Найти в Дзене
Культурный Кот

Японские хокку и китайская поэзия ши. Сходства и различия

Краткий лаконичный стих хайку известен далеко за пределами Японии. Сотни творческих людей подражают восточной поэзии на своих родных языках. Однако в китайской культуре существует похожий и не менее интересный стиль стихосложения - ши. Сегодня предлагаю изучить сходства и различия этих литературных явлений. Хайку оформился в самостоятельный жанр в XVI веке. Хотя термин "хокку" к тому времени уже употреблялся 200 лет. С XIV века так называли первую строфу классической японской поэзии рэнга. Но до появления поэта Басё японцы не относились к хокку всерьёз. И именно Мацуо Басё дал мощнейший толчок для этого жанра. Китайская поэзия ши возникла намного раньше - во II - IV веках из народных песен. При этом на формирование канона ши оказал сильное влияние "Ши-Цзин" - древнейший памятник китайской литературы, созданный ещё до нашей эры. Первоначально слово "Ши" обозначало любую поэзию на китайском языке, затем - только письменную. Признаки же классического поэтического жанра понятие "ши" обрело
Оглавление

Краткий лаконичный стих хайку известен далеко за пределами Японии. Сотни творческих людей подражают восточной поэзии на своих родных языках. Однако в китайской культуре существует похожий и не менее интересный стиль стихосложения - ши. Сегодня предлагаю изучить сходства и различия этих литературных явлений.

Когда и как появились?

Хайку оформился в самостоятельный жанр в XVI веке. Хотя термин "хокку" к тому времени уже употреблялся 200 лет. С XIV века так называли первую строфу классической японской поэзии рэнга. Но до появления поэта Басё японцы не относились к хокку всерьёз. И именно Мацуо Басё дал мощнейший толчок для этого жанра.

Мацуо Басё. Источник: Яндекс картинки
Мацуо Басё. Источник: Яндекс картинки

Китайская поэзия ши возникла намного раньше - во II - IV веках из народных песен. При этом на формирование канона ши оказал сильное влияние "Ши-Цзин" - древнейший памятник китайской литературы, созданный ещё до нашей эры. Первоначально слово "Ши" обозначало любую поэзию на китайском языке, затем - только письменную. Признаки же классического поэтического жанра понятие "ши" обрело только в средние века.

Страница из Ши-Цзин. Источник: Яндекс картинки
Страница из Ши-Цзин. Источник: Яндекс картинки

Правила стихосложения

Хайку

Классический стих хайку состоит из 17 слогов: пять в первой строке, семь во второй и пять в третьей. Нарушение этой закономерности не приветствуется, но допускается ситуативное увеличение слогов не более чем в полтора раза. То есть в крайнем случае в каждой строке должно быть не более 10 слогов.

Иллюстрации к хокку. Источник: Яндекс картинки
Иллюстрации к хокку. Источник: Яндекс картинки

Хайку — это поэзия, связанная с сезонами, поэтому в каждом стихе обязательно присутствие киго. Под этим термином подразумевается ключевое слово, косвенно указывающее на время года.

При написании хайку глаголы употребляются только в настоящем времени. Прошедшее время допускается в том случае, если событие произошло недавно и его последствия всё ещё видны.

Цветение сакуры как вариант киго. Источник: Яндекс картинки
Цветение сакуры как вариант киго. Источник: Яндекс картинки

В теории хайку очень важен термин торивасэ, означающий "соединение". То есть поэт должен подбирать образы, которые не слишком близки друг к другу, но и не слишком различны.

Японские поэты часто используют кирэдзи или "режущее слово", чтобы разделить хайку на две части. Оно создаёт паузу и подчёркивает ритм стихотворения.

Ши

Поскольку в китайском языке очень важна интонация, то классические Ши представляют собой пятисловные и семисловные стихотворения с жёстко регламентированным чередованием музыкальных тонов разной высоты и сложной мелодической структурой. Строки обычно рифмуются через одну, а рифма является сквозной. Чаще всего рифмуются строки под «ровным» тоном, который звучит более певуче.

Одной из разновидностей классических Ши являются «оборванные строки» — четверостишия, где предпоследняя строка не рифмуется. Появление силового ударения и многосложных слов в китайском языке сделало классический Ши устаревшим.

Книга с китайскими стихами. Источник: Яндекс картинки
Книга с китайскими стихами. Источник: Яндекс картинки

Стихотворения ши классифицируются по количеству иероглифов в строке и включают несколько разновидностей:

  • Четырехсловные стихи, представляющие собой один из самых древних размеров, использовавшийся в «Книге песен». В каждой строке таких стихов содержится четыре иероглифа. Этот размер был популярен в эпоху Шести династий (III–VI вв.), но затем его употребление стало редким.
  • Пятисловные стихи, состоящие из пяти иероглифов в строке. Размер получил распространение благодаря поэтам рода Цао (Цао Цао, Цао Чжи, Цао Пи) и таким классикам, как Жуань Цзи и Тао Юань-мин, в III–V вв. Он оставался популярным и в последующие эпохи, сохранив свою актуальность до наших дней.
  • Семисловные стихи, включающие семь иероглифов в строке. Этот размер достиг особого расцвета в эпоху Тан (618–907 гг.), став символом поэтического мастерства того времени. Семисловные стихи, подобно пятисловным, продолжают использоваться в классической китайской поэзии и сегодня.
Иллюстрации к китайским стихам. Источник: Яндекс картинки
Иллюстрации к китайским стихам. Источник: Яндекс картинки

Дальнейшее развитие

Хайку

Каноны хокку, установленные Мацуо Басе, оставались неизменными до конца XIX века. Однако к этому времени назрела потребность в обновлении жанра и всей традиционной поэзии. В ответ на эту потребность японский поэт и литературный критик Масаока Сики (1867-1902) предложил новое название для жанра — «хайку». Это название быстро прижилось и используется до сих пор, а поэтов, работающих в этом жанре, называют хайдзинами.

Созерцающий крестьянин. Источник: Яндекс картинки
Созерцающий крестьянин. Источник: Яндекс картинки

Масаока Сики приблизил хайку к реализму, введя в поэзию свой литературный метод сясэй, что означает «зарисовки с натуры». Этот метод предполагает более прямое и описательное изложение, что сделало жанр более доступным для массового читателя, включая западного.

Трёхстрочный формат записи возник после того, как японские хокку начали переводить на европейские языки. Изначально хокку записывались иероглифами в столбик сверху вниз. В современной Японии также используется горизонтальный вариант записи в одну строчку.

Ши

Сегодня классическая поэзия ши считается архаичной и в Китае её называют "гуши" - старый стиль. Но на её основе вырос новый стиль "цзиньтиши" - суть регламентированный стих с добавлением правил, расширяющих творческое поле.

Китайские живопись и поэзия лаконично сочетаются. Источник: Яндекс картинки
Китайские живопись и поэзия лаконично сочетаются. Источник: Яндекс картинки

Благодаря этим новым правилам китайская поэзия оказала сильное влияние на другие поэтические формы в Восточной Азии. Одним из примечательных поэтических стилей, на который повлиял китайский регламентированный стих, является сиджо, зародившийся в Корее. В обоих поэтических стилях делается акцент на краткости и лаконичности. В обоих поэтических стилях каждая строка или двустишие вносит свой вклад в общее произведение, но при этом может существовать как самостоятельная мысль.

Вот такая интересная судьба сложилась у двух восточно-азиатских поэтических течений. А как вы относитесь к хайку и ши? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.

Читайте также:

Правила китайской живописи