Царь Василий Шуйский
Обычно о Пожарском говорят, что он в годы Смуты «не кривил», из стана в стан «не перелетал». Это к заданным в комментариях вопросам о крестном целовании и верности царям.
Можно сказать, что свою формулу поведения Пожарский сформулировал, будучи воеводой в Зарайске:
«Будет на Московском государстве по-старому царь Василий, ему и служить; а будет кто иной, и тому так же служить».
Были Годуновы – служил Годуновым, пришел Дмитрий – служил Дмитрию. В мае 1606 года в ходе успешного заговора Лжедмитрия I убили. Быстро-быстро организовали толпу, та и выкрикнула (с правильно подачи, конечно) царем Василия Ивановича Шуйского.
Что ж, стал Пожарский служить Шуйскому. И не прогадал. Именно при Шуйском двинулся Дмитрий Михайлович вверх по служебной лестнице. А для нас, наконец, вышел из сумрака молчания источников.
Не прогадал с Пожарским и царь Василий. Этому воеводе можно было поручить и отряд, и город на стратегически важном направлении. В эпоху, когда пол-России зашаталось и металось от Москвы к Тушину и обратно, такое постоянство само обращало на себя внимание.
«Это службишка – не служба»
Первые сведения о службе Пожарского весьма кратки и неопределенны. Когда осенью-зимой 1606 года под Москвой объявляется войско Болотникова, имя Пожарского мелькает среди воинских голов (командиров отдельных отрядов), сражавшихся с мятежниками.
У нас нет никаких подробностей – ни даты, ни сколько человек было под командой Пожарского, ни его роль в ключевых сражениях. Скорее всего, ничего особенного, ничего выдающегося он не совершил. Просто служил как положено.
Болотников был разбит под Москвой, откатился к Калуге и дальше к Туле. Под Тулу летом 1607 года с главной ратью пошел сам царь Василий. Нет никаких данных о присутствии при рати Пожарского. Но его служба здесь совершенно не исключена и даже весьма вероятна.
И только-только центральная власть покончила с Болотниковым, как на юго-западе страны объявился новый Вор – Лжедмитрий II. Личность еще более мутная, чем первый Самозванец. В 1608 году он расположился лагерем в тушине. Началась осада Москвы.
Бои сменялись периодами затишья. В эти периоды из Москвы в Тушино и обратно начали перебегать «боярские дети, стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дьяки, и подьячие…». Судя по всему, стольник Пожарский оставался верен крестному целованию царю Василию.
Между тем тушинцы постепенно охватывали Москву кольцом, перекрывая дороги подвоза в столицу. Наиболее важной и значимой для жизни Москвы оставалась коломенская дорога. Перехвати ее – конец царю Василию. Голодный бунт неминуем.
Первая победа
В конце 1608 или начале 1609 года стало царя известили, что на Коломну идет отряд воров:
«Ко царю же Василью писали к Москве с Коломны воеводы Иван Пушкин да Семен Глебов, что от Володимеря идут под Коломну многие Литовские люди и Русские воры».
И вот тут Дмитрий Пожарский появляется впервые на командной роли и выигрывает сражение. Подробности нам, как обычно, неизвестны. Только краткая запись в летописи:
«Царь же Василий послал на Коломну воевод своих князя Дмитрия Михайловича Пожарского с ратными людьми. Он же придя на Коломну и послал проведывать про тех Литовских людей. Вестовщики, приехав, сказали, что стоят Литовские люди за тридцать верст от Коломны в селе Высоцком. Князь Дмитрий же Михайлович с ратными людьми пошел с Коломны навстречу против Литовских людей и придя на них в ту Высоцкую волость на утренней заре и их побил наголову и языки многие поимал и многую у них казну и запасы поимал. Остальные же Литовские люди побегоша в Володимер».
Отрывок короткий. При известном богатстве фантазии из него можно кое-что извлечь. Прежде всего, к концу 1608 года (Пожарскому около 30 лет) царь доверяет ему отряд с довольно важной задачей.
Пожарский, не мешкая, прибывает на место – по крайней мере, он опередил противника. Проводит разведку. И только определив положение (и, скорее всего, численность) противника идет в наступление. Атакует на рассвете. Видимо, внезапно. И одерживает победу, захватив пленных и трофеи.
Самое важное, что эта победа не только позволила удержать за Москвой Коломну, но и не дала тушинцам перерезать подвоз по коломенской дороге.
Борьба с вором Салковым
Долго ли коротко ли, а тушинцы всё-таки перехватили коломенскую дорогу. Объявился здесь «Хатунской мужик именем Салков, а с ним собралися многие Русские воры».
Сальков и перехватил снабжение Москвы по коломенскому тракту:
«От него же наипаче утеснение великое было. С запасом же проходили по Коломенской дороге, и тот он отнял».
Василий Шуйский послал на Салкова воеводу князя Мосальского. Князь собрал в Коломне обоз и повел его в Москву. Но не доходя до Бронниц три версты, напали на Мосальского люди Салкова. Князя побили, обоз отняли. «На Москве же опять было сомнение великое и дороговизна хлебная».
Позднее на Салкова отправлено еще одно войско. Но и оно не добилось успеха. Как сформулировано, оцените: «тот же вор многую шкоту Московским людям учинил».
Единственным средством для пресечения действий Салкова стала стратегия опорных пунктов: вдоль коломенской дороги поставили острожки. Салков перебрался на владимирскую дорогу «шкоту чинити». К тому моменту Владимир вновь вернулся под руку царя Василия.
Вот теперь на этого шкотника Салкова царь отправляет воеводу Пожарского. И снова успех:
«Царь же Василий послал на него воевод своих по многим дорогам, и сошелся с ним по Владимирской дороге на речке на Пехорке воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский с ратными людьми. И был бой на многое время, и по милости Божией тех воров побили наголову. Тот же Салков утече с невеликими людьми; и на четвертый день тот же Салков с оставшимися людьми пришел к царю Василию с повинной, а осталось всего с ним после того боя, с коими утек, тридцать человек».
Если соотносить эту запись в летописи с описываемыми там же событиями похода Скопина-Шуйского, получается, что противоборство с Салковым относится к концу 1609 и началу 1610 годов. Река Пехорка протекает через нынешнюю Балашиху – это для географической привязки.
За верную и успешную службу царь Василий назначает Пожарского воеводой в город Зарайск.
Продолжение:
------
Все материалы рубрики "Русские полководцы":