Мне особенно приятно читать книги, которые дают знакомые. Это словно приглашение к разговору и маленький подарок без повода, ведь люди делятся со мной историей, которая произвела на них впечатление. Этим летом таким путем ко мне попал роман Маркуса Зусака «Я – посланник». Я знала автора по нашумевшему роману «Книжный вор», который пока так и не собралась прочитать. Но «Я – посланник» настолько удивил меня, подтолкнул к размышлению на такие непростые и философские темы, что я решила непременно продолжить знакомство с творчеством Маркуса Зусака. Но поговорим про посланника.
Первое, что поражает в произведении, это контраст формы: типажей героев, среды их обитания, уровня интеллектуального и эмоционального развития и темы, которая раскрывается на их примере. Эд и трое его друзей живут в неблагополучном районе, ни к чему не стремятся, в свободное от плохонькой работы время пьют плохое вино и играют в карты. Жизнь в никуда. Но однажды Эд находит в почтовом ящике конверт с бубновым тузом, на котором написаны три адреса. Посетив их, герой понимает, что этим людям требуется помощь. Кому-то он помогает легко и даже радостно, где-то приходится приложить усилия. Но только он пытается оттянуть выполнение «задания», как к нему являются двое и грубой силой объясняют, что отвертеться не удастся. Эда против воли заставляют принимать активное участие в жизни других людей и делать добро.
Собственно, вокруг проблемы доброты и человеческой силы и крутится весь роман. Добро и зло неразделимы. Люди, оставляющие Эду послания на игральных картах, кажутся жестокими. Значит ли это, что они – зло? Но ведь именно по их поручению Эд облегчает жизни людям. Эти таинственные руководители заставляют его делать добрые дела. Так всегда ли добро ходит в белом плаще? И каковы мотивы этих людей? Признаюсь, я так и не смогла четко ответить себе на этот вопрос.
Приключения Эда ведут к мысли, что сделать добро другому человеку просто и сложно одновременно, ведь сделать добро – это отдать часть себя, безвозмездно, просто так, даже без «спасибо». От выполнения некоторых заданий Эд получал удовольствие, и его жизнь становилась чуточку лучше от благодарности тех, кому он помог, или просто от чувства собственной нужности. Некоторые задания он старался не вспоминать. Но в процессе помощи другим, когда кажется, что занимаешься чужой жизнью, ты и сам меняешься, становишься ответственнее, внимательнее, лучше понимаешь других и себя, прощупываешь собственные границы допустимого, границы своей внутренней силы и раздвигаешь их.
Наблюдая за Эдом, читатель постепенно начинает понимать, что фокус внимания таинственных отправителей не люди, чьи имена написаны на картах, а главный герой. Он зерно этого эксперимента, он движется к чему-то, и становится тревожно от мысли, что будет, когда Эд разыграет последнюю карту. Финал романа меня удивил. Мне даже пришлось дважды перечитать последние главы, чтобы понять, что собственно произошло. Признаюсь, я всё еще до конца не смогла осмыслить конец истории, хотя общая идея книги становится понятна и с первого прочтения.
Мне понравилась авторская задумка, было интересно наблюдать, как меняются уровни сложности заданий, как их выполнение влияет на Эда и его восприятие собственной жизни. Меня покорил язык романа, его метафоричность:
«Мой голос выпрыгивает изо рта и приземляется у их ног».
Но почему-то «Я – посланник» оставил о себе грустное, хотя и легкое впечатление. Возможно, это связано с тем, что Эд так и не вышел из пассивной роли, остался пешкой, и, кто знает, не вернется ли он к своему прежнему состоянию, выйдя из-под наблюдения таинственного кукловода. Мне хотелось, чтобы в конечном счете герой совершил некий поступок по собственному желанию, без подсказок, просто потому что увидел, что кто-то нуждается в помощи. Однако это уже вопрос моих читательских ожиданий.
Роман Маркуса Зусака – это нечто уникальное. Литературный феномен, с которым стоит познакомиться, просто чтобы погрузиться в ощущение тайны и пробуждающейся внутренней силы, напитаться ей. Я бы назвала его вдохновляющим, но это слишком мягкое определение для произведения, которое буквально ставит тебя на ноги, толкает в спину и говорит: «Иди».
Знакомы ли вы с творчеством Маркуса Зусака?
Предлагаю вам подписаться на мой Telegram-канал, где я делюсь новостями, книжными наблюдениями и понравившимися мне цитатами. А поддержать канал можно здесь.
Читайте и другие отзывы: