Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 67. Гимн праздника Светлого Христова Воскресения

Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его! (Пс. 67; 2). В праздник Пасхи и на Светлой седмице мы очень часто слышим эти слова, взятые из первого стиха 67-го псалма. И именно этот псалом полноправно можно назвать Пасхальным гимном. “Да воскреснет Бог и расточатся враги Его”, - всем известные слова. Но сколь известен этот первый стих, столь же неизвестно для многих содержание дальнейшие части псалма. И это не случайно, потому что 67-й псалом действительно довольно сложен для понимания. Среди его тридцати шести стихов практически нет логически связанной мысли, переходящий из одной в другую, и молящемуся тяжело уловить общий смысл. Однако он есть, и все становится на свои места когда мы узнаем, что этот псалом является песней. Он так и озаглавлен: “В конец. Псалом песни Давида”. Конечно, большинство из псалмов исполнялись песенно, но только 67-й имел особенный характер. Почти единогласным мнением святых отцов полагается, что он был написан Давидом и во
Источник изображения: kurganvera.ru
Источник изображения: kurganvera.ru

Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его! (Пс. 67; 2).

В праздник Пасхи и на Светлой седмице мы очень часто слышим эти слова, взятые из первого стиха 67-го псалма. И именно этот псалом полноправно можно назвать Пасхальным гимном.

“Да воскреснет Бог и расточатся враги Его”, - всем известные слова. Но сколь известен этот первый стих, столь же неизвестно для многих содержание дальнейшие части псалма. И это не случайно, потому что 67-й псалом действительно довольно сложен для понимания.

Среди его тридцати шести стихов практически нет логически связанной мысли, переходящий из одной в другую, и молящемуся тяжело уловить общий смысл. Однако он есть, и все становится на свои места когда мы узнаем, что этот псалом является песней. Он так и озаглавлен: “В конец. Псалом песни Давида”.

Конечно, большинство из псалмов исполнялись песенно, но только 67-й имел особенный характер. Почти единогласным мнением святых отцов полагается, что он был написан Давидом и воспевался при возвращения кивота завета. То есть, изначально этот псалом был написан не для исполнения в стенах скинии или будущего храма, а для процессии с ковчегом завета, совершавшейся на улице. При исполнении его соединялись музыка и пение, и притом так, что каждый стих, начинаясь с музыкального сопровождения, переходил в хоровое пение.

Таким образом, все детали указывают на особую манеру и место исполнения псалма. В современности это было бы ближе всего к торжественному крестному ходу, какие, например, совершаются всю Светлую неделю после праздника Пасхи.
Вспомните, как они проходят, сколь много радости бывает, наши сердца ликуют. Такие моменты невозможно заключить в какой-то логический шаблон, песнь радости просто льется из сердца. Именно так и воспевался этот псалом во время шествия с ковчегом завета. И, как говорит Писание, сам Давид в этот момент от радости скакал и играл пред ковчегом.

Таким образом, этот псалом не является поучением, как например 36-й, это не молитва скорбящего или гонимого человека, это не сокрушение о грехах. Этот псалом - торжественная и радостная песня. И поэтому в нем не нужно искать логически связанных мыслей. Стихи данного псалма - это отдельные радостные восклицания о тех или иных благодеяниях Божьих, о Его величии, чудесах, о Его постоянном присутствии с людьми. Эти эмоции, переполняющие сердце человека, невозможно, да и не нужно увязывать в логически последовательный текст.

Именно так мы должны понимать 67-й псалом. Нужно помнить о его общем смысле. По словам святителя Филарета Московского, это - прославление победоносного и спасительного Царства Божия, которое изображается в псалме как исторически, так и пророчественно. И, помня об этом, нужно читать его стихи, не стремясь найти между ними связь, потому как мысли здесь могут браться абсолютно из разных исторических событий.

1. Господь в этом псалме восхваляется за избавление Израиля из египетского плена и за проведение их в пустыне. “Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты проходил чрез пустыню, Земля потряслась, и небеса таяли от лица Бога Синайского, от лица Бога Израилева”.

2. Прославляют Господа и за дарование земли обетованной, которая хоть и лежит на горах и не имеет великих рек, однако, по Божьему Промыслу, изобильно напояется дождем. “Обильный дождь проливал Ты, Боже, наследию Твоему, а когда оно изнемогало, Ты укреплял его”. Некоторые толковники под дождем понимают манну, которая питала Израиль многие годы, выпадая, как дождь с неба.

3. Благодарят Бога не только за дарование земли обетованной и изгнание оттуда народов, но и постоянное охранение ее границ. “Когда вы успокоились в пределах своих, то у вас были крылья голубки, серебристые и с междуплечиями ее блестящими, как золото. Когда Бог Небесный рассеивал царей на ней, они покрылись снегом как в Селмоне”. Уже в этих словах мы можем заметить многие образы, часто меняющие друг друга и не понятные для нас, но вполне закономерные для поэзии и торжественной песни.

Несомненно, что главными стихами 67-го псалма, которые как камертон задают весь его тон, являются первые три: “Да воскреснет Бог и расточатся враги Его и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божия! А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся веселием”.

Эти слова произносил еще Моисей при перенесение ковчега. В этом случае слово "воскреснет" произносилось как "восстанет". То есть, когда восстанет Бог, тогда все враги Его расточаться, они так быстро исчезнут, как дым при сильном ветре или как воск тает на огне. Однако, прямой смысл эти слова обрели при Воскресении Христовом. В этом смысле и весь псалом можно и нужно читать не только в историческом разрезе, но в первую очередь, как пророчество о будущем.

Давид, говоря о Воскресении Христовом, упоминает и о тех плодах, которые оно принесет: враги расточаться, смерть исчезнет, ад упразднится. Прообразом этой славной победы было изведение израильтян из египетского плена и все те славные победы и благодеяние, о которых говорится в 67-ом псалме.

Поэтому, если исторически этот псалом воспевался при перенесении ковчега завета, то в пророческом смысле он стал гимном праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи. И является таковым по сей день.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 66. Причины, по которым всем народам подобает славить Господа

Псалом 65. Безвыходных ситуаций у тех, кто живёт с Богом, никогда не бывает