В начале октября Вена оказывается удивительно честной: она говорит о красоте, власти и болезни одним и тем же тоном — спокойным и человеческим.
Скажу честно: Вена приятно удивила нас. Из уроков истории и путешествий в Прагу и Будапешт было ясно, что готика - это топ. Однако на полную проникнуться готическим шармом вероятно проще всего именно в Вене.
Город стоит такой весь в готике, в золоте, в истории — и не моргает.
Я начала свою прогулку у Rathaus — Венской ратуши.
Этот дом местного самоуправления выглядит так, будто внутри заседает не мэр, а как минимум маги из министерства магии Гари Поттера.
Готика, шпили, аркады — всё как в сказках про принцесс, только настоящих, с приданым.
На башне — Rathausmann, маленький железный человечек. Символ города.
Кажется, что он говорит: «Ты главное не переживай, всё уже придумано до тебя».
Через парк, буквально несколько минут — и перед нами Votivkirche - церковь Обета.
Белая, тонкая, устремлённая вверх.
Кажется лёгкой, почти воздушной, но за этой красотой — сильная история.
Её построили по обету: когда на императора Франца Иосифа было совершено покушение, и он чудом выжил, брат решил возвести храм в благодарность.
Отсюда и название — «вотивная», то есть обещанная.
От Votivkirche через парк — Burgtheater.
Театр, где говорили о страсти, власти и судьбе.
Фрейд ходил сюда слушать трагедии и понимать людей глубже.
И затем — Парламент.
Греческие колонны, Афина Паллада, торжественный фасад — классика уверенной имперской архитектуры.
И… огромная розовая лента на передней колоннаде.
Та самая, которую надевают страны по всему миру в октябре.
И вот ты стоишь, смотришь на эту ленту точь-в-точь в центре власти,
и понимаешь:
Город, который пережил революции, императоров, аншлюс, войны, не боится говорить о самой человеческой хрупкости.
Вена не смущается темы рака груди.
Не делает её «неудобной».
Она ставит ленту на самое видимое место, будто говорит:
«Сила — не в камне. Сила — в сочувствии.»
После этого момента мы уже идёшь по Вене иначе — медленнее, внимательнее, нежнее.
Через дорогу от Парламента — Hofburg — имперское сердце Вены.
✨ Мария Терезия (1717–1780) — эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии, единственная женщина-правительница Габсбургских земель, известная своими реформами и управлением государством. Главная императрица Хофбурга, женщина, которая родила 16 детей(!) и параллельно управляла империей как босс. Её заслуги коротко:
- ввела обязательное школьное образование;
- реформировала армию и медицину;
- навела порядок в налогах;
- превратила Вену в культурную столицу Европы.
Если бы XVIII век был стартапом, Мария Терезия была бы его CEO.
В центре двора стоит Франц I в римской тоге с надписью:
«Мою любовь — моим народам.»
Ирония истории в том, что всего в нескольких шагах отсюда — на балконе Neue Burg — в 1938 году Гитлер объявил об аншлюсе Австрии.
Одно место — две совершенно разные фразы, два смысла, две эпохи.
Вена честно держит обе истории рядом: памятник о заботе и балкон о том, как легко заботу разрушить.
Дальше — Stephansdom - Собор Святого Стефана. Собор, который стоит 700 лет вопреки всему.
Готический гигант, переживший пожары, войны и время.
И вот тут на улицах начинает пахнуть яблоками и тёплым тестом.
Штрудель.
И Вена вызывает тебя на дуэль. Со временем...
✨ Café Central - легендарное кафе, где когда-то сидели Фрейд, Кафка и даже Троцкий, который, по словам охраны, был «обычным посетителем — усатый, в очках». Сегодня здесь главное блюдо — очередь.
Длинная, торжественная, как будто внутри раздают не штрудель за 7–8 евро, а бессмертие.
И вместо того, чтобы стоять по часу за десертом, мы выбрали прогулку и галерею Альбертина — и, честно говоря, Модильяни и Матисс оказались куда "вкуснее" очередей.
Но это уже другая история)
А пока подписывайтесь и читайте из Венских мотивов)