В Увеселительном саду музея-усадьбы Останкино мы гуляли 12 и 18 октября - в ту самую пору "пушкинской осени", которую поэт называл "унылой", несмотря на "пышное природы увяданье" и "в багрец и в золото одетые леса".
12 октября мы приехали в Останкино, рассчитывая в музейных кассах купить билеты в недавно открывшийся после реставрации Египетский павильон - один из корпусов знаменитого Останкинского дворца, в котором продолжаются пока реставрационные работы. Оказалось, что билеты в Египетский павильон на 12 октября все распроданы, и мы решили просто погулять по усадебному парку, в который можно было, к счастью, пройти без билетов. Через неделю, когда мы приехали в Останкино 18 октября уже с заранее купленными на сайте музея билетами в Египетский павильон, в парк пускали уже по билетам.
В те дни в Москве было облачно с прояснениями и прохладно - точно как у Пушкина: "И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угрозы". За ветреную неделю с холодными ночами в парке немного поменялся пейзаж - липы, клёны и берёзы растеряли часть своей золотой листвы, а хвоя лиственницы, растущей у Египетского павильона, заметно пожелтела.
Листопад за неделю ещё больше засыпал золотыми листьями усадебный Парнас - искусственный живописный холм, на вершине которого в конце XVIII века стояла изящная деревянная беседка. Такие искусственные холмы - горки с беседками были чрезвычайно популярными элементами садового усадебного дизайна в годы правления Екатерины II.
Приусадебный парк приобрёл вид Увеселительного сада в 1793 - 1795 годах при графе Николае Петровиче Шереметеве - хозяине усадьбы - наследнике графа Петра Борисовича Шереметева, при котором началось создание собственно парка еще в середине XVIII века под руководством садовников-иностранцев - Карла Рейнерта, Иоганна Манштатта и Петра Ракка.
В 1740-е годы Пётр Борисович Шереметев начал строительство усадьбы Кусково, не забросив тем не менее и усадьбу Останкино, в которой по распоряжению графа в 1754 году началась прорубка "перспективных дорог" – основы будущего регулярного сада. "Перспективные дороги" прорубали в кедровой роще, заложенной ещё на рубеже XVI - XVII веков первым владельцем Останкинской вотчины - начальником Посольского приказа Василием Щелкаловым. Кедровая роща в середине XVIII века превратилась в могучий кедровый лес.
При Петре Борисовиче Шереметеве в усадьбе Останкино были высажены липы, клёны и ели. Деревья высаживали, как было принято в регулярных садах - аллеями. В усадебных записях 1763 года упоминаются "шпалерные аллеи", которые рекомендовалось "стричь и подсаживать в них выпавшие деревья". Также в усадебных архивных документах тех лет описываются оранжереи, в которых помимо овощных и фруктовых культур выращивали десятки видов декоративных растений и цветов не только для усадьбы Останкино, но и для других графских усадеб.
Николай Петрович Шереметев, получив в 1788 году огромное наследство, решил переобустроить Останкинскую усадьбу. Перепланировка усадьбы началась с возведения нового дворца-театра. Одновременно с его проектированием приступили и к устройству Увеселительного сада.
Территория созданного в 1793-1795 годах Увеселительного сада включала полуовальной формы партер с тремя парами цветников, регулярный французский сад с липовыми аллеями, и участки парка со свободной живописной планировкой. К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка с кедровой рощей, заложенной Щелкаловым. В усадьбе Останкино в конце XVIII века не просто произрастала кедровая роща, здесь был питомник по выращиванию кедров.
Кроме того - при Николае Петровиче Шереметеве в Останкине было шесть фруктовых оранжерей. В них вызревали ананасы, персики, виноград, вишня; были и теплицы, в которых выращивалась клубника.
В графском Увеселительном саду XVIII века сочетались разные садовые элементы, одни из которых относились к садам классицизма, другие к садам барокко или романтизма. Николай Петрович Шереметев под влиянием западной моды стремился создать в Увеселительном саду идеальный образец садового искусства, собрав на одиннадцати гектарах своей усадьбы лучшие элементы из парков разных стран, представив их в миниатюре.
Николай Петрович в молодости, в начале 1770-х годов провёл четыре года в заграничном путешествии. Основными пунктами его остановок в Европе были: Голландия, Англия и Франция. Был тогда граф и в Лондоне, и в Женеве, и в Берлине, и в Париже. В Голландии Николай Петрович успел прослушать курс лекций у профессора Лейденского университета, в Париже граф посетил Версаль и был представлен королевской чете.
Николай Петрович вернулся в Россию из Европы с массой идей и с планами построить в своих владениях «пантеон искусств», в котором бы роскошь Версаля сочеталась с пасторальной сдержанностью миниатюрных голландских садов, и простором протяжённых английских пейзажных парков.
Построив дворец-театр, доведя до совершенства приусадебный Увеселительный сад, украсив его беседками, павильонами и садовыми скульптурами, Николай Петрович присоединил к усадебной территории ещё несколько лесных гектаров с каскадами прудов, устроенных вдоль течения реки Каменки. Новая часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он как раз и был организован в стиле английских пейзажных парков, в нём были проложены дорожки и выстроены павильоны и беседки. Для прогулок и катания на лодках в парке были обустроены пруды. Шереметевы часто устраивали представления и праздники в усадьбе, на некоторых из которых присутствовали даже российские императоры.
Территорию огромного парка, площадь которого увеличилась с 11 гектаров до 71 гектара, обустраивали в течение нескольких десятилетий, но к 1830 годам вся Останкинская усадьба начала приходить в упадок — подошла к концу «золотая» эпоха дворянских усадеб. В конце XIX века приусадебная территория Останкино начала застраиваться дачами, а парк превратился в место прогулок горожан. После революции в графском дворце открыли Музей творчества крепостных, поскольку именно они были архитекторами, строителями усадьбы и актёрами на её сцене.
В 1932 году на всей территории бывшего дворцово-паркового ансамбля графской усадьбы Шереметевых был организован Парк культуры и отдыха, названный в честь Феликса Дзержинского.
В 1971 году территория Увеселительного сада, занимающего 11 гектаров, была выделена музею-усадьбе Останкино.
В 1976 году парк Феликса Дзержинского, без Увеселительного сада, был включен в состав ВДНХ, а в 1991 году ему вернули прежнее название - Останкинский.
Увеселительный сад, где сохранилось около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым 160 - 200 лет и более, отгорожен от Останкинского парка забором. А между Останкинским парком и территорией ВДНХ оград нет. Об этом я рассказывала в одной из своих предыдущих публикаций "Останкинский район Москвы" с фотоотчётом о нашей летней прогулке по этому району. В своих следующих статьях я продолжу публиковать фотографии с осенними пейзажами Останкинского района. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.