Их отношения начинались, как в сказке: мэтр советского кинематографа, талантливый режиссёр, и юная красавица-актриса. Он был готов сделать для любимой всё, лишь бы она была рядом. Но за внешней картинкой скрывались совсем иные реалии. Ревность, алкоголь, больная привязанность, перерастающая в агрессию, – всё, как в романах Колин Гувер. Вот только союз Валентины Титовой и Владимира Басова нельзя было спасти – он изначально был обречён.
Роковая встреча
Владимир Павлович Басов родился в 1923 году и уже в юности мечтал о кино, но война внесла свои коррективы. Чтобы попасть на фронт, он даже приписал себе год. Путь оказался тяжёлым: ранения, контузия, фронтовые будни. За мужество Басов был награждён орденом Красной Звезды, а Победу встретил в звании капитана.
После войны хотелось созидать, и он вновь обратился к искусству. Поступил во ВГИК, окончил режиссёрский факультет и уже в 1950-е годы стал заметной фигурой на «Мосфильме». Его первой женой была актриса Роза Макагонова, но союз распался из-за её бесплодия и постоянных измен мужа. Второй брак, с Натальей Фатеевой, также оказался непрочным: актриса не выдержала ревности, вспыльчивого нрава и пристрастия мужа к алкоголю. В 1961 году у них родился сын, но супруги вскоре разошлись.
Казалось бы, два неудачных брака должны были охладить страсть режиссёра к семейной жизни. Но судьба уготовила новую встречу, которая станет для Басова роковой.
Судьбоносная «Метель»
В 1964 году Владимир Басов снимал экранизацию пушкинской «Метели». Актриса уже была утверждена, но на пробы пришла 21-летняя Валентина Титова – студентка студии при БДТ. Её появление произвело фурор: по «Мосфильму» разлетелась весть о невероятной красавице. Басов увидел её – и сразу заявил коллегам: «Я женюсь».
Для юной актрисы признание в любви прозвучало абсурдно. Она была влюблена в Вячеслава Шалевича и вовсе не собиралась связывать судьбу с Басовым. Но режиссёр обладал редким умением добиваться своего. Он добился разрешения через министерство и утвердил актрису на роль в «Метели», затем, постепенно, втянул Титову в водоворот служебных отношений.
Брак без любви
Валентина не скрывала: чувств к Басову она не испытывала. Но он уверял, что его любви хватит на двоих. Владимир преследовал актрису и буквально заманил её в ЗАГС. В итоге в 1964 году они поженились. Казалось, отношения по расчёту должны быть гармоничными, ведь каждый получает то, чего ожидал. Вскоре в браке родилось двое детей – Александр и Елизавета.
Однако семейное счастье оказалось иллюзией. Басов был ревнив и властен, контролировал траты, вмешивался во все дела жены. Его страсть к алкоголю лишь обостряла ситуацию. По воспоминаниям Титовой, режиссёр мог быть жесток, не раз проявлял агрессию, поднимал руку. Третий ребёнок так и не появился на свет: Басов настоял на аборте, опасаясь «лишнего рта». Валентина была опустошена, подавлена и несчастна. Она также знала об изменах супруга и в итоге решилась на развод, подозревая, каким скандалом может обернуться её решение.
Позднее Титова призналась: «Я выбросилась из горящего танка». Для неё разрыв отношений и публичный процесс стали единственным спасением. Влиятельный Басов подал в суд, лишив Титову материнских прав. В итоге дети остались с отцом и его матерью, а Валентина осталась ни с чем – без жилья и без работы. Актриса в итоге устроилась в театр и попыталась наладить личную жизнь с оператором Георгием Рербергом. Однако обвинения в «измене» и последствия скандального развода ещё долго омрачали её жизнь. Басов, несмотря на непростой характер, заботился о детях и до конца жизни оставался для них опорой. Он утверждал, что мать их предала, не позволял с ней видеться. В 1987 году режиссер умер от инсульта, и сын Александр был рядом в его последние минуты.
Титова же много лет спустя смогла наладить отношения с детьми, но призналась, что этот путь был мучительно долгим. В интервью она нередко вспоминает тиранию мужа, подчёркивая, что в браке с ним она была «закованной в броню». Актриса, несмотря на запоминающиеся роли, так и не построила головокружительную карьеру. Она не стала заслуженной артисткой, а в её копилке лишь скромные награды за работу в театре-студии киноактёра.
Похожие материалы:
Больше о советском кино и судьбах отечественных артистов вы можете узнать из следующих книг:
- «Красавцы советского кино», Федор Раззаков.
- «Мосфильм. Вчера, сегодня и всегда», Людмила Соколова.
- «Любовь с первого кадра. Лица и роли: легенды нашего кино», Денис Корсаков.
- «Кино после Сталина», Павел Финн.
- «Актеры советского кино», Ирина Кравченко.