Владимир Самойлов – легенда советского кино. Преодолев тернистый путь к профессии, он стал лучшим в своём деле. Едва получив школьный аттестат, Владимир отправился на фронт. В 1945 году юноша оказался в самой гуще сражений – под Бреслау. Там будущая легенда советского кино получил тяжёлое ранение, был контужен. Ему хотели ампутировать ногу. Но Самойлов, упрямый и несгибаемый, как многие его экранные герои, отказался. Ногу удалось сохранить, но актёр хромал всю жизнь. После войны он окончил Одесское государственное театральное училище и начал играть в провинциальных театрах. Высокая фигура, сильный голос, внутренняя энергия человека, прошедшего войну, делали его убедительным в любой роли. Неудивительно, что Самойлов пришёл в кино, хоть и сравнительно поздно, – в 1959 году, но с тех пор не покидал экран более сорока лет.
На его счету множество ролей: генералы и уголовники, герои и предатели, люди с честью и без неё. Всенародную славу и любовь телезрителей ему принесла роль красавца-красноармейца Назара Думы в музыкальной комедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Однако мало кто знает, что съёмки фильма были под угрозой и могли не завершиться. Ситуацию спасла жена Владимира Самойлова.
Попойка на «Свадьбе в Малиновке»
Фильм, ставший классикой советского кино, снимался в 1967 году в украинских сёлах Хорошки, а некоторые сцены в селе Мацковцы. Именно там съёмочная группа разместилась в деревенских мазанках, почти без удобств, но того требовал режиссёр. Нужно было вжиться в роль, прочувствовать то время.
Всё начиналось идеально: прекрасная погода, задорные песни, блестящий актёрский состав – Михаил Пуговкин, Гелий Сысоев, Николай Сличенко, Андрей Абрикосов и, конечно, Самойлов. Но вскоре эта идиллия переросла в постоянные пьянки по вечерам.
Каждый день актёры устраивали настоящие застолья. Особенно отличалась компания Самойлова, Михаила Водяного и Алексея Смирнова. Они поселились вместе, и, кажется, отлично подружились. Песни до рассвета, шутки, кутёж, вот только утром – съёмочный день. Опоздания, срывы, трудности в игре. Актёрам с похмелья было трудно запоминать текст. И так каждое утро. Режиссёр Андрей Тутышкин рвал и метал – съёмочный график срывался. Второй режиссёр, будучи убеждённым трезвенником, пытался повлиять на актёрское веселье: то конфисковывал бутылки, то угрожал лишением премии. Но артисты, привыкшие играть «по полной», относились к этому с юмором.
В конце концов, отчаявшийся ассистент придумал выход из ситуации: он позвонил жене Самойлова – актрисе Надежде Фёдоровне.
Спасение картины
Надежда Самойлова в то время служила в Горьковском областном театре. Артистка как раз завершила сезон и без раздумий бросилась спасать не только мужа, но и картину. Через пару дней на съёмочную площадку она прибыла с сыном. Её появление произвело эффект холодного душа. Вечерние попойки закончились – дисциплина была восстановлена. Однако вскоре актёры придумали хитрость – выпивали утром. И делали это так, что никто не понимал, где они берут алкоголь.
Однажды Надежда Фёдоровна заметила, что компания возвращается с зарядки в подозрительно приподнятом настроении. Как выяснилось, в большом умывальнике в доме была вовсе не вода для утренних процедур, кто-то хранил в кадке самогонку!
Такого изобретательства она не ожидала. «Источник вдохновения» немедленно уничтожили, а актёрам устроили суровый выговор. С этого дня работа пошла как по маслу: съёмки продолжились по графику.
Настоящий триумф
Когда «Свадьба в Малиновке» вышла на экраны в 1967 году, картина стала событием. Фильм занял второе место в советском прокате, собрав миллионы зрителей у экранов. Народ хохотал, напевал «Ой, цветёт калина…» и по-настоящему влюбился в красноармейца Думу – энергичного, благородного, остроумного.
Самойлов после этой роли стал по-настоящему народным любимцем. Он не был салонным красавцем, но в его взгляде была сила и честность. Может быть, именно фронтовой опыт делал его героев такими живыми. Позже он снимался в «Серых волках», «Солдатах свободы», «Выстреле в спину» и не только. В 1990-е годы Самойлов тяжело переживал кризис отечественного кино. Он хватался за любую работу, чтобы содержать семью. С 1992 года и до конца жизни на постоянной основе служил в Московском драматическом театре имени Н. Гоголя, репетировал Короля Лира – роль, о которой мечтал всю жизнь. Переутомление и стрессы сказались на его здоровье. В 1999 году сердце 75-летнего актёра остановилось прямо во время репетиции…
Похожие материалы:
Больше о советском кино и судьбах отечественных артистов вы можете узнать из следующих книг:
- «Красавцы советского кино», Федор Раззаков.
- «Мосфильм. Вчера, сегодня и всегда», Людмила Соколова.
- «Любовь с первого кадра. Лица и роли: легенды нашего кино», Денис Корсаков.
- «Кино после Сталина», Павел Финн.
- «Актеры советского кино», Ирина Кравченко.