Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Дмитрий Пожарский. Часть 3. Зарайский воевода

Великий князь Василий III построил четыре каменных (кирпичных) кремля: в Нижнем Новгороде, в Туле, в Коломне и в Зарайске. Уже хотя бы этим можно определить важную роль Зарайска в обороне страны. Город выдвинут далеко вперед, за 130 км на юг от Москвы. Находится за Окой, препятствуя свободному выходу крымчаков к ее берегам. Да еще стены каменные – не то что бы невидаль для России, но определенно редкость. В 1610 году его положение обрело дополнительный смысл. Или смыслы. Город как бы прикрывает стратегически важную Коломну. А еще врезается клином между Переяславлем-Рязанским и Калугой. На мятежной Рязанщине сидит ненадежный Ляпунов. В Калуге засел Вор – Лжедмитрий II. В общем, в Зарайск требовалось назначить, во-первых, опытного в военном деле начальника, а во-вторых, надежного человека. И вот в феврале-марте 1610 года Василий Шуйский отправляет туда Дмитрия Пожарского. Теперь вспомним, что не так давно, в конце 1609 года, Прокопий Ляпунов из Рязани (так писать проще, чем Переяславль-Р
Оглавление
Памятник Пожарскому в Зарайске.
Памятник Пожарскому в Зарайске.

Зарайск

Великий князь Василий III построил четыре каменных (кирпичных) кремля: в Нижнем Новгороде, в Туле, в Коломне и в Зарайске. Уже хотя бы этим можно определить важную роль Зарайска в обороне страны.

Город выдвинут далеко вперед, за 130 км на юг от Москвы. Находится за Окой, препятствуя свободному выходу крымчаков к ее берегам. Да еще стены каменные – не то что бы невидаль для России, но определенно редкость.

В 1610 году его положение обрело дополнительный смысл. Или смыслы. Город как бы прикрывает стратегически важную Коломну. А еще врезается клином между Переяславлем-Рязанским и Калугой. На мятежной Рязанщине сидит ненадежный Ляпунов. В Калуге засел Вор – Лжедмитрий II.

В общем, в Зарайск требовалось назначить, во-первых, опытного в военном деле начальника, а во-вторых, надежного человека. И вот в феврале-марте 1610 года Василий Шуйский отправляет туда Дмитрия Пожарского.

Теперь вспомним, что не так давно, в конце 1609 года, Прокопий Ляпунов из Рязани (так писать проще, чем Переяславль-Рязанский) отправлял посольство к Скопину-Шуйскому фактически с предложением занять престол. Скопин отказался, а в апреле 1610 года скончался в Москве.

Уж имели отношение к смерти Скопина Шуйские или нет, а Ляпунов принялся активно «мутить» против царя Василия. И рассылать грамоты по городам. Прислал он прельстительную грамоту и в Зарайск к воеводе князю Пожарскому.

Дмитрий Михайлович ту грамоту немедля послал к царю, а сам выставил заслоны на дорогах между Рязанью и Калугой, дабы воспрепятствовать сношениям Ляпунова с Лжедмитрием II.

Царь учел опасность и прислал в Зарайск дополнительные силы. Как пишут в летописи, «Прокофий, услышав о том, что пришли на помощь люди в Зарайский город, с Вором перестал ссылаться».

Таким образом, Пожарский не только продемонстрировал верность Василию Шуйскому, но и воспрепятствовал объединению рязанских и калужских сил.

Современный вид Зарайского кремля.
Современный вид Зарайского кремля.

Испытание верности

Однако дальше обстановка ухудшилась. На сторону Лжедмитрия II перешла Коломна. Это было тем более опасно для Пожарского, что Зарайск фактически оказался отрезанным от Москвы.

Коломничи тут же послали своих людей в Каширу. Каширский воевода заупрямился, отказался целовать крест Вору. Его тут же «чуть не били».

Я привожу этот эпизод, чтобы показать опасность лично для Пожарского. Поскольку «пришли в Зарайский город из Коломны посланцы, чтобы также целовали крест Вору».

Жители Зарайска и, возможно, часть гарнизона не просто тепло приняли гонцов. Они собрались толпой и двинулись к воеводе требовать крестоцелования «царю Дмитрию Иоанновичу».

Пожарский с оставшимися ему верными людьми заперся в каменном кремле, расставил людей на стенах, велел запалить фитили и направить пушки (пищали) на толпу.

«Новый летописец»:

«Они же приходили, хотели его убить. Он же отнюдь ни на что не прельстился. Никольский же протопоп Дмитрий укреплял его и благословлял умереть за истинную православную веру. Он же сильнее укрепился. Видя же он свое бессилие, заперся в каменном городе с теми, которые стояли в правде».

Патовая ситуация. Горожане здесь и сейчас не могут взять кремль. Пожарский внутри, видимо, с небольшим числом людей не может выйти за стены и подавить бунт. Пришлось вести переговоры.

Примирились на следующей формуле: «Будет на Московском государстве по-старому царь Василий, ему и служить; а будет кто иной, и тому так же служить».

А дальше еще интереснее: «на воровских людей начали ходить и побивать и град Коломну обратно обратили». К сожалению, у нас нет подробностей этого приписываемого Пожарскому «обращения», но если факт имел место, то это было очень важное деяние. Оно, правда, не помогло Василию Шуйскому – 17 июля 1610 года его «свели с царства». То есть свергли.

Свержение стало прямым следствием сокрушительного поражения русской армии 24 июня под Клушином. Тут еще стоит вспомнить, что с осени 1609 года польский король Сигизмунд III вел открытую войну против Шуйского, осаждал Смоленск. Вот высланная им от Смоленска армия гетмана Жолкевского и побила под Клушином царева брата Дмитрия Шуйского.

Свержение Василия Шуйского.
Свержение Василия Шуйского.

Конец воеводства

Вместо свергнутого царя в Москве власть взяло боярское правительство – Семибоярщина. Оно, опасаясь угрозы со стороны Вора (да и вообще от бунташного народишки), вступило в переговоры с поляками.

Итогом стал договор от 17 августа. В соответствии с соглашением, на русский престол должен вступить сын Сигизмунда Владислав. Разумеется, предварительно приняв православие.

То, что королевич так никогда и не доберется до Москвы – вопрос другой. Нас интересуют ближайшие последствия. А они таковы. Лжедмитрий двинул свою рать к столице. Чтобы противодействовать ему, в октябре 1610 года в Москву вошел польский гарнизон.

Патриарх Гермоген принялся рассылать по городам грамоты с призывом постоять за веру православную, за царство Московское. Начало формироваться Первое Земское ополчение. В марте 1611 года оно уже подходило к Москве.

Строго говоря, нам неизвестно, чем занимался Пожарский остаток 1610 и начало 1611 годов. История обнаруживает Дмитрия Михайловича в марте 1611 года в Москве. Когда он был снят с воеводства? По какой причине/формулировке? Точно неизвестно. Возможно, ближе к концу 1610 года.

Впрочем, в «Новом летописце» есть еще одно упоминание Пожарского. «Литовские люди», то есть польские власти в Москве, обнаружив накопление сил ополчения в Рязани, послали на Пронск отряд. В Пронске им удалось запереть/осадить самого Прокопия Ляпунова.

«Услышал у Николы Зарайского воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, собрался с коломничами и рязанцами пошел под Пронск. Черкасы же, услышав о том, от Пронска отошли».

Поняв, что зарайскую занозу надо вырвать те же Черкасы (казаки) подступили к Зарайску.

«Князь Дмитрий Михайлович Пожарский вышел из города с невеликим числом людей и Черкас из острога выбил и их побил».

Похоже, именно после этих подвигов и сняли воеводу с воеводства. Как это произошло – неизвестно. Почему Пожарский сошел с воеводства и уехал в Москву, а не влился в ополчение Ляпунова? Опять же можно только гадать.

А впереди были мартовские бои в Москве.

Продолжение:

------

Все материалы рубрики "Русские полководцы":

Русские полководцы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен