Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Авторские реплики Антонио Кановы в Эрмитаже

«Антонио Канова – одна из ключевых фигур не только в культуре Италии, но и в европейском искусстве рубежа XVIII-XIX столетий. Говоря словами Стендаля, уделившего ему немало места на страницах своих произведений, это «личность, помогающая понять духовные стремления эпохи», – так начинается статья Е.Н. Федотовой, посвященная одному из величайших скульпторов эпохи неоклассицизма. Канова, вдохновляясь искусством античных мастеров, сумел «вдохнуть жизнь» в свои произведения, благодаря чему современники прозвали его «новым Фидием». На сегодняшний день работы итальянского скульптора можно встретить в музеях по всему миру, но самые крупные коллекции находятся в Лувре и Эрмитаже. В Санкт-Петербургском музее можно найти мраморные групповые композиции, бюсты и аллегорические фигуры. Среди них четыре скульптуры представляют особый интерес: Одни из самых известных работ Кановы «Психея, оживленная поцелуем Амура» и «Амур и Психея», посвященные героям одного из самых трогательных мифов о преданност
Оглавление

«Антонио Канова – одна из ключевых фигур не только в культуре Италии, но и в европейском искусстве рубежа XVIII-XIX столетий. Говоря словами Стендаля, уделившего ему немало места на страницах своих произведений, это «личность, помогающая понять духовные стремления эпохи», – так начинается статья Е.Н. Федотовой, посвященная одному из величайших скульпторов эпохи неоклассицизма.

Канова, вдохновляясь искусством античных мастеров, сумел «вдохнуть жизнь» в свои произведения, благодаря чему современники прозвали его «новым Фидием».

На сегодняшний день работы итальянского скульптора можно встретить в музеях по всему миру, но самые крупные коллекции находятся в Лувре и Эрмитаже. В Санкт-Петербургском музее можно найти мраморные групповые композиции, бюсты и аллегорические фигуры. Среди них четыре скульптуры представляют особый интерес:

  • «Психея, оживленная поцелуем Амура»
  • «Амур и Психея»
  • «Кающаяся Магдалина»
  • «Три Грации»

«Амур и Психея»

Одни из самых известных работ Кановы «Психея, оживленная поцелуем Амура» и «Амур и Психея», посвященные героям одного из самых трогательных мифов о преданности и любви, хранятся в коллекции парижского Лувра. В Эрмитаже можно встретить точно такие же скульптуры. Возникает вопрос: копии ли это? Ответ: это авторские реплики самого Кановы.

«Психея, оживленная поцелуем Амура»
«Психея, оживленная поцелуем Амура»

«Психея, оживленная поцелуем Амура», изображающая влюбленных во время нежного поцелуя, была выполнена Кановой по просьбе князя Н.Б. Юсупова в 1796 году и украшала один из залов подмосковной усадьбы Юсуповых – Архангельское. Этот вариант скульптуры также выполнен из мрамора, но немного меньше по размеру.

«Амур и Психея», 1808 Г.
«Амур и Психея», 1808 Г.

Реплика второго произведения – «Амур и Психея» – была выполнена в 1808 году по заказу супруги Наполеона – Жозефины, но уже из гипса.

Не удивительно, что образы Амура и Психеи в скульптуре Кановы вызвали такой интерес: здесь античная традиция переплетается с живыми чувствами и эмоциями, что было характерно для зарождающегося тогда романтизма.

«Кающаяся Магдалина»

Еще одна мраморная скульптура – «Кающаяся Магдалина» – тоже является авторской копией Кановы. Первая версия произведения была создана в середине 90-х годов XVIII. Позже, в Парижском Салоне 1808 года, работа итальянского мастера имела невероятный успех.

«Кающаяся Магдалина»
«Кающаяся Магдалина»

В этот же период Канова создал еще одну версию «Магдалины» по заказу сына Жозефины Эжена де Богарне. Именно эта версия хранится в коллекции Эрмитажа.

Образ молодой грешницы подчеркнут ее раскаявшейся позой: ее тело обмякло, голова и плечи опущены. Руки ее пусты, но так было не всегда: «она некогда держала крест, не сохранившийся до настоящего времени». Канова снова выходит за рамки неоклассицизма, подчеркивая эмоциональное состояние своей героини.

«Три Грации»

«Три Грации»
«Три Грации»

Что касается «Трех Граций», то в этот раз Эрмитажу принадлежит самая первая версия произведения Кановы. Этот вариант скульптуры, также, как и в случае с «Амуром и Психей», был выполнен по заказу Жозефины Богарне. После ее смерти английский герцог Джон Рассел хотел приобрести эту работу, однако ему это не удалось. Внук Жозефины Максимиллиан привез «Трех Граций» в Петербург. Тогда герцог обратился к Канове и заказал себе еще одну версию. Сейчас эта скульптура находится в совместном владении Музея Виктории и Альберта и Национальных галерей Шотландии и попеременно выставляется в каждом из них.

Скульптура по истине очаровывает не только той легкостью и нежностью, читающимися в гладком мраморе Кановы, но и новаторскими приемами скульптора: в античной традиции две крайние фигуры обращены к зрителю, а центральная фигура обнимает своих подруг, стоя к зрителю спиной, фигуры Кановы стоят бок о бок, лицом друг к другу. Тем самым скульптор подчеркивает главную тему произведение – единство Граций.

В коллекции Эрмитажа находятся и единственные в своем роде скульптуры Антонио Кановы, которые можно найти в зале 241 – Галерея истории древней живописи.

Читайте также:

Музеи
137 тыс интересуются