Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Украденные украшения с сапфирами императрицы Марии-Амели и Гортензии де Богарне

Продолжаем рассказывать об исторической и художественной ценности украденных из Лувра ювелирных изделий. Сегодня мы подробнее остановимся на сапфировых украшениях, принадлежавших в разное время королеве Марии Амели и матери Наполеона III Гортензии де Богарне. История этого комплекта окутана тайной. Неизвестно, кто и когда именно создал парюру. Украшения неоднократно переделывались, а отсутствие клейм знаменитых ювелиров XIX века – Нито, Бапста или Маргариты – лишь усиливает загадку их происхождения. Точно известно, что первой владелицей была Гортензия де Богарне – дочь французского аристократа Александра де Богарне и Жозефины де Богарне, жена брата Наполеона I Луи Филиппа и мать будущего императора Наполеона III. Но как Гортензия получила парюру – остается тайной. На официальном сайте Лувра отмечается, что королева Гортензия, возможно, получила сапфировый набор украшений в дар от императрицы Жозефины, хотя достоверных подтверждений этому нет. Кроме того, существует легенда, согласно
Оглавление

Продолжаем рассказывать об исторической и художественной ценности украденных из Лувра ювелирных изделий. Сегодня мы подробнее остановимся на сапфировых украшениях, принадлежавших в разное время королеве Марии Амели и матери Наполеона III Гортензии де Богарне.

Украшения, большая часть из которых была украдена
Украшения, большая часть из которых была украдена

Происхождение парюры и ее владельцы

История этого комплекта окутана тайной. Неизвестно, кто и когда именно создал парюру. Украшения неоднократно переделывались, а отсутствие клейм знаменитых ювелиров XIX века – Нито, Бапста или Маргариты – лишь усиливает загадку их происхождения.

Гортензия де Богарне. Портрет работы Жана Батиста Изабе, 1817 г.
Гортензия де Богарне. Портрет работы Жана Батиста Изабе, 1817 г.

Точно известно, что первой владелицей была Гортензия де Богарне – дочь французского аристократа Александра де Богарне и Жозефины де Богарне, жена брата Наполеона I Луи Филиппа и мать будущего императора Наполеона III.

Но как Гортензия получила парюру – остается тайной. На официальном сайте Лувра отмечается, что королева Гортензия, возможно, получила сапфировый набор украшений в дар от императрицы Жозефины, хотя достоверных подтверждений этому нет.

Портрет Жозефины кисти Франсуа Жерара, 1801 г.
Портрет Жозефины кисти Франсуа Жерара, 1801 г.

Кроме того, существует легенда, согласно которой украшения когда-то принадлежали Марии-Антуанетте. Тем не менее, официально первой владелицей парюры считается Гортензия де Богарне.

Мария-Антуанетта с розой. Элизабет Виже-Лебрен, 1783 г.
Мария-Антуанетта с розой. Элизабет Виже-Лебрен, 1783 г.

После нее украшения перешли к Марии Амалии Неаполитанской – принцессе Неаполя и Сицилии из рода Бурбонов, супруге французского короля Луи-Филиппа I. Именно муж подарил Марии Амалии сапфировый комплект.

Но как же он оказался у Луи-Филиппа?

Портрет королевы Марии-Аалии Бурбонской. Луи Эрсан, 1828 г.
Портрет королевы Марии-Аалии Бурбонской. Луи Эрсан, 1828 г.

Все дело в том, что после окончательного падения Наполеона I Гортензии де Богарне, оказавшейся в изгнании, пришлось выставить часть своих драгоценностей на продажу. Среди украшений, с которыми пришлось расстаться, была и сапфировая парюра. Луи-Филипп оказал поддержку бывшей королеве Голландии, приобретя комплект за названную ею сумму – 160 тысяч франков.

Позже все свои украшения Мария Амалия завещала своим внукам. Так сапфировый комплект перешёл к Луи-Филиппу Орлеанскому, графу Парижскому, в качестве свадебного подарка при его женитьбе на Марии Изабелле Испанской (позже Мария Изабелла Орлеанская). Затем украшения перешли к его дочери – Изабелле Орлеанской, герцогине де Гиз. И так они, как правило, передавались по наследству, пока в 1985 году не были проданы Лувру.

Луи-Филипп Орлеанский
Луи-Филипп Орлеанский

Описание комплекта

Парюра состояла из диадемы, ожерелья, пары серег, двух маленьких брошей, большой броши, гребня и двух браслетов. В ней было 24 сапфира, из которых 10 небольшого размера, и 1083 бриллианта. Все украшения комплекта были инкрустированы цейлонскими сапфирами в их природном, необработанном виде, то есть без нагревания для изменения цвета, как это часто делают в современной ювелирной практике. Сапфиры обрамлены бриллиантами в изящной золотой оправе.

Диадема

Диадема выполнена из 5 сочлененных элементов, украшенных 5 крупными сапфирами, а также вставками средних и маленьких сапфиров. На сайте Лувра отмечается, что диадема, вероятно, была уменьшена в период с 1863 по 1873 год, о чем свидетельствуют портрет Марии Амалии работы Луи Эрсана и фотографический портрет Изабеллы Орлеанской, герцогини де Гиз:

Диадемы, которые носят обе женщины, действительно немного различаются. Кроме того, количество брошей отличается между нынешним украшением и тем, что изображено у Эрсана, однако диадема могла разъединяться на отдельные броши

Брошь «Севиньи»

Брошь «Севиньи» повторяет изысканный дизайн диадемы: ее верх украшает крупный сапфир, а элегантный сапфир в форме груши свисает в виде подвески. Композицию дополняют 263 сияющих бриллианта, придавая украшению исключительную роскошь. Помимо крупной броши, в комплект входят две маленьких: в каждой из них крупный сапфир обрамлен маленькими бриллиантами.

Ожерелье

-10

Восхитительное сапфировое ожерелье состоит 8 крупных сапфиров, инкрустированных бриллиантами, которые чередуются с 30 удлиненными звеньями, также украшенными бриллиантами. Все звенья ожерелья подвижны, что демонстрирует высокое техническое мастерство исполнения.

Серьги

Серьги
Серьги

Каждая из серег украшена круглым сапфиром в верхней части и крупным подвесным сапфиром в форме капли в нижней.

В коллекцию Лувра входили все украшения, за исключением гребня и браслетов. Во время возмутительного ограбления 19 октября 2025 года были украдены диадема, ожерелья и одна серьга. Остальные элементы остались не тронутыми.

Значение

В качестве заключения, говоря об этой изысканной сапфировой парюре, мы хотим обратиться к фразе:

Заказчик и автор неизвестны, но этот комплект является ценным свидетельством парижского ювелирного искусства

Это действительно так. Комплект отражает стиль и эстетику своей эпохи. Кроме того, на тот момент ювелирные изделия перестали быть просто аксессуарами и стали настоящими произведениями искусства. Высокое мастерство выражается в работе с драгоценными камнями и металлом: тщательно подобранные сапфиры и бриллианты, изящные пропорции и гармоничные композиционные решения подчеркивают художественную утонченность комплекта.

И, конечно же, парюра имеет большое значение для истории. Ее таинственное происхождение связывает нас с громкими именами, такими как Мария-Антуанетта и императрица Жозефина, а известные нам владелицы позволяют проследить судьбу комплекта сквозь важные исторические этапы Франции. От времен империи Наполеона I, когда украшения принадлежали Гортензии де Богарне, до правления Луи-Филиппа и королевы Марии-Амелии в период Июльской монархии, через события революций XIX века, и вплоть до современной Пятой Республики. И если вам посчастливилось увидеть эти украшения вживую, то вы стали свидетелем настоящей истории.

Читайте также: