Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Какие правила нарушил Караваджо, изображая «Смерть Марии»

Караваджо – художник эпохи барокко, реформатор, бунтарь и мятежник. Его уникальный взгляд открыл новые горизонты в мире искусства. Ему была свойственна «грубая правдивость», он отвергал классические каноны и писал в композиционной технике «тенебризма», характеризующейся особыми эффектами светотени.
Итальянский мастер вложил новые смыслы в религиозные сюжеты, а в качестве моделей для них он приглашал людей сомнительных профессий из низших слоев общества. Так скандальную славу снискала одна из его картин, изображающая смерть Богородицы. Успение Богоматери описывается в апокрифе «Слово Иоанна Богослова на Успении», которое стало основой для иконографии этого сюжета: в центре изображают Деву Марию на смертном одре, окруженную апостолами и святыми, позади – Христа, держащего в своих руках ее спасенную душу в облике младенца, закутанного в белые простыни. В церковной иконографии изображение смерти Марии символизирует переход Богоматери к миру святых и победу жизни над смертью. Что же мы ви
Оглавление

Караваджо – художник эпохи барокко, реформатор, бунтарь и мятежник. Его уникальный взгляд открыл новые горизонты в мире искусства. Ему была свойственна «грубая правдивость», он отвергал классические каноны и писал в композиционной технике «тенебризма», характеризующейся особыми эффектами светотени.

Итальянский мастер вложил
новые смыслы в религиозные сюжеты, а в качестве моделей для них он приглашал людей сомнительных профессий из низших слоев общества. Так скандальную славу снискала одна из его картин, изображающая смерть Богородицы.

Каноничное изображение успения Богоматери

Успение Богоматери описывается в апокрифе «Слово Иоанна Богослова на Успении», которое стало основой для иконографии этого сюжета: в центре изображают Деву Марию на смертном одре, окруженную апостолами и святыми, позади – Христа, держащего в своих руках ее спасенную душу в облике младенца, закутанного в белые простыни.

В церковной иконографии изображение смерти Марии символизирует переход Богоматери к миру святых и победу жизни над смертью. Что же мы видим на картине Караваджо?

Интерпретация Караваджо

Так же, как и в общепринятой иконографии – в центре бездыханное тело Богородицы. Вокруг нее изображены скорбящие апостолы и Мария Магдалина. И уже здесь Караваджо очеловечивает последователей Христа. Скорбящие прячут свои слезы ладонями, закрывают лица сжатыми кулаки, сгибаются пополам – святость сюжета сменилась человеческой скорбью. Апостолы горюют так, словно не верят в «грядущее вознесение Девы».

"Смерть Марии". Караваджо. XVII в.
"Смерть Марии". Караваджо. XVII в.

Но не это сделало полотно спорным и непривычным для своего времени. Есть мнение, что в качестве модели Марии служил труп проститутки-утопленницы, выловленной из Тибра. Обратите внимание на опухшие лодыжки, вздутый живот, мертвенно-бледную кожу.

"Смерть Марии". Караваджо. (фрагмент)
"Смерть Марии". Караваджо. (фрагмент)

Правдива ли эта версия – остаётся загадкой, но Караваджо действительно удалось натуралистично изобразить мертвое тело, объятое ярким светом.

Смерть местной простолюдинки

В книге «Таинственный Караваджо» критик и историк искусства Константин Д’Орацио описывает Богородицу на картине итальянского мастера:

Его Мадонна, лежащая в убогом интерьере, похоже, умерла совсем недавно: ей еще даже не успели скрестить руки на груди, а сосуд с погребальным маслом еще полон. Она выглядит грязной, неопрятной, растрепанной. Эта сцена с вопиющей реалистичностью изображает «смерть местной простолюдинки». Если бы не нимб, который скандальным образом венчает голову героини, мы вряд ли бы узнали в ней Богоматерь. Художник хотел подчеркнуть бедность и простоту Марии, в соответствии с принципами кармелитов; в очередной раз становится на защиту бедных.

История изображения Богородицы и ее образ не остались незамеченными: заказчики картины – кармелитская церковь Санта Мария делла Скалаотказались принимать полотно.

После этого, по совету еще одного яркого представителя эпохи барокко Питера Пауля Рубенса, картину приобрел герцог Мантуи Винченцо Гонзага. Позже полотно в составе коллекции было продано английскому королю Карлу I, а после его казни попало в руки французского бизнесмена и известного коллекционера Эберхарда Жабака, который позже продал ее Людовику XIV. После Великой французской революции картина перешла в государственную собственность и по сей день находится в коллекции Лувра.

Читайте также: