Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 68. Зачем Господь спас человека через Крест, страдания и позор?

Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубокой тине и не на чем стать: вошел во глубины морские, и буря потопила меня. (Пс. 68; 2-3). Это один из самых скорбных и в то же время один из важнейших псалмов всей Псалтири. О его важности говорит то, как часто его цитировали в Новом Завете. По количеству цитат, заимствованных из него, он занимает второе место после 21 псалма. Проще сказать, 21-й и 68-й псалмы наиболее часто использовали апостолы для новозаветной проповеди. Оба эти псалма можно назвать псалмами Страстной пятницы, Божественных Страстей Христовых - самого тяжёлого и скорбного дня в году. Святитель Афанасий Великий, а за ним и многие святые отцы, называют эти псалмы молитвою, приносимой Спасителем от лица человечества. При этом мы помним, что Христос на Голгофе большую частью молчал. Он произнес всего семь кратких слов, и, кстати, одно из них было заимствовано как раз из 21-го псалма. Это молчание вполне понятно, поскольку Крест - это не место для словесной п
Источник изображения: patriarchia.ru
Источник изображения: patriarchia.ru

Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубокой тине и не на чем стать: вошел во глубины морские, и буря потопила меня. (Пс. 68; 2-3).

Это один из самых скорбных и в то же время один из важнейших псалмов всей Псалтири. О его важности говорит то, как часто его цитировали в Новом Завете. По количеству цитат, заимствованных из него, он занимает второе место после 21 псалма. Проще сказать, 21-й и 68-й псалмы наиболее часто использовали апостолы для новозаветной проповеди.

Оба эти псалма можно назвать псалмами Страстной пятницы, Божественных Страстей Христовых - самого тяжёлого и скорбного дня в году. Святитель Афанасий Великий, а за ним и многие святые отцы, называют эти псалмы молитвою, приносимой Спасителем от лица человечества.

При этом мы помним, что Христос на Голгофе большую частью молчал. Он произнес всего семь кратких слов, и, кстати, одно из них было заимствовано как раз из 21-го псалма. Это молчание вполне понятно, поскольку Крест - это не место для словесной проповеди, да и в принципе распинаемому просто физически невозможно говорить.

Итак, 21 и 68 псалмы - это молитва Христа на Голгофе, которую мы не могли услышать, за исключением нескольких фраз. Именно в этом их главная значимость для Церкви, потому что они открывают для нас те чувства и мысли, которые переживал Христос и о чем Он молился на Кресте. Возможно, Давид, написав эти два псалма, как пророк и псалмопевец, исполнил главную миссию своей жизни. Он как-будто бы из глубины веков предстоял перед Крестом Спасителя и говорил вместо Него, когда Сам Христос не мог этого делать, терпеливо неся Спасительные Страдания.

“Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубокой тине и не на чем стать: вошел во глубины морские, и буря потопила меня”, - этими словами начинается 68-й псалом. Озаглавлен он так: “В конец. Об имеющих измениться. Псалом Давида”, такое название нам уже встречалось в 44 и 59 псалмах.

В целом ни из названия, ни из содержания невозможно узнать по каким обстоятельствам и когда он был написан. Если читать этот псалом буквально, то в жизни самого Давида не было подобных ситуаций. Однако, все святые отцы, а прежде них апостол Павел в Послании к Римлянам, цитируя строки этого псалма, относит их авторство Давиду. Поэтому Церковь всегда и без сомнений приписывала 68-ой псалом царю Давиду, а самым верным пониманием, относительно исторической причины его написания будет мысль епископа Иринея (Орды): “Давид, хотел составить такую молитву, которая пригодна бы была для всех тяжко страждущих праведников”.

Можно лишь добавить, что историческая составляющая этого псалма здесь промыслительно непонятна, как бы скрыта от нас для того, чтобы все наше внимание было обращено к его мессианской составляющей. И, поэтому, все слова этого псалма, как и 21-го мы должны соотносить не с Давидом, а именно со Христом.

“Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая помощи от Бога моего”, - эти слова, перекликаются со словами 21-го псалма: “Боже, Боже мой! Для чего Ты оставил меня?”
“Ненавидящих меня без вины стало более, чем волос на голове моей”, - какая точная метафора. Такими глазами Христос мог смотреть, когда стоял рядом с Пилатом, а народ кричал: “Не Его, но Варавву”, а также, с подобными мыслями Христос видел беснующуюся толпу рядом с Его Крестом. Ненавидящих Меня безвинно стало больше, чем волос на голове.

За что все вдруг возненавидели Его? Один из антифонов Страстной Пятницы от лица Христа говорит такие слова: “Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцам твоим Я дал увидеть свет; прокаженных твоих очистил; человека, лежавшего на одре, воздвиг. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем Ты Мне отплатил? За манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили”. Действительно, все те, кто торжественно встречал Христа в Иерусалиме, в одночасье возненавидели Его. И их стало больше, чем волос на голове.

“Ибо ради Тебя Я потерпел поношение, стыд покрыл лице Мое... ревность о доме Твоем снедает Меня и поношения поносящих Тебя пали на Меня”, - эти слова в прямом смысле относятся ко Христу. Каждый из людей, даже святых, таких как пророк Давид, конечно, ревнует о Боге и храме, но все же всякий человек осознает в себе собственные немощи, по причине которых может нести поношение. В абсолютном же смысле лишь Христос, безгрешный и праведный, может сказать о Себе, что не за Себя, а за Бога Он терпел поношение и не для Себя Он понес это, а для спасения всего человечества.

Обратим также внимание, что все те люди, которые судили и распинали Христа, в первую очередь, делали это по той причине, что ненавидели Бога. Видом показывали любовь к Нему, а в сердцах и своей жизнью поносили Господа. Как скажет Павел, что из-за иудеев имя Божье поноситься у язычников. Они ненавидели Бога и всё связанное с Ним. И это поношение, адресованное в адрес их Господа, обратилась в поношение Христа - “Поношение поносящих Тебя пали на меня”.

“Сделали одеянием моим вретище, и стал для них притчею. О мне праздно говорили сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино”. Это верх глумления и несправедливости. Именно так Христос мог смотреть на всех тех, кто собрался вокруг Креста. Первосвященники и старейшины, в своей зависти напоминавшие змей, пьяные и хамовитые солдаты, праздношатающийся сброд людей и все эти люди насмехались над Праведником и глумились над Ним.
К сожалению, в нашем мире это происходит. Тот же апостол Павел пишет, что те люди, которых не был достоин весь мир, скрывались в пустынях, в горах и пещерах или их загоняли на крест, в то время как всякий сброд хамовитый или делал это самое, или смеялся над тем, как глумятся над праведником.
Так и Христос, пока Он страдал на Кресте, одни праздно говорили о Нем, другие сделали из него притчу и объект насмешек, а третьи пели о Нем после стакана вина, подобно тому как пьяницы в трактирах поют песни и травят богохульные анекдоты.

Это верх несправедливости, однако Господь предупреждал об этом, говоря, что мир во зле лежит и любит свое, все же противное миру Он изгоняет и убивает. Поэтому такие насмешки и глумления над праведностью характерны миру на протяжении всего его существования.

Видя и слыша всё эти поругания, Христос молчаливо продолжал молиться. И, возможно, слова Его молитвы были сходны со стихами 68-го псалма: “А я с молитвою моею к Тебе, Боже! Время оказать благоволение, Боже! По множеству милости Твоей, услышь меня, явив истинное спасение Твое. Избавь меня от тины, дабы мне не погрязнуть; да буду избавлен от ненавидящих меня и от глубоких вод. Да не потопит меня волнение водное, да не поглотит меня пучина, да не закроет надо мною колодезь уст своих. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на меня. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня, Вонми душе моей и избавь ее, врагов моих ради избавь меня”.

В момент таких испытаний, когда Христос не только страдал физически, но наиболее от того, что был поругаем и что в это время Он был один, будто посреди хищных зверей в пустыне, Ему несомненно хотелось, чтобы хоть кто-то был рядом с Ним.

Вместо сострадания и утешения люди продолжают издевательства. Причем, над Кем? Над Распятым, полумертвым, обездвиженным, Человеком, который не только не представляет опасности, но даже и словом уже не может ничего ответить. Они продолжают издевательства, когда это уже совершенно не имеет смысла.

“Ждал я сострадающего мне - и не было, и утешителей - и не нашел. Дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом”. Мы знаем, что слово: “жажду” стало пятым из семи слов Христа, произнесённых на Голгофе. Это было последнее, о чём Господь просил человека - дать Ему воды - но и этого не получил. Больше Он ни о чем не попросит. После этого будет обращаться только к Своему Отцу: “Совершилось, - скажет Он, - Отче! в руки Твои предаю дух Мой”. И, сказав это, испустит дух.

После слов о напоении уксусом и всего того, что было сказано до этого, тон псалма вдруг резко изменяется. Давид, как-будто видя весь происходящий ужас, со всей своей пламенностью начинает молиться Богу против тех, кто несправедливо убивает Праведника. И все эти слова, как ясно показала история, отразились на иудейском народе, распявшем Христа.

Конечно, иудеи совершили это только исторически, но в прямом смысле мы, то есть, все человечество, каждый из нас, проливаем Кровь Спасителя. Обратим внимание, что в 68-м псалме очень часто упоминается слово "поношение". Мы забываем, что Крест - это не только и не столько физические муки и смерть, но и позор.

Христос за всех нас не только пролил Кровь и умер, но и испытал позор. Собственно говоря, в первую очередь, именно для этого первосвященники и синедрион настаивали на такой жуткой казни. Позор Христов должен был стать такого масштаба, чтобы никто и никогда не подумал вспомнить о Нем. И вот все эти поношения, глумления и надсмехания, помимо физической страданий, Господь тоже берет на Себя.

Многие из нас предпочтут физическую боль, чем опозориться, для многих боль от испытанного малого позора остается на всю жизнь, повреждает психику и наносит травмы. Но Господь и это взял на Себя. Образ раба Он принял в абсолютной степени.
И если про физическую боль, испытанную Господом, можно сказать, что были и другие люди распинаемы или их убивали иными лютыми казнями, то про тот позор, который принял Христос, можно точно сказать, что никто и никогда из людей его не испытывал и не испытает.

Господь испил чашу страданий до конца. Нет той горечи, кроме горечи греховной, которую Он бы не познал. И все это совершено ради нас с вами.

Некоторые из христиан не понимают смысла Креста, даже осуждают, называя оружием смерти, которому нельзя поклоняться. Но это узкий, буквальный и формальный взгляд.

Зачем же тогда Господь благоволил именно через Крест, страдания и позор спасти человека?

Ответ довольно прост: Крест Христов говорит о мере той любви, которою Господь возлюбил каждого из нас. И как открыл Христос, понесший боль и поругания, что этой мере нет предела, она безмерна. “Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя”, - сказал Сам Господь перед Распятием, давая понять, с какой главной целью все это произойдет, для чего Он спасет человека именно таким образом.

Поэтому, если для формального взгляда Крест - это оружие смерти, то для Бога Крест - это оружие любви, Его любви к каждому из нас, которую Он показал на деле. Безмерное поношение и страдания, понесенные Им за человека, говорят о Его безмерной любви к нам. И если столь безмерную любовь Господь имел к нам, когда мы были еще врагами Ему, то тем более сейчас Он столь же безмерно продолжает любить каждого из нас.

Именно об этом - о безмерной любви Божией - мы должны помнить каждый раз, когда смотрим на Крест или читаем 68-й псалом.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 67. Гимн праздника Светлого Христова Воскресения

Псалом 66. Причины, по которым всем народам подобает славить Господа