Найти в Дзене
O K

Троицкий храм в усадьбе Останкино

Строительство храма во имя Живоначальной Троицы в подмосковной Останкинской вотчине князя Михаила Яковлевича Черкасского началось в 1678 году. Князь Михаил Яковлевич Черкасский был сыном воеводы - князя Якова Черкасского, служившего сначала царю Михаилу Фёдоровичу, потом - царю Алексею Михайловичу. Сам князь Михаил Черкасский в 1680 году был назначен стольником к восьмилетнему царевичу Петру Алексеевичу. В 1682 году, после воцарения братьев Петра и Ивана, Михаил Черкасский получил боярство, а в 1684 году стал ближним боярином. Троицкий храм XVII века в Останкине Пока Михаил Яковлевич служил в Москве стольником у Петра Алексеевича, новый каменный Троицкий храм в Останкинской вотчине Черкасских возводился быстрыми темпами. К 1683 году строительство нового храма, в основном, было закончено, а один из его приделов – во имя Тихвинской Божией Матери – полностью завершён. Окончательная отделка интерьеров и сооружение иконостасов в центральной части храма и втором приделе затянулись на неско

Строительство храма во имя Живоначальной Троицы в подмосковной Останкинской вотчине князя Михаила Яковлевича Черкасского началось в 1678 году. Князь Михаил Яковлевич Черкасский был сыном воеводы - князя Якова Черкасского, служившего сначала царю Михаилу Фёдоровичу, потом - царю Алексею Михайловичу. Сам князь Михаил Черкасский в 1680 году был назначен стольником к восьмилетнему царевичу Петру Алексеевичу. В 1682 году, после воцарения братьев Петра и Ивана, Михаил Черкасский получил боярство, а в 1684 году стал ближним боярином.

Пока Михаил Яковлевич служил в Москве стольником у Петра Алексеевича, новый каменный Троицкий храм в Останкинской вотчине Черкасских возводился быстрыми темпами.

К 1683 году строительство нового храма, в основном, было закончено, а один из его приделов – во имя Тихвинской Божией Матери – полностью завершён.

Окончательная отделка интерьеров и сооружение иконостасов в центральной части храма и втором приделе затянулись на несколько лет. Освящение южного придела – во имя Преподобного Александра Свирского – состоялось только 1 августа 1691 года, а центральной части – собственно церкви во имя Живоначальной Троицы – 3 июня 1692 года.
Причиной тому могли быть длительные отлучки Михаила Яковлевича из Москвы, вызванные служебной необходимостью (в 1671 году он был назначен воеводой в Астрахань, а в 1685 году – в Великий Новгород).
В начале XVIII века над западным крыльцом церкви Живоначальной Троицы было завершено возведение шатровой колокольни. В 1727 году тесовое покрытие всего храма было заменено железным.

В 1739 году шатровое завершение колокольни было разобрано и к 1754 году заменено новым, двухъярусным, в стиле барокко. Реконструкция была проведена уже при новых владельцах усадьбы - при Шереметевых, к которым Останкино перешло в 1743 году после удачного брака, заключённого между внучкой Михаила Яковлевича Черкасского - дочкой Алексея Михайловича Черкасского Варварой Алексеевной и графом Петром Борисовичем Шереметевым. Их сын - Николай Петрович Шереметев построил в усадьбе Останкино дворец-театр и значительно расширил границы родовой вотчины.
Об истории Останкинской усадьбы я подробно рассказывала в своих статьях:
"Останкинский район Москвы"; "Золотая осень в Увеселительном саду музея-усадьбы Останкино" и "Египетский павильон в усадьбе Останкино".
Усадьба Останкино прославилась в конце XVIII века пышными приёмами во дворце и представлениями в театре, на сцене которого тогда блистала крепостная актриса Прасковья Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии графиней после венчания с Николаем Петровичем Шереметевым. Графиня родила графу наследника Дмитрия и вскоре умерла. Николай Петрович после смерти жены посвятил свою жизнь благотворительности, Дмитрий Николаевич продолжил дело отца. Знаменитым меценатом стал и Александр Дмитриевич - внук Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева.

Усадьба Останкино с Троицким храмом в начале XIX века
Усадьба Останкино с Троицким храмом в начале XIX века

Во второй половине XIX века - к 200-летию со дня основания Троицкого храма в усадьбе Останкино по указанию графа Александра Дмитриевича Шереметева, в 1877 – 1878 годах архитекторы А.К. Серебряков и Н.В. Султанов провели реставрацию всей церкви, в результате которой она обрела привычный нам вид.

Во время реставрации был отскоблен толстый слой меловой краски, которая сплошь покрывала красный обожжённый кирпич; выкрошившийся кирпич был заменён новым, а обвалившиеся украшения из тесаного камня восстановлены в первоначальном виде. Но реставрацией дело не ограничилось, колокольне было возвращено шатровое завершение, более подходящее по стилю к архитектуре храма. Тогда же над церковным крыльцом был возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.

После революции Останкинскую Троицкую церковь закрывать не стали, но из-за антирелигиозной пропаганды малолюдный приход в 1919 году вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящён престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из Троицкого храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда, 1 фунт и 12 золотников серебра. В 1930 году приход был упразднён, а в 1934 году храм стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1917 году.

В связи с включением церкви Живоначальной Троицы в комплекс музея, расположенного на одной с ним территории и состоявшего тогда только из дворца-театра XVIII века, была проведена частичная реконструкция храмового здания для его приспособления под нужды музея.

С января 1935 года Троицкий храм демонстрировался музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли всё наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. Кроме того - на первом и втором этажах бывшего храма долгое время размещались рабочие комнаты администрации, научных сотрудников, экскурсоводов и реставраторов музея.

В 1970-е годы начался ремонт кровли и фасадов, в храме была проведена научная реставрация, целью которой стало раскрытие первичного слоя на иконах центрального иконостаса и уточнение датировок.

В 1980-е годы в помещении центрального храма Троицкой церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля, подобные концертам, которые сейчас устраивают фонды "Небесный мост" или "Бельканто" в католических и лютеранских столичных соборах.

Собственно церковь Живоначальной Троицы расположена в центральном приделе Троицкого храма, на втором этаже за Притвором, рядом с которым находятся две другие придельные церкви - церковь во имя преподобного Александра Свирского, развернутая в сторону Останкинского пруда, и церковь во имя Тихвинской Божией Матери, обращенная к Старым хоромам - дому владельцев усадьбы Шереметевых.

Расположенная в южном приделе церковь во имя преподобного Александра Свирского изначально использовалась, как приходская - в ней проходили службы для жителей Останкина.

При советской власти в приделе Александра Свирского иконостас был закрыт деревянной обшивкой, всё помещение южного придела было перегорожено, на солее располагался кабинет директора. Лишь вырезанный в перегородке проём, в котором установили современную дверь вместо алтарной, напоминал о прежнем предназначении этого придела.

Расположенная в северном приделе церковь во имя Тихвинской Божией Матери, обращенная к Старым хоромам, изначально выполняла функции «домовой» церкви – предназначалась для владельцев усадьбы, поэтому имела отдельный вход через северное крыльцо и небольшую паперть, отделённую стеной от паперти главной церкви и южного придела. В «домовой» церкви хранились наиболее чтимые семейные реликвии: походный складень фельдмаршала Б.П. Шереметева конца XVII века и деревянная раскрашенная скульптура «Оплакивание Христа» того же времени (оба предмета сохранились и находятся сейчас в собрании музея). Скульптура «Оплакивание Христа» была заключена в «…шкаф большой деревянный со стеклянными дверьми», над ней на той же левой стене придела располагался киот-складень. Перед иконостасом висело паникадило на 24 свечи, заканчивавшееся фарфоровым яйцом с росписью на тему Страстей Христовых.

В советское время помещения северного придела Тихвинской Божией Матери использовали по-разному: сначала, как выставочную площадку, в дальнейшем – в качестве научной библиотеки и научного архива для сотрудников музея, при этом каркас иконостаса был демонтирован и перенесён в хранилище, располагавшееся в центральной части храма, под куполом церкви Живоначальной Троицы, которая изначально, как самая просторная, была рассчитана на праздничные, многолюдные и торжественные, проводимые по особо значимым поводам, службы.

В большей степени при советской власти повезло главному иконостасу храма – он остался открытым, алтарное помещение центрального храма, на протяжении всего времени бытования в усадебном комплексе музея, использовалось для фондохранения.

Центральный иконостас Троицкой церкви состоит из 8 ярусов: местного, праздничного, деисусного, апостольского, пророческого, праотеческого и двух Страстных. Местный и праздничный ряды составляют иконы XVII – начала XVIII веков, остальные же написаны позднее, в XVIII веке. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с Царскими вратами. В большинстве своём иконы дошли до наших дней с записями и поновлениями XIX столетия, но всё же по мнению искусствоведов - центральный иконостас церкви Живоначальной Троицы представляет собой памятник художественной, исторической и научной ценности, сравнимый с такими памятниками древнерусского зодчества, как иконостас в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, в большом соборе Донского монастыря и в верхней церкви во имя Спаса Нерукотворного храма Покрова в Филях.
Рассмотреть в деталях центральный иконостас Троицкой церкви можно на
сайте храма с фотографиями, новостями прихода и с виртуальной экскурсией в 3D проекции.
Сейчас в Храме Троицы Живоначальной в Останкине регулярно проводятся богослужения, работает воскресная школа.

А началось возрождение храма в 1990 году. Тогда его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова и передали Русской православной церкви, поддерживающей сотрудничество с музеем усадьбы "Останкино", на балансе которого находится убранство храма, как часть музейного фонда РФ.
23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил центральный престол храма в честь Святой Живоначальной Троицы.
С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.
31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов Ю.В.) освятил южный придел во имя преподобного Александра Свирского.
4 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Фотографии, подобранные для этого фотоотчёта, были сняты, в основном, в октябре этого года. В ближайшее время я постараюсь опубликовать и видеоролики, записанные во время наших прогулок у Троицкого храма в октябре. Фотоотчёты о некоторых других столичных Троицких храмах можно найти в моей подборке "Любимая Москва". Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.