Найти в Дзене
Художкины писульки

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 2

Оглавление

1. Плодородная почва для науки

После завоеваний VII–IX веков исламский мир объединяет огромную территорию — от Испании до Индии. Арабский язык становится общим научным языком для всех учёных, как латынь позже в Европе. Бумага пришла из Китая в Самарканд (VIII в.), а оттуда — в Багдад. Это было революцией в доступности книг.

Научные и медицинские центры располагались в Дамаске, Кордове, Каире, Самарканде. При мечетях и медресе (Среднее или высшее учебное заведение) открывали аптеки и госпитали, где учёные совмещают медицину, астрономию, философию, ботанику. В Багдаде, город Мира, располагалась легендарная библиотека — Дом мудрости (Байт аль-хикма араб. بيت الحكمة), VIII в. Там образовался большой научно-образовательный центр, с обширной библиотекой в центре, и административными помещениями.

В каждом крупном городе были бимаристаны — больницы и медицинские школы. Учёные сами выращивали растения, проводили опыты, делали препараты. Из-за этого ботаника перестала быть “книжной” и стала прикладной.

2. Ботаника исламского мира

В исламском мире с VIII века ботанику и земледелие рассматривали как единое целое под названиями «набат»(растения) и «филаха» (земледелие).

Поначалу учёные не делили «науку о растениях» и «искусство выращивания» — одно рождалось из другого.

*А дальше — бесконечная череда имён с приставками аль- и ибн-, которым стоит отдать должное: именно они заложили фундамент ботаники как науки.

  • Джабир ибн Хайян (721-815) одним из первых посвятил труды растениям и земледелию.
  • Аль-Кинди (801–873) первым выделил ботанику в отдельную дисциплину и дал ей философское определение — как науку о «причинах существования растений, их качествах и характеристиках».
  • Хунайн ибн Исхак (809–873) перевёл на арабский «De Materia Medica» Диоскорида — главный античный трактат о лекарственных растениях.
    Тут представлена книга 735г
  • Абу Ханифа ад-Динавари (828–896) написал «Книгу растений» и считается основателем арабской ботаники.
  • Аль-Рази (865–925) — врач и философ, автор труда «О пользе пищи и лекарств», где еда впервые рассматривается как лечебное средство.
  • Позже аль-Фараби, Братья Чистоты, аль-Хорезми, Ибн Сина (Авиценна) (980–1037) — включили ботанику в круг естественных наук, а Ибн Халдун первым отделил агрономию от ботаники.
  • Аль-Бируни (973–1048) — писал о растениях Индии и их лечебных свойствах. «Книга о фармакопее» содержит описания около 770 растений с подробным описанием их терапевтического применения.
  • Ибн Вафид (997-1074) помимо научных работ, был ответственным за зеленые насаждения в знаменитом саду правителя аль-Мамуна в Толедо (современная Испания). Этот сад находился в местности под названием Уэрта дель Рей (Huerta del Rey) или Бустан-ан-Наура (Bustān an-Nawra). Ибн Вафид проводил там обширные сельскохозяйственные и ботанические эксперименты, акклиматизируя экзотические растения, привезенные с Ближнего и Дальнего Востока.
  • Ибн Бассаль (?-1085) — Он написал трактат по агрономии «Книга о земледелии», был назначен управляющим садом султана в Севильи. Полагают, что именно Бассаль завёз апельсины в Толедо (Испанию), отправившись по поручению султана за семенами в разные страны.
  • Ибн аль-Байтар (1197–1248) — Описал от 300 до 400 новых видов растений и лекарственных веществ, ранее неизвестных исламским ученым. Собирал растения в своих путешествиях по Северной Африке, Ближнему Востоку и Анатолии и систематизировал информацию, используя арабские, греческие, латинские и персидские названия для предотвращения путаницы. "Всеобъемлющая книга о простых лекарствах и продуктах питания".
"Всеобъемлющая книга о простых лекарствах и продуктах питания" Ибн аль-Байтар
"Всеобъемлющая книга о простых лекарствах и продуктах питания" Ибн аль-Байтар
 комментарий к  Диоскориду, Ибн аль-Байтар, 1248 г.
комментарий к Диоскориду, Ибн аль-Байтар, 1248 г.

3. Как создавали ботанические рисунки

В эпоху «исламской ботаники» (ок. IX–XIII века) тексты и рисунки создавались в тандеме: учёные писали описания растений, а художники, работающие при дворе или в скрипториях, выполняли иллюстрации. Художники не стремились к реалистичности: растения изображали плоско, условно, не стремились к реалистичности как позже европейцы.

Использовали минеральные и растительные пигменты, чернила, позолота. Всё наносилось на пергамент или тонкую бумагу, завезённую из Китая (в Багдаде её начали производить уже с VIII века).

В X–XII веках Ближний Восток стал тем местом, где античная ботаника получила вторую жизнь. Ботанику включили в круг естественных наук.
Но в XII–XIII веках исламский мир ослаб от войн, раздробленности и религиозного консерватизма. Европа подхватила эстафету. В монастырях эти книги начали переписывать и иллюстрировать заново — уже в новом, христианском ключе.
Разберем это в следующей части.
Осада Багдада Хулагу-ханом в 1258 г. из книги Рашид ад-Дина «Джами ат-Таварих». Согласно легенде, множество книг было сброшено в реку Тигр, и она стала чёрной на несколько дней от чернил.
Осада Багдада Хулагу-ханом в 1258 г. из книги Рашид ад-Дина «Джами ат-Таварих». Согласно легенде, множество книг было сброшено в реку Тигр, и она стала чёрной на несколько дней от чернил.

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 1

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 2

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 3

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 4

автор: Лия Астапова

Все материалы собраны из открытых источников — музеев, старинных книг и архивов. Изображения использованы свободно, как часть исследовательского и просветительского проекта.