Найти в Дзене

📢 Завершаем РАЗБОР. 📌План-факт анализ БДДС с учетом перераспределения: от контроля к эффективному управлению деньгами. Часть 4.

В завершающей части цикла проводим «анализ второго порядка». Итоговый план-факт анализ — оцениваем результат. Сравниваем: Факт с перераспределением Разбираем: Как изменились ключевые показатели. Какие решения дали максимальный эффект. Какие уроки извлечь на следующий бюджетный период. Для полного понимания контекста рекомендую начать с Части 1 о проверке плана. Важно: такой анализ — основа для улучшения процессов бюджетирования в будущем. Как понять, что ваши корректировки сработали? Проведите план-факт анализ бюджета за два месяца с учетом перераспределения. Начните с общей финансовой картины - Рис.1 (7). 1. Общая картина по ЦФО Рис.1 (7) Общая картина по ЦФО в Оптимистичном сценарии Ключевое наблюдение: Общее недовыполнение бюджета на 35,2% (7825 тыс. руб.), основные сокращения в закупках (-1785,3 тыс. руб.) 2. Разбор критических отклонений Поскольку факт значительно ниже плановых показателей, детальный анализ проведем в Пессимистичном сценарии бюджетирования – Рис.2 (8). Рис.2 (8)
Оглавление

В завершающей части цикла проводим «анализ второго порядка».

Итоговый план-факт анализ — оцениваем результат. Сравниваем: Факт с перераспределением

Разбираем:

  • Как изменились ключевые показатели.
  • Какие решения дали максимальный эффект.
  • Какие уроки извлечь на следующий бюджетный период.

Для полного понимания контекста рекомендую начать с Части 1 о проверке плана. Важно: такой анализ — основа для улучшения процессов бюджетирования в будущем.

Как понять, что ваши корректировки сработали?

Проведите план-факт анализ бюджета за два месяца с учетом перераспределения. Начните с общей финансовой картины - Рис.1 (7).

1. Общая картина по ЦФО

Рис.1 (7) Общая картина по ЦФО в Оптимистичном сценарии
Рис.1 (7) Общая картина по ЦФО в Оптимистичном сценарии

Ключевое наблюдение: Общее недовыполнение бюджета на 35,2% (7825 тыс. руб.), основные сокращения в закупках (-1785,3 тыс. руб.)

2. Разбор критических отклонений

Поскольку факт значительно ниже плановых показателей, детальный анализ проведем в Пессимистичном сценарии бюджетирования – Рис.2 (8).

Рис.2 (8) Анализ второго порядка ООО «Бюджет»
Рис.2 (8) Анализ второго порядка ООО «Бюджет»

После процедуры перераспределения (подробнее в Части 3) проблемные статьи со снижением более 20%:

- в Коммерческом отделе – это Транспортные услуги (1104)

План: 290 637 ₽ → Факт: 210 483 ₽ (-27,6%)

Возможные причины: Оптимизация логистики/невыполнение плана отгрузок

- в том же ЦФО - Услуги связи (1110)

План: 19 000 ₽ → Факт: 14 906 ₽ (-21,5%)

Рекомендация: Проверить качество связи после сокращения.

- в Отделе закупок и логистики – это Материалы для основной деятельности (1101)

План: 1 898 808 ₽ → Факт: 1 498 871 ₽ (-21,1%)

Риск: Переход на новую технологию производства/дефицит сырья для производства

Критические отклонения неизбежны, если бюджет формируют «сверху вниз». Финансист сверстал и довел цифры до ЦФО, которые оказались оторванными от реальности. Еще частая причина критических отклонений – высокая динамика рыночных изменений при отсутствии гибкости бюджетирования. В ООО «Бюджет» проблематика решается процедурой перераспределения бюджета - подробнее в Части 3, а также разрешением выхода за лимит по статье в пределах 5-30% в зависимости от суммы и назначения платежа.

3. Статьи точного исполнения (100%)

Энергоресурсы (1102) – 528 901 ₽

Аренда (1108) – 120 495 ₽

Приоритетные направления финансировались в полном объеме. Энергоресурсы в ООО «Бюджет» - это защищенная статья бюджета. Кроме того, отсутствие отклонений говорит о высокой предсказуемости расходов - Рис.3 (9). Например, сумма фиксированных платежей прописана в приложении к договору аренды.

Рис.3 (9) План-факт по статьям ДДС ООО «Бюджет»
Рис.3 (9) План-факт по статьям ДДС ООО «Бюджет»

4. Анализ перераспределения

В средних и крупных компаниях одну статью расходов закрепляют за несколькими подразделениями. В этом случае удобно оперировать таблицей с план-факт анализом на Рис.3 (9). Максимальные отклонения факта от плана произошли за счет:

- Экономии на материалах -399 937 ₽

- Снижения затрат на мебель и технику -113 236 ₽

- Оптимизации транспортных расходов -80 154 ₽

Положительный эффект в условиях дефицита денежных средств и кассовых разрывов: Высвобожденные средства (783 тыс. руб.) направлены на критические нужды, в том числе на оплату труда работников компании.

Важно оценивать риски. Например, снижение закупок материалов приводит:

  • к росту себестоимости в следующих периодах;
  • дефициту сырья при увеличении производства;
  • простоям производства и не выполнении плана отгрузки продукции покупателям, если продукцию производят под заказ.

5. Рекомендации по управлению бюджетом

✔ Для коммерческого отдела:

  • Анализ последствий сокращения транспортного бюджета.
  • Оценка эффективности маркетинговых расходов.

✔ Для отдела закупок:

  • Разработка плана восполнения материальных запасов.
  • Мониторинг цен на сырье для будущих закупок.

✔ Для финансовой службы:

  • Внедрение еженедельного контроля ключевых статей.
  • Корректировка декабрьского бюджета с учетом ноябрьских отклонений.

6. «Нулевое» исполнение.

На Рис.2 (8) и Рис. 3 (9) зафиксировано нулевое исполнение по следующим статьям:

1114_Маркетинговые расходы - 403 344 руб.

2103_Закупка офисного, торгового и прочего оборудования - 316 502руб.

Рис.4 (10) Аннулированные заявки
Рис.4 (10) Аннулированные заявки

Это результат перераспределения между бюджетными статьями, которое выполнено согласно утвержденной процедуре перед анализом и формированием отчетных таблиц. Потребность в маркетинговых расходах и закупке оборудования возникла в октябре. Однако ввиду того, что статьи не относятся к защищенным, по ним отсутствовал план, заявки финслужба не приняла – аннулировала Рис.4.(10). Согласно процедуре перераспределения ЦФО предоставили пакет обосновывающих документов (подробнее Часть 3), и две указанные статьи были включены в перераспределение – Рис.5 (11), вместе с другими статьями.

Рис. 5 (11) Перераспределение бюджета ДДС в ООО "Бюджет"
Рис. 5 (11) Перераспределение бюджета ДДС в ООО "Бюджет"

В данной ситуации возможно и альтернативное решениевключить расходы на маркетинг и закупку оборудования уже в бюджет следующего планового периода – декабря. Это увеличило бы общий процент освоения бюджета. Но в этом случае итог по месяцу не будет нулевым (для некоторых компаний это критичные аспект в учетной политике). Такие кейсы регулируют в учетной политике компании либо решение принимает финансовый директор в зависимости от ситуации на основании своего опыта и профессионального суждения.

Главный вывод

Перераспределение проведено грамотно, но требует мониторинга операционных последствий. Особое внимание – материалам и логистике.

Важно пересмотреть распределение неиспользованных средств - почти 2,9 млн руб. экономии. «Экономия не должна становиться причиной потери прибыли» – этот принцип особенно актуален в данной ситуации.

Excel-модель

Отчетные таблицы "План-Факт" разборов (рис. 1-11 в частях 1-4) выполнены в Excel-модели с использованием Power Pivot

Это рабочая Excel-модель – готовая к использованию – Рис.12. Напишите в комментариях "Хочу Excel-модель" и первым 5-ти комментаторам она будет предоставлена бесплатно!

Далее на канале:

  • Разбор реальных ситуаций из практики финансовых служб в аналогичных моделях
  • Пошаговое создание и настройка подобных моделей

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые разборы.

Рис.12 – Модель данных в Excel
Рис.12 – Модель данных в Excel

Заключение к Части 4 и всему циклу

4 шага идеального план-факт анализа: Проверка плана → Анализ отклонений → Перераспределение → Оценка результатов

Управление деньгами — это не контроль, а постоянная адаптация к изменениям.

Полный цикл статей:

· Часть 1: Разбор плана

· Часть 2: Базовый анализ

· Часть 3: Перераспределение

· Часть 4: Итоговый анализ

P.S. Сохраните этот цикл — он пригодится при подготовке к следующему бюджетному периоду!

#гибкоебюджетирование #перераспределениестатейБДДС #итоговыйплан-факт #адаптациябюджета #бюджет2026