Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях - яркий образец нарышкинского барокко. Это направление русской архитектуры появилось на рубеже XVII - XVIII веков и стало связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы царя Алексея Михайловича и новым стилем возводимого Петром Великим в европейском духе Санкт-Петербурга.
Название архитектурному направлению было дано потому, что в этом стиле свои домовые церкви в Москве строил Лев Нарышкин - брат царицы Натальи Кирилловны, дядя Петра I.
Церковь Покрова в Филях была возведена в 1690-1694 годах на месте стоявшего здесь одноименного деревянного храма, сооружённого в 1619 году, когда село принадлежало Милославским - родственникам первой жены Алексея Михайловича.
Новая церковь Покрова стала домовым храмом Льва Кирилловича Нарышкина в филевской вотчине, перешедшей к нему от Милославских в 1689 году. По храму село Фили было названо Покровским.
Нарышкинскому стилю характерны декоративные элементы западноевропейской архитектуры барочного происхождения, но больше в нём всё же архитектурных черт, присущих московскому барокко.
"Церковь Покрова в Филях... - лёгкая кружевная сказка, задуманная и выполненная с таким совершенством, что соперничать с нею может только Покров на Нерли, да церкви и звонницы Пскова и Новгорода... чисто московская, а не европейская красота... Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты..." -
писал известный русский искусствовед Игорь Грабарь.
Авторство церкви документально не подтверждено. Одни искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, другие - зодчего Петра Потапова - создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве.
Храм состоит из двух церквей - верхней и нижней.
Уже во времена Льва Нарышкина определилось назначение церквей: верхняя Спасская была домовой, исключительно для хозяев имения, а нижняя Покровская - приходской для их дворовых слуг, а потом и для всего окрестного населения.
Верхний храм Спаса Нерукотворного был назван в благодарность за спасение Льва Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта. По преданию, молодой боярин, спрятавшийся в покоях царицы-сестрицы Натальи Кирилловны, молился перед этой иконой во время расправы Милославских над Нарышкиными. Лев Нарышкин считал, что именно икона Спаса Нерукотворного помогла ему уцелеть в то время, когда его старшие братья были растерзаны стрельцами.
Храм Покрова в Филях совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
Все внешние декоративные элементы церкви – белокаменные. Резные белые детали контрастно выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь, словно пеной, покрыта белыми изящными узорчатыми украшениями.
Нижняя часть храма окружена открытой галереей – гульбищем. Гульбище охватывает церковь со всех сторон; подняться в верхний храм можно по широким лестницам.
Внутреннее убранство церкви не уступает внешнему. Деревянная резьба украшает не только высокий многоярусный иконостас, но и окна, и арки, и клиросы, и ложу, и сами стены. Предположительно, резьба по дереву в храме выполнялась артелью белорусских мастеров, выписанных патриархом Никоном для строительства Нового Иерусалима, а после его падения перешедших в ведение Оружейной палаты и работавших при царском доме. Фамилии мастеров неизвестны, зато достоверно известно, что Петр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев, а в 1703 году, после взятия Нарвы, привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи.
Хозяин усадьбы, Лев Нарышкин, вскоре после строительства храма попал в немилость Петру за нерадивое, неуспешное ведение политических дел: уже в 1698 году он был отставлен от всех дел и через семь лет умер, но вотчина осталась в фамильном владении Нарышкиных. Похоронен Лев Нарышкин в Высоко-Петровском монастыре, о котором я упоминала в своей предыдущей статье "Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в Москве".
7 июня 1763 года в Фили пожаловала сама Екатерина Великая. Императрицу встречали под колокольный звон Покровской церкви и пушечный салют. Приложившись к кресту, с которым ее вышел приветствовать священник, государыня отправилась в храм и отстояла торжественный молебен.
Грозным летом 1812 года в Фили заехал император Александр I – он тогда прибыл в столицу для организации ее защиты и для подъема народного духа. Получив известие, что государь проедет мимо Филей, священник Покровской церкви с крестом и в облачении отправился к Поклонной горе встречать его. Император вышел из экипажа, сделал земной поклон, приложился к кресту с тяжким вздохом и уехал.
Приезд Александра I не спас Москву от сдачи. Часть армии Наполеона вступала в Москву как раз через Фили. В нижнем храме его полчища устроили конюшню, в верхнем – швальню (полковую портняжную мастерскую). Храм был осквернён и разграблен, во время оккупации были утеряны драгоценные петровские цветные витражи.
После победы храм был восстановлен и освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Покровская церковь, в отличие от многих других московских церквей, долго работала в годы советской власти. Храм был закрыт только в июле 1941 года. Последняя служба в нём прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола и разобран верхний восьмерик, чтобы помешать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же это не спасло храм от попадания в него зажигательных бомб.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 1980-х годов.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.
При реконструкции был полностью восстановлен и вызолочен иконостас, символизирующий образ райского сада. Главный его символ – виноградная лоза с гроздью ягод - символ райского древа. Его окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды, фрукты и раковины с жемчужинами.
Окна в храме расположены так высоко, что из них видно только небо. На сводах храма сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX веков. Авторы росписи свода остались неизвестными.
Внутри храма устроена отдельная ложа для владельца и его гостей, прозванная "царской": узкий балкончик словно висит в воздухе перед иконостасом на западной стене – на том месте, где в древнерусских храмах помещались хоры для великокняжеской семьи.
С 1980-го года в верхнем храме располагается филиал Музея имени Андрея Рублёва. Сам Музей Андрея Рублёва находится в Спасо-Андрониковом монастыре. В конце 1990 года по ходатайству патриарха Алексия II нижнюю церковь Покровского храма вернули верующим. Там сейчас по праздникам и выходным совершаются богослужения.
После многолетних, в том числе и судебных, споров между РПЦ и Музеем, правительством было принято распоряжение 28 марта 2000 года о совместном использовании храма. Но и на этом конфликт не закончился. Ещё 5 лет РПЦ предпринимала попытки вернуть себе верхний храм. Всё же 26 мая 2005 года директор Музея Г. Попов и протоиерей Б. Михайлов подписали соглашение о порядке и условиях совместного использования верхнего и нижнего храма, прилегающей территории и музейного имущества. Подробнее о приходской жизни можно узнать на официальном сайте храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Мы были в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в 2018 году. Все фотографии в этой статье - из личного архива.
Мой следующий фотоотчёт будет посвящён московскому мосту Богдана Хмельницкого. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.