Продолжаем рассказывать об исторической и художественной ценности украденных из Лувра ювелирных изделий. Сегодня мы подробнее остановимся на сапфировых украшениях, принадлежавших в разное время королеве Марии Амели и матери Наполеона III Гортензии де Богарне.
Происхождение парюры и ее владельцы
История этого комплекта окутана тайной. Неизвестно, кто и когда именно создал парюру. Украшения неоднократно переделывались, а отсутствие клейм знаменитых ювелиров XIX века – Нито, Бапста или Маргариты – лишь усиливает загадку их происхождения.
Точно известно, что первой владелицей была Гортензия де Богарне – дочь французского аристократа Александра де Богарне и Жозефины де Богарне, жена брата Наполеона I Луи Филиппа и мать будущего императора Наполеона III.
Но как Гортензия получила парюру – остается тайной. На официальном сайте Лувра отмечается, что королева Гортензия, возможно, получила сапфировый набор украшений в дар от императрицы Жозефины, хотя достоверных подтверждений этому нет.
Кроме того, существует легенда, согласно которой украшения когда-то принадлежали Марии-Антуанетте. Тем не менее, официально первой владелицей парюры считается Гортензия де Богарне.
После нее украшения перешли к Марии Амалии Неаполитанской – принцессе Неаполя и Сицилии из рода Бурбонов, супруге французского короля Луи-Филиппа I. Именно муж подарил Марии Амалии сапфировый комплект.
Но как же он оказался у Луи-Филиппа?
Все дело в том, что после окончательного падения Наполеона I Гортензии де Богарне, оказавшейся в изгнании, пришлось выставить часть своих драгоценностей на продажу. Среди украшений, с которыми пришлось расстаться, была и сапфировая парюра. Луи-Филипп оказал поддержку бывшей королеве Голландии, приобретя комплект за названную ею сумму – 160 тысяч франков.
Позже все свои украшения Мария Амалия завещала своим внукам. Так сапфировый комплект перешёл к Луи-Филиппу Орлеанскому, графу Парижскому, в качестве свадебного подарка при его женитьбе на Марии Изабелле Испанской (позже Мария Изабелла Орлеанская). Затем украшения перешли к его дочери – Изабелле Орлеанской, герцогине де Гиз. И так они, как правило, передавались по наследству, пока в 1985 году не были проданы Лувру.
Описание комплекта
Парюра состояла из диадемы, ожерелья, пары серег, двух маленьких брошей, большой броши, гребня и двух браслетов. В ней было 24 сапфира, из которых 10 небольшого размера, и 1083 бриллианта. Все украшения комплекта были инкрустированы цейлонскими сапфирами в их природном, необработанном виде, то есть без нагревания для изменения цвета, как это часто делают в современной ювелирной практике. Сапфиры обрамлены бриллиантами в изящной золотой оправе.
Диадема
Диадема выполнена из 5 сочлененных элементов, украшенных 5 крупными сапфирами, а также вставками средних и маленьких сапфиров. На сайте Лувра отмечается, что диадема, вероятно, была уменьшена в период с 1863 по 1873 год, о чем свидетельствуют портрет Марии Амалии работы Луи Эрсана и фотографический портрет Изабеллы Орлеанской, герцогини де Гиз:
Диадемы, которые носят обе женщины, действительно немного различаются. Кроме того, количество брошей отличается между нынешним украшением и тем, что изображено у Эрсана, однако диадема могла разъединяться на отдельные броши
Брошь «Севиньи»
Брошь «Севиньи» повторяет изысканный дизайн диадемы: ее верх украшает крупный сапфир, а элегантный сапфир в форме груши свисает в виде подвески. Композицию дополняют 263 сияющих бриллианта, придавая украшению исключительную роскошь. Помимо крупной броши, в комплект входят две маленьких: в каждой из них крупный сапфир обрамлен маленькими бриллиантами.
Ожерелье
Восхитительное сапфировое ожерелье состоит 8 крупных сапфиров, инкрустированных бриллиантами, которые чередуются с 30 удлиненными звеньями, также украшенными бриллиантами. Все звенья ожерелья подвижны, что демонстрирует высокое техническое мастерство исполнения.
Серьги
Каждая из серег украшена круглым сапфиром в верхней части и крупным подвесным сапфиром в форме капли в нижней.
В коллекцию Лувра входили все украшения, за исключением гребня и браслетов. Во время возмутительного ограбления 19 октября 2025 года были украдены диадема, ожерелья и одна серьга. Остальные элементы остались не тронутыми.
Значение
В качестве заключения, говоря об этой изысканной сапфировой парюре, мы хотим обратиться к фразе:
Заказчик и автор неизвестны, но этот комплект является ценным свидетельством парижского ювелирного искусства
Это действительно так. Комплект отражает стиль и эстетику своей эпохи. Кроме того, на тот момент ювелирные изделия перестали быть просто аксессуарами и стали настоящими произведениями искусства. Высокое мастерство выражается в работе с драгоценными камнями и металлом: тщательно подобранные сапфиры и бриллианты, изящные пропорции и гармоничные композиционные решения подчеркивают художественную утонченность комплекта.
И, конечно же, парюра имеет большое значение для истории. Ее таинственное происхождение связывает нас с громкими именами, такими как Мария-Антуанетта и императрица Жозефина, а известные нам владелицы позволяют проследить судьбу комплекта сквозь важные исторические этапы Франции. От времен империи Наполеона I, когда украшения принадлежали Гортензии де Богарне, до правления Луи-Филиппа и королевы Марии-Амелии в период Июльской монархии, через события революций XIX века, и вплоть до современной Пятой Республики. И если вам посчастливилось увидеть эти украшения вживую, то вы стали свидетелем настоящей истории.