19 октября 2025 года произошло по-настоящему шокирующее событие – ограбление Лувра. Всего за 7 минут воры, вооруженные мини-циркулярной пилой и болгаркой, похитили девять бесценных ювелирных изделий, считающихся не только произведениями искусства, но и частью исторического наследия Франции. Один из предметов – корона королевы Евгении – был найден поврежденным на улице, остальные 8 находятся в розыске. Среди них:
- ожерелье, тиара и серьга из сапфиров, принадлежавшие королеве Марии Амалии и Гортензии де Богарне;
- ожерелье и серьги с изумрудами, принадлежавшие королеве Марии-Луизе;
- большая брошь в виде банта и реликварная брошь.
Это поистине дерзкое ограбление было широко освещено в СМИ, поэтому мы не будем останавливаться на самом событии. Мы бы хотели рассказать о ценности похищенных предметов с точки зрения искусства и истории. Но, так как это довольно обширная тема, сегодня мы уделим внимание украденным ожерельям и серьгам с изумрудами императрицы Марии-Луизы.
Немного об обладательнице украшений
Мария-Луиза Австрийская происходила из династии Гамбургов и была старшей дочерью последнего императора Священной Римской империи Франца II (Франц I Австрийский).
Австрийский государственный деятель Клеменс фон Меттерних предложил кандидатуру Марии-Луизы в качестве невесты французскому императору и королю Италии Наполеону I, чтобы закрепить Шёнбруннский мирный договор между Францией и Австрией после поражения последней в битве при Ваграме. Наполеон искал супругу с королевской кровью и уже собирался расторгнуть бездетный брак с императрицей Жозефиной. Известно, что помимо Габсбургов, французский император обратил свое внимание и на династию Романовых, однако от представителей Российской империи Наполеон получил отказ, а потому обратил внимание на одну из самых завидных невест Европы – прекрасную Марию-Луизу.
Брак был заключен в феврале 1810 года, а сама свадьба состоялась в Париже в апреле. С неохотой присоединившись к императорскому двору в Тюильри, Мария-Луиза вскоре начала ценить свое новое положение. Однако не все было так гладко: французы ее не любили, а сама она не чувствовала себя в этой стране как дома – всего двадцать лет назад здесь была обезглавлена ее великая тетушка, австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, супруга Людовика XVI.
20 марта 1811 года Мария-Луиза родила долгожданного наследника – короля Римского, будущего герцога фон Райхштадта – Наполеона II.
Стоит отметить, что Мария Луиза не слишком любила своего мужа. После поражения Наполеона в войне 1812-1814 годов, уехала в Австрию. Пока он находился в ссылке на острове Святой Елены, Мария-Луиза отправила ему несколько писем, но переписка быстро прекратилась. После Наполеона она еще два раза была замужем. Во втором браке родила двоих детей – дочь Альбертину и сына Вильгельма Альбрехта.
В 1816 году Мария-Луиза стала правительницей Пармы, Пьяченцы и Гвасталлы, получив титул императорского величества по соглашению, заключенному в Фонтенбло. Осев в Парме, она создала собственный двор и окружила себя большим числом приближенных. Ее правление принесло городу процветание: строились дома, больницы, школы, театр, благодаря чему Мария-Луиза заслужила репутацию одной из лучших правительниц. Она провела здесь остаток своей жизни и скончалась в возрасте 56 лет.
Свадебный подарок
По случаю свадьбы Наполеон подарил своей невесте два роскошных комплекта: первый с изумрудами, второй с опалами. Восхитительная изумрудная парюра состояла из тиары, ожерелья, пары серег и гребня. Украшения были изготовлены французским придворным ювелиром Франсуа-Жозефом Нито.
Ожерелье состоит из 32 изумрудов, из которых 10 – грушевидной формы, и 1 138 бриллиантов – 874 имеют классическую огранку, 264 – огранку «розы». Десять крупных изумрудов, чередующихся по форме между овальной и ромбовидной, обрамлены бриллиантами и соединены декоративными пальметтами с маленькими круглыми изумрудами; к каждому крупному изумруду подвешена каплевидная изумрудная подвеска, также окруженная бриллиантами. Центральный изумруд весом 13,75 карата имеет овальную форму и восьмигранную огранку.
Серьги украшены двумя грушевидными изумрудами (45,20 карата), четырьмя дополнительными изумрудами и 108 бриллиантами.
Эти украшения не только демонстрируют высочайшее мастерство ювелирного искусства, но и отражают художественные тенденции XIX века: симметрия, изысканная декоративность и внимание к форме камня напоминают эстетику неоклассицизма. Каждая деталь, каждый камень становится художественным объектом, гармонично взаимодействующим с общей композицией изделия. В этом смысле украшения – не просто аксессуары, а произведения декоративного искусства.
Судьба парюры
После поражения Наполеона, Мария-Луиза забрала с собой все свои украшения, включая изумрудный комплект. Позже ей пришлось вернуть бриллианты, принадлежащие французской короне, однако личные украшения она сохранила. В праве распоряжаться личными драгоценностями, Мария-Луиза завещала изумрудную парюру своему кузену Леопольду II Габсбургскому, великому герцогу Тосканскому. Украшения хранились у потомков Габсбургов вплоть до 1953 года, а затем были проданы ювелирному дому Van Cleef & Arpels.
Позднее судьба разделила комплект «на части». Из тиары извлекли изумруды, которые затем были проданы по одному. Сама тиара была приобретена американской коллекционершей, и на место изъятых изумрудов вставили бирюзу. В 1966 году тиара была передана в Смитсоновский институт в Вашингтоне. Гребень же был полностью переделан.
Ожерелье и пара серег, к счастью, сохранились в своем первоначальном виде и в 2004 году вошли в коллекции Лувра – благодаря фонду «Наследие» и Обществу друзей Лувра – и хранилась там вплоть до ограбления.
Остается надеяться, что столь прекрасное произведение ювелирного искусства удастся найти и вернуть в музей в целости и сохранности.