Найти в Дзене
Художкины писульки

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 1

Когда-то ботаническая живопись служила науке. Потом — выражала чувства. И как-то внезапно исчезла из моды. А теперь снова в тренде. Как так получилось, что рисование листиков и цветов пережило три тысячи лет? На шумерских и ассирийских барельефах (ещё в IV–III тысячелетии до н. э.) уже есть изображения финиковых пальм, гранатов, виноградных лоз и даже мифического Древа жизни. Но у этих растений была другая роль — символическая. Они означали плодородие, вечную жизнь и связь царя с богами. Никаких ботанических деталей, никаких подписей — чистая мифология и декор. В индийских текстах по аюрведе — древней науке о жизни — растения систематизировали по свойствам, вкусам, действию. Главные источники: Изображений почти не сохранилось — климат и материал не позволили, но считается, что иллюстрированные травники существовали при храмах и школах врачей. Позже, в Гуптскую эпоху (IV–VI вв.), на фресках и миниатюрах появляются растительные мотивы с реалистичными деталями — уже зачатки ботаническо
Оглавление

Когда-то ботаническая живопись служила науке. Потом — выражала чувства. И как-то внезапно исчезла из моды. А теперь снова в тренде.

Как так получилось, что рисование листиков и цветов пережило три тысячи лет?

1. Месопотамия. Растения как язык богов

На шумерских и ассирийских барельефах (ещё в IV–III тысячелетии до н. э.) уже есть изображения финиковых пальм, гранатов, виноградных лоз и даже мифического Древа жизни. Но у этих растений была другая роль — символическая. Они означали плодородие, вечную жизнь и связь царя с богами. Никаких ботанических деталей, никаких подписей — чистая мифология и декор.

рис.1 Слепки с алебастровых рельефов стен дворцово-культовых комплексов Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд на севере Ирака) и Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад на севере Ирака) в ГМИИ им. А.С. Пушкина
рис.1 Слепки с алебастровых рельефов стен дворцово-культовых комплексов Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд на севере Ирака) и Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад на севере Ирака) в ГМИИ им. А.С. Пушкина

2. Индия. Ботаника часть философии

В индийских текстах по аюрведе — древней науке о жизни — растения систематизировали по свойствам, вкусам, действию.

Главные источники:

  • «Атхарваведа» (ок. XII–X вв. до н. э.) — уже содержит описания трав и лечебных смесей.
  • «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» (I тыс. до н. э.) — настоящие энциклопедии лекарственных растений.
Рис. 2 Пальмовые листья «Сушрута-самхиты» или «Сахоттара-тантры» из Непала, хранящиеся в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Текст датируется XII–XIII веками, а иллюстрации – XVIII–XIX веками.
Рис. 2 Пальмовые листья «Сушрута-самхиты» или «Сахоттара-тантры» из Непала, хранящиеся в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Текст датируется XII–XIII веками, а иллюстрации – XVIII–XIX веками.

Изображений почти не сохранилось — климат и материал не позволили, но считается, что иллюстрированные травники существовали при храмах и школах врачей.

Позже, в Гуптскую эпоху (IV–VI вв.), на фресках и миниатюрах появляются растительные мотивы с реалистичными деталями — уже зачатки ботанической живописи в индийской традиции.

3. Древний Китай. Искусство наблюдать

Ещё во времена династии Хань (III в. до н. э.) появляется трактат «Трактат о лекарственных растениях божественного земледельца« («Шэньнун бэньцао цзин» кит. 神农本草经). (Подробнее в От гробниц до глянца. Часть 4)

Этот труд систематизировал около 365 растений. Это, по сути, начальный этап перехода от примитивного животноводства к примитивному земледелию в Китае.

Однако первые иллюстрированные китайские трактаты появились позже — уже в эпоху Тан (VII–X вв.) и Сун (X–XIII вв.), когда ботанические рисунки* стали частью медицины и искусства.

*Появление иллюстрированных трактатов стало возможным благодаря развитию письменности и появлению бумаги, которая была изобретена раньше (105 г. н.э.), но широко распространилась именно к VII–X вв..

4. Древний Египет

А вот Египет пошёл дальше: растения они начали изучать, а не просто изображать.

На стенах гробницы царицы Хатшепсут (ущелье Дейр эль-Бахри на территории Фиванского некрополя) изображены деревья и растения, ок. 1470 гг. до н.э.

Рис.3 Экспедиция царицы Хатшепсут в страну Пунт на стенах поминального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (современный Луксор). Фрагменты
Рис.3 Экспедиция царицы Хатшепсут в страну Пунт на стенах поминального храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (современный Луксор). Фрагменты

Ученые, в частности, египтологи Уоллис Бадж и Джойс Тильдеси отмечают, что эти рельефы имеют высокую степень реализма — художники явно старались передать форму листьев, ветвей, корней. То есть по сути это первые «ботанические иллюстрации» в истории, только выбитые в камне.

Позже растения вошли и в медицину. В Папирусе Эберса (ок. 1550 до н. э.) описано более 700 средств, в том числе на основе растений.

Рис. 4 Страница папируса Эберса
Рис. 4 Страница папируса Эберса

При этом символизм никуда не исчез: пальма — Ра, дум-пальма — Тот, всё как положено Богам.

5. Минойцы. Когда цветы оживают

На фресках Кносса, Феста и Санторини (да, туда минойцы тоже добрались) цветы изображались натуралистично, с тонкими изгибами стеблей, правильно выстроенными лепестками и даже передачей движения. Фрески с лилиями, крокусами, ирисами украшали дворцы и дома.

Рис. 5 "Принц с лилиями" раскрашенный рельеф Кносского дворца ок. 1550 г. до н. э.
Рис. 5 "Принц с лилиями" раскрашенный рельеф Кносского дворца ок. 1550 г. до н. э.

Можно предположить, что минойцы имели представление о растениях не хуже египтян, судя по их фрескам и культу плодородия. Но письменных источников по ботанике, к сожалению, не найдено (папирус и кожа не сохранились).

6. Греция и Рим. Теория с картинками и без

Походы Александра Македонского (334-335 г. до н.э.) открыли грекам флору Персии, Индии и Египта. С этого началась наука о растениях. В его армии были учёные и художники, которые собирали образцы и делали зарисовки растений — особенно во время индийской кампании.

Именно после этого греческие натуралисты, вроде Аристотеля и его ученика Теофраста, начали систематизировать знания о растениях.

  • Теофраст (ок. 371–287 гг. до н. э.), ученик Аристотеля, считается отцом ботаники. Он написал два труда — «История растений» и «О причинах растений». Это ботанические энциклопедии, но пером на пергаменте. Он классифицировал растения по признакам — деревья, кустарники, травы, однолетние и многолетние и т. д. Но — он не рисовал, только описывал.
  • Кратеуас (ок. 100 г. до н. э.), древнегреческий врач и фармаколог, ризотомист (охотник за растениями). Он написал трёхтомный травник, где описал лечебные свойства растений. Второе, более популярное издание, было с цветными изображениями растений, расположенными в алфавитном порядке. За свою работу по иллюстрированию растений он был прозван «отцом иллюстрации растений»
  • Педаний Диоскорид ( ок. 40-90 гг. н.э. ), древнегреческий военный врач, фармаколог и натуралист. Автор многотомного труда «О лекарственных средствах» (лат. De Materia Medica). Эта работа стала основополагающей для фармакологии и ботаники на многие столетия.
  • Позже римлянин Плиний Старший (ок. 22-79 гг. н. э.) написал «Естественную историю», где описал сотни растений. Но опять же — словами, не изображениями.

Их работы неоднократно переписывались, дополнялись иллюстрациями, комментариями (и об этом чуть ниже). Самый известный из них — Венский Диоскорид (лат. Codex Vindobonensis medicus Graecus). Создан около 515 г. н.э. в Константинополе для Аниции Юлианы, дочери византийского императора.

Ну и ,конечно, в древнегреческой культуре растения (цветы и деревья) наделялись символическим смыслом, который был связан с мифами, богами и героями. Вспоминается нарцисс, гиацинт, анемон, кипарис.

Параллельно художники Греции и Рима рисовали просто для красоты. Фрески, вазы с виноградом и оливами. Они выглядели прекрасно, но научной пользы от них — как от натюрморта с яблоками.

7. Когда растения "заговорили" на арабском

Когда Западная Римская империя рухнула и Европа погрузилась в хаос, арабский мир стал хранителем античных знаний.

В VI–XIII веках учёные в Багдаде, Дамаске, Кордове и Каире активно переводили на арабский язык труды греков, включая Диоскорида. Но об этом в следующей части.

Папирус Эберса (изображение слева, около 1550 г. до н. э.)  Др. Египет - рецепт применения Cannabis sativa для местного применения при воспалении; (изображение посередине) в Materia Medica (на арабском языке) описываются лечебные свойства тмина и укропа ; (изображение справа) трактат Диоскорида «De Materia Medica», Византия, XV век.
Папирус Эберса (изображение слева, около 1550 г. до н. э.) Др. Египет - рецепт применения Cannabis sativa для местного применения при воспалении; (изображение посередине) в Materia Medica (на арабском языке) описываются лечебные свойства тмина и укропа ; (изображение справа) трактат Диоскорида «De Materia Medica», Византия, XV век.

8. Как создавали ботанические рисунки

В Древнем Египте растения изображали красками на папирусе и высекали на камне. В Греции — писали на пергаменте и керамике минеральными и растительными пигментами. В Риме — создавали иллюстрации в медицинских кодексах на пергаменте, используя чернила и краски на основе охры, угля и сажи.

До античности мир был мозаикой отдельных знаний о растениях. Изображения носили символический, декоративный или утилитарный характер. В Египте и Индии уже существовали первые попытки классификации — растения изображали, чтобы различать виды, использовать их в медицине и обрядах. Но всё это оставалось в пределах отдельных культур.
Лишь в Греции, после походов Александра Македонского, мир впервые «перемешался»: в Александрии начали собирать знания со всех концов света. Так родилась античная ботаника — наблюдательная, точная, живая.
Римляне всё записали, византийцы хранили, арабы перевели и добавили своё.

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 1
От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 2

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 3

От гробниц до глянца. Как ботаническая живопись снова стала модной. Часть 4

автор: Лия Астапова

Все материалы собраны из открытых источников — музеев, старинных книг и архивов. Изображения использованы свободно, как часть исследовательского и просветительского проекта.