшен золочёной резьбой. Установка этой статуи в Экседре Египетского павильона была предусмотрена проектом Винченцо Бренны и показана на всех чертежах конца XVIII века.

В Экседре, за статуей "Гигиеи" в начале XIX века располагался Буфет, в котором хранилась на двухъярусных горках посуда, использующаяся для сервировки столов во время роскошных приёмов.

Богатый зал Египетского павильона мог служить одновременно и парадной столовой, и «малой сценой» для небольших спектаклей, и концертным залом. На концертах - верхняя часть Экседры на балконе служила хорами для оркестра, который развлекал гостей.

Дневной свет в столовый зал Египетского павильона попадает через световой фонарь, украшенный лепными розетками и замысловатым фризом с фигурками путти, поддерживающими гирлянды лавра, и с композициями из музыкальных инструментов.

Обогревался столовый зал Египетского павильона четырьмя печами, выполненными по проекту Винченцо Бренны в 1794 году. Печи декорированы колоннами из искусственного красного мрамора и барельефами с изображениями Амуров. Сфинксы на печах изготовлены из гипса, выкрашенного под красный мрамор, головные уборы сфинксов и пояса выполнены из позолоченного папье-маше.
В центре
столового зала Египетского павильона воссоздано оформление столов, накрытых для торжественного приёма, устроенного 7 мая 1797 года графом Николаем Петровичем в честь бывшего польского короля Станислава II Августа Понятовского, прибывшего в Москву на коронацию императора Павла I. На том торжественном приёме в усадьбе Останкино присутствовало 358 российских господ и иностранных министров.

Сохранилось описание торжеств (его даже публиковали в газетах). Бывшему королю показали спектакль, комическую оперу модного тогда французского композитора Андре-Эрнеста-Модеста Гретри "Самнитские браки". На сцене блистала знаменитая Прасковья Жемчугова, к тому времени невенчанная жена графа Николая Петровича Шереметева. Польский экс-монарх вспоминал, что на ней сверкали бриллианты, подобных которым не было и у него самого.
В Проходной галерее, ведущей из Египетского павильона в театральный зал, на выставке "В гостях у графа Шереметева" анимированный Станислав II Август рассказывал посетителям, как ему понравился приём. Видео этого "перфоманса" я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.