Найти в Дзене

Вена: готика, Габсбурги и разговор о раке груди на главной площади

В начале октября Вена оказывается удивительно честной: она говорит о красоте, власти и болезни одним и тем же тоном — спокойным и человеческим.

Скажу честно: Вена приятно удивила нас. Из уроков истории и путешествий в Прагу и Будапешт было ясно, что готика - это топ. Однако на полную проникнуться готическим шармом вероятно проще всего именно в Вене.


Город стоит такой весь в готике, в золоте, в истории — и не моргает.

Я начала свою прогулку у Rathaus — Венской ратуши.
Этот дом местного самоуправления выглядит так, будто внутри заседает не мэр, а как минимум маги из министерства магии Гари Поттера.
Готика, шпили, аркады — всё как в сказках про принцесс, только настоящих, с приданым.
На башне —
Rathausmann, маленький железный человечек. Символ города.
Кажется, что он говорит:
«Ты главное не переживай, всё уже придумано до тебя».

Через парк, буквально несколько минут — и перед нами Votivkirche - церковь Обета.
Белая, тонкая, устремлённая вверх.
Кажется лёгкой, почти воздушной, но за этой красотой — сильная история.

Её построили по обету: когда на императора Франца Иосифа было совершено покушение, и он чудом выжил, брат решил возвести храм в благодарность.
Отсюда и название —
«вотивная», то есть обещанная.

От Votivkirche через парк — Burgtheater.
Театр, где говорили о страсти, власти и судьбе.
Фрейд ходил сюда слушать трагедии и понимать людей глубже.

Лестницы расписал юный Климт — тот, который ещё не в золоте, но уже влюблён в свет.
Снаружи — строгость, внутри — мягкость.
Как сама Вена.
Лестницы расписал юный Климт — тот, который ещё не в золоте, но уже влюблён в свет. Снаружи — строгость, внутри — мягкость. Как сама Вена.

И затем — Парламент.

Греческие колонны, Афина Паллада, торжественный фасад — классика уверенной имперской архитектуры.
И…
огромная розовая лента на передней колоннаде.
Та самая, которую надевают страны по всему миру в октябре.

И вот ты стоишь, смотришь на эту ленту точь-в-точь в центре власти,
и понимаешь:

Город, который пережил революции, императоров, аншлюс, войны, не боится говорить о самой человеческой хрупкости.

Вена не смущается темы рака груди.
Не делает её «неудобной».
Она ставит ленту
на самое видимое место, будто говорит:

«Сила — не в камне. Сила — в сочувствии.»

После этого момента мы уже идёшь по Вене иначе — медленнее, внимательнее, нежнее.

Через дорогу от Парламента — Hofburg — имперское сердце Вены.

✨ Мария Терезия (1717–1780) — эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии, единственная женщина-правительница Габсбургских земель, известная своими реформами и управлением государством. Главная императрица Хофбурга, женщина, которая родила 16 детей(!) и параллельно управляла империей как босс. Её заслуги коротко:

  • ввела обязательное школьное образование;
  • реформировала армию и медицину;
  • навела порядок в налогах;
  • превратила Вену в культурную столицу Европы.

Если бы XVIII век был стартапом, Мария Терезия была бы его CEO.


В центре двора стоит
Франц I в римской тоге с надписью:

«Мою любовь — моим народам.»

Ирония истории в том, что всего в нескольких шагах отсюда — на балконе Neue Burg — в 1938 году Гитлер объявил об аншлюсе Австрии.

Одно место — две совершенно разные фразы, два смысла, две эпохи.

Вена честно держит обе истории рядом: памятник о заботе и балкон о том, как легко заботу разрушить.

Дальше — Stephansdom - Собор Святого Стефана. Собор, который стоит 700 лет вопреки всему.
Готический гигант, переживший пожары, войны и время.

И вот тут на улицах начинает пахнуть яблоками и тёплым тестом.
Штрудель.
И Вена вызывает тебя на дуэль. Со временем...

✨ Café Central - легендарное кафе, где когда-то сидели Фрейд, Кафка и даже Троцкий, который, по словам охраны, был «обычным посетителем — усатый, в очках». Сегодня здесь главное блюдо — очередь.
Длинная, торжественная, как будто внутри раздают не штрудель за 7–8 евро, а бессмертие.

Мы посмотрели, вздохнули как интеллигенция — и ушли.
Фрейд бы понял: иногда лучше выбрать свободу, а не кофе за 6 евро.
Мы посмотрели, вздохнули как интеллигенция — и ушли. Фрейд бы понял: иногда лучше выбрать свободу, а не кофе за 6 евро.

И вместо того, чтобы стоять по часу за десертом, мы выбрали прогулку и галерею Альбертина — и, честно говоря, Модильяни и Матисс оказались куда "вкуснее" очередей.

-8

Но это уже другая история)

А пока подписывайтесь и читайте из Венских мотивов)