Краткий лаконичный стих хайку известен далеко за пределами Японии. Сотни творческих людей подражают восточной поэзии на своих родных языках. Однако в китайской культуре существует похожий и не менее интересный стиль стихосложения - ши. Сегодня предлагаю изучить сходства и различия этих литературных явлений.
Когда и как появились?
Хайку оформился в самостоятельный жанр в XVI веке. Хотя термин "хокку" к тому времени уже употреблялся 200 лет. С XIV века так называли первую строфу классической японской поэзии рэнга. Но до появления поэта Басё японцы не относились к хокку всерьёз. И именно Мацуо Басё дал мощнейший толчок для этого жанра.
Китайская поэзия ши возникла намного раньше - во II - IV веках из народных песен. При этом на формирование канона ши оказал сильное влияние "Ши-Цзин" - древнейший памятник китайской литературы, созданный ещё до нашей эры. Первоначально слово "Ши" обозначало любую поэзию на китайском языке, затем - только письменную. Признаки же классического поэтического жанра понятие "ши" обрело только в средние века.
Правила стихосложения
Хайку
Классический стих хайку состоит из 17 слогов: пять в первой строке, семь во второй и пять в третьей. Нарушение этой закономерности не приветствуется, но допускается ситуативное увеличение слогов не более чем в полтора раза. То есть в крайнем случае в каждой строке должно быть не более 10 слогов.
Хайку — это поэзия, связанная с сезонами, поэтому в каждом стихе обязательно присутствие киго. Под этим термином подразумевается ключевое слово, косвенно указывающее на время года.
При написании хайку глаголы употребляются только в настоящем времени. Прошедшее время допускается в том случае, если событие произошло недавно и его последствия всё ещё видны.
В теории хайку очень важен термин торивасэ, означающий "соединение". То есть поэт должен подбирать образы, которые не слишком близки друг к другу, но и не слишком различны.
Японские поэты часто используют кирэдзи или "режущее слово", чтобы разделить хайку на две части. Оно создаёт паузу и подчёркивает ритм стихотворения.
Ши
Поскольку в китайском языке очень важна интонация, то классические Ши представляют собой пятисловные и семисловные стихотворения с жёстко регламентированным чередованием музыкальных тонов разной высоты и сложной мелодической структурой. Строки обычно рифмуются через одну, а рифма является сквозной. Чаще всего рифмуются строки под «ровным» тоном, который звучит более певуче.
Одной из разновидностей классических Ши являются «оборванные строки» — четверостишия, где предпоследняя строка не рифмуется. Появление силового ударения и многосложных слов в китайском языке сделало классический Ши устаревшим.
Стихотворения ши классифицируются по количеству иероглифов в строке и включают несколько разновидностей:
- Четырехсловные стихи, представляющие собой один из самых древних размеров, использовавшийся в «Книге песен». В каждой строке таких стихов содержится четыре иероглифа. Этот размер был популярен в эпоху Шести династий (III–VI вв.), но затем его употребление стало редким.
- Пятисловные стихи, состоящие из пяти иероглифов в строке. Размер получил распространение благодаря поэтам рода Цао (Цао Цао, Цао Чжи, Цао Пи) и таким классикам, как Жуань Цзи и Тао Юань-мин, в III–V вв. Он оставался популярным и в последующие эпохи, сохранив свою актуальность до наших дней.
- Семисловные стихи, включающие семь иероглифов в строке. Этот размер достиг особого расцвета в эпоху Тан (618–907 гг.), став символом поэтического мастерства того времени. Семисловные стихи, подобно пятисловным, продолжают использоваться в классической китайской поэзии и сегодня.
Дальнейшее развитие
Хайку
Каноны хокку, установленные Мацуо Басе, оставались неизменными до конца XIX века. Однако к этому времени назрела потребность в обновлении жанра и всей традиционной поэзии. В ответ на эту потребность японский поэт и литературный критик Масаока Сики (1867-1902) предложил новое название для жанра — «хайку». Это название быстро прижилось и используется до сих пор, а поэтов, работающих в этом жанре, называют хайдзинами.
Масаока Сики приблизил хайку к реализму, введя в поэзию свой литературный метод сясэй, что означает «зарисовки с натуры». Этот метод предполагает более прямое и описательное изложение, что сделало жанр более доступным для массового читателя, включая западного.
Трёхстрочный формат записи возник после того, как японские хокку начали переводить на европейские языки. Изначально хокку записывались иероглифами в столбик сверху вниз. В современной Японии также используется горизонтальный вариант записи в одну строчку.
Ши
Сегодня классическая поэзия ши считается архаичной и в Китае её называют "гуши" - старый стиль. Но на её основе вырос новый стиль "цзиньтиши" - суть регламентированный стих с добавлением правил, расширяющих творческое поле.
Благодаря этим новым правилам китайская поэзия оказала сильное влияние на другие поэтические формы в Восточной Азии. Одним из примечательных поэтических стилей, на который повлиял китайский регламентированный стих, является сиджо, зародившийся в Корее. В обоих поэтических стилях делается акцент на краткости и лаконичности. В обоих поэтических стилях каждая строка или двустишие вносит свой вклад в общее произведение, но при этом может существовать как самостоятельная мысль.
Вот такая интересная судьба сложилась у двух восточно-азиатских поэтических течений. А как вы относитесь к хайку и ши? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки да подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.
Читайте также: