Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 65. Безвыходных ситуаций у тех, кто живёт с Богом, никогда не бывает

Воскликните Господу, вся земля, пойте имени Его, воздайте славу хвалою Его. Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! При множестве силы Твоей солгут пред Тобою враги Твои. (Пс. 65; 2- 8). Кто же написал 65 псалом и по какому событию? Ответ на это можно получить только косвенный, из содержания самого псалма. В нём говорится об освобождении народа израильского от какой-то тяжелой угрозы. Ранние святые отцы предполагали, что это подразумевается освобождение из вавилонского плена, но некоторые детали псалма, например, упоминание о храме, говорит, что он был написан ранее. Поэтому более поздние экзегеты стали относить псалом ко временам царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель этого войска являлась облегчением не только для Иудейского государства, но и для всех народов Малой Азии, так как военные походы Сеннахирима подчинили его власти почти все племена Востока. И эта победа не могла не наполнить иудеев чувством благодарного восхищения
Источник изображения: dzen.ru
Источник изображения: dzen.ru

Воскликните Господу, вся земля, пойте имени Его, воздайте славу хвалою Его. Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! При множестве силы Твоей солгут пред Тобою враги Твои. (Пс. 65; 2- 8).

Кто же написал 65 псалом и по какому событию? Ответ на это можно получить только косвенный, из содержания самого псалма. В нём говорится об освобождении народа израильского от какой-то тяжелой угрозы. Ранние святые отцы предполагали, что это подразумевается освобождение из вавилонского плена, но некоторые детали псалма, например, упоминание о храме, говорит, что он был написан ранее.

Поэтому более поздние экзегеты стали относить псалом ко временам царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель этого войска являлась облегчением не только для Иудейского государства, но и для всех народов Малой Азии, так как военные походы Сеннахирима подчинили его власти почти все племена Востока. И эта победа не могла не наполнить иудеев чувством благодарного восхищения пред Спасителем. Отсюда и раздался этот призыв: “Воскликните Господу, вся земля”.

Итак, предположительно авторство можно отнести к царю Езекии или к кому-либо из певцов его времени. Вообще Езекия заслуживает особого внимания как один из самых благочестивых правителей Иудеи, правивших после Давида. Он управлял ей на стыке восьмого и седьмого веков до Рождества Христова, спустя два с половиной века после Давида.

Молитва этого благочестивого царя когда-то продлила ему годы жизни на 15 лет, что является видимым показателем его близости к Богу. Однако, главное событие его жизни случилось во время нашествия ассирийцев во главе царя Сеннахирима. Считается, что его крепкое упование на Бога и молитва принесли чудесную победу иудеям без единого погибшего.

Ассирийское государство в те века было на пике своей мощи и славы. Оно с лёгкостью поработило все близлежащие народы и страны. И в этой уверенности о победе они подошли к стенам Иерусалима. Послы царя, подойдя к воротам города, говорили следующие слова:

“Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя... Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?”

Такими словами ассирийские послы пытались деморализовать иудеев, при этом они специально говорили это во всеуслышание на иудейском языке. Езекия же пошел в храм и усердно молился Богу, показывая Богу ту хартию с угрозами, которые дали ассирияне. В этой молитве царя действительно была детская простота и доверчивость. И Господь тут же услышал и через пророка Исаию возвестил:

“Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева! Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор... Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии”.

В тексте акафиста Архангелу Михаилу мы вспоминаем этот случай. Считается, что именно Архангел Михаил в ту ночь поборолся за иудеев. Так легко и просто Господь ниспровергает всякое превозношение. Более подробно об этом вы можете самостоятельно прочесть в 4-ой книге Царств, главах 18, 19 и 20.

И вот теперь, вспомнив об этих событиях, мы намного проще поймём слова 65-го псалма: “Воскликните Господу, вся земля, пойте имени Его, воздайте славу хвалою Его. Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! При множестве силы Твоей солгут пред Тобою враги Твои”. То есть обманутся, надеясь на свою силу и забывая о вседержительстве Господа.

“Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний!” Вся земля будет поклоняться и петь Господу. Если смотреть на это узко-исторически, то мы сказали, что победа над ассирийцами стала радостью не только для иудейского народа, но и для всех, кого они захватили.

Но чаще этот псалом понимают в пророческом смысле. Именно по этой причине в его названии в позднее время было добавлено слово “песнь псалма воскресения”, потому что с ранних времен Церковь стала использовать этот псалом на праздник Пасхи. И сейчас первые строки этого псалма вы можете услышать на Пасхальной литургии.

И это вполне естественно, потому что такие события, как исход еврейского народа из египетского плена или вот эта славная победа Господа над ассирийцами - всё это символически напоминает нам о той главной победе, которую Господь ради человека совершил над адом и дьяволом. Бог победил этого надменного и во много раз превосходящего нас силою противника. Сделал Он это также быстро и легко, как над ассирийским войском.

Заключается этот псалом словами от первого лица, то есть от одного человека, что также косвенно указывает на то, что он не мог быть написан при Исходе из Вавилонского плена, поскольку тогда исходил целый народ. Но если мы предположим, что эти слова произнес царь Езекия, то всё становится на свои места.

“Приидите, послушайте, все боящиеся Бога, и я поведаю вам, что сотворил Он для души моей. К Нему устами моими я воззвал и превознес Его языком моим. Если бы я узрел неправду в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Но услышал меня Бог, внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил милости Своей от меня!”

Итак, 65-й псалом - это Пасхальный гимн, песнь победы, которую совершил Господь ради нашего спасения. И мы, читая его, помимо чувств радости, также должны вспоминать о крепкой вере царя Езекии и о том, что безвыходных ситуаций у тех, кто живёт с Богом, никогда не бывает.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 64. Вся наша жизнь связана с Богом и зависит от Него, в чём ежедневно убеждает окружающий мир

Псалом 63. Самый страшный враг