Найти в Дзене
O K

О завершившейся выставке "Дворец во дворце" в Царицыне

Собрание скульптуры из музея-усадьбы Останкино экспонировалось в музее-заповеднике Царицыно - в залах Оперного дома на протяжении 11 лет - с 2014 года - до 2025 года.
Называлась выставка скульптур из Останкинского дворца в Царицыне - "Дворец во дворце", поскольку второе название Оперного дома царицынского музея заповедника - Средний дворец. Он был построен Баженовым в Царицыне для Екатерины II в 1784 году. Оперным домом Средний дворец стали называть только в XIX веке. Об этом я рассказывала в своей предыдущей статье "Оперный дом в музее-заповеднике Царицыно", в которой упоминала и о непростой судьбе баженовских построек, и о причудах императрицы Екатерины, отстранившей Баженова от придворной должности архитектора, отчего все его роскошные дворцы остались без внутренней отделки, в том числе и уже достроенное здание Среднего дворца с белокаменным ажурным декором. Выставка "Дворец во дворце" в большом зале Оперного дома в Царицыне Баженов, вложивший не только душу, но и большую часть св

Собрание скульптуры из музея-усадьбы Останкино экспонировалось в музее-заповеднике Царицыно - в залах Оперного дома на протяжении 11 лет - с 2014 года - до 2025 года.
Называлась выставка скульптур из Останкинского дворца в Царицыне - "Дворец во дворце", поскольку второе название Оперного дома царицынского музея заповедника - Средний дворец. Он был построен Баженовым в Царицыне для Екатерины II в 1784 году. Оперным домом Средний дворец стали называть только в XIX веке. Об этом я рассказывала в своей предыдущей статье
"Оперный дом в музее-заповеднике Царицыно", в которой упоминала и о непростой судьбе баженовских построек, и о причудах императрицы Екатерины, отстранившей Баженова от придворной должности архитектора, отчего все его роскошные дворцы остались без внутренней отделки, в том числе и уже достроенное здание Среднего дворца с белокаменным ажурным декором.

Баженов, вложивший не только душу, но и большую часть своих средств в строительство архитектурного царицынского ансамбля, неоднократно задавал вопросы Екатерине II относительно внутреннего убранства дворцов, спрашивая императрицу: «чем и как убирать здания». Но внятного ответа Баженов от императрицы так и не получил.

Государыня отдала распоряжения лишь относительно покрытия полов керамическими плитками, об устройстве изразцовых печей и подготовке рисунков для бронзовых светильников ‒ подвесных паникадил, настенных бра и напольных «таганов». Баженов же, желая придать внутренним пространствам облик «интерьеров», предлагал Екатерине II расписать стены залов по штукатурке в древнегреческом или в древнеегипетском «вкусе». Повеление дано не было, и к приезду императрицы в 1785 году все здания ансамбля были только оштукатурены. Без отделки интерьеры царицынских дворцов приобрели внутренний вид «светских храмов».

Неизвестно как были бы украшены интерьеры царицынских дворцов, если бы Баженов не попал под опалу императрицы. Вероятно, главным украшением парадных залов стали бы скульптурные композиции, что отвечало бы вкусам того времени. В конце XVIII века не только царские резиденции, но и богатые дворянские усадьбы часто украшали скульптурами. Так, граф Н. П. Шереметев мечтал превратить свою Останкинскую усадьбу в «Пантеон искусств», собирая для нее коллекцию скульптуры, насчитывающую более трёхсот семидесяти предметов, выполненных из различных материалов – натурального и искусственного мрамора, бронзы, алебастра, гранита, агата, керамики, гипса, дерева. Большинство скульптур были приобретены графом Н.П.Шереметевым в 1790-х годах специально для обстановки парадных залов строящегося Останкинского театра-дворца. Большая часть скульптурной коллекции графа Шереметева никогда не покидала стен родного Останкинского дворца..

Одна из самых знаменитых скульптур из коллекции графа Шереметева - статуя "Точильщик" - гипсовая копия конца XVIII века с древнеримской мраморной скульптуры II века нашей эры, повторяющей греческий оригинал. Древнеримская мраморная скульптура "Точильщик" хранится в Галерее Уффици во Флоренции.

"Точильщик" графа Шереметева на протяжении двухсот лет простоял в одном месте - на балюстраде Останкинского театра, и впервые был снят в 2014 году, когда в Останкине началась реставрация, и все скульптуры были отправлены в музей-заповедник Царицыно.

В Среднем дворце в Царицыне экспонировалось 126 скульптур из Останкинского дворца — несколько подлинных антиков, копии античных скульптур и произведения мастеров XIX века, попавшие в Останкино уже после смерти Н. П. Шереметева.

Самую значительную скульптурную группу из коллекции графа Шереметева составляют каменные статуи, бюсты и вазы, изготовленные во второй половине XVIII века французскими и итальянскими скульпторами, копирующими античные оригиналы, что было чрезвычайно популярно в Екатерининскую эпоху в среде великих вельмож.

В отдельном аванзале на первом этаже Оперного дома экспонировалась мраморная скульптурная группа второй половины XVIII века "Геркулес и Антей" из Останкинского дворца - копия бронзовой композиции 1475 года ренессансного мастера Антонио Поллайоло, хранящейся в Национальном музее Барджелло во Флоренции.
Скульптура "Геркулес и Антей" создана по мотивам мифа о противоборстве героя и великана из древнегреческой мифологии, включённого в эпопею подвигов Геракла (Геркулеса). Согласно эпопее, Геракл, встретив Антея, считавшегося неуязвимым до тех пор, пока он прикасался к земле, совершил десятый подвиг, одолев великана, оторвав его от земли и задушив в воздухе.

В центре зала - ротонды на втором этаже Оперного дома экспонировалась мраморная скульптура второй половины XVIII века "Спящая Ариадна" из коллекции Останкинского дворца - уменьшенная копия с римской статуи I-II веков нашей эры, хранящейся в музее Ватикана и выполненной по эллинистическому оригиналу III-II веков до нашей эры.
"Спящая Ариадна" создана по мотивам древнегреческого мифа о царевне - дочери критского царя Миноса - Ариадне, полюбившей афинского героя Тесея, которому предстояла схватка с чудовищем Минотавром в Кносском лабиринте. Ариадна дала Тесею клубок ниток, выведший его из лабиринта Минотавра. После того, как Минотавр был побежден, Тесей и Ариадна бежали на остров Наксос. Тесей покинул Ариадну спящей; она была найдена и разбужена богом Дионисом, влюбившимся в неё и взявшим её в жены.

Антики из коллекции графа Шереметева: мраморная римская статуэтка "Козочка" II века до нашей эры, алебастровая "Ваза Медичи" из Италии второй половины XVIII века и мраморная "Голова Афродиты" из Рима I века нашей эры - экспонировались в галерее второго этажа Оперного дома.
В той же галерее, наряду с многочисленными бюстами, вазами, скульптурами афродит и амуров, составляющих наибольшую часть коллекции Шереметева, была представлена и редкая мраморная скульптура - "Дерущиеся петухи" - оригинальный образец анималистической барочной скульптуры XVIII века, созданный, вероятно, под влиянием мейсенской фарфоровой мануфактуры И.И. Кендлера.
Три клюющие друг друга петуха, высеченные из мрамора в натуральную величину, изображены в момент схватки с вытянутыми шеями и взъерошенными перьями. Подобные скульптурные композиции, усложнённые винтообразным движением, были характерны для барочной скульптуры, рассчитанной на эффектные светотеневые контрасты, особенно заметные при круговом обходе.

О некоторых других скульптурных композициях из коллекции графа Шереметева можно прочитать на сайте музея-усадьбы Останкино в разделе "Скульптура". О прошедшей выставке "Дворец во дворце" упоминалось в последний раз в конце июня на сайте музея-заповедника Царицыно.
Мы были на выставке "Дворец во дворце" 25 мая 2024 года, а завершилась эта выставка 29 июня этого года, после чего скульптуры из коллекции графа Шереметева были возвращены в усадьбу Останкино. Часть скульптур там сразу выставили в отреставрированном Египетском павильоне, который открыли для посетителей на "летний" период. В следующей статье я начну рассказывать об усадьбе Останкино. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.