Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Слишком уж тёмная история»: что стало с юной звездой советского фильма «Вождь краснокожих»

Оглавление

Он родился в Москве, в семье простых рабочих. Папа и мама трудились на заводе. Никто не мог представить, что младший сын, обычный московский мальчишка, вскоре станет знаменит на весь Советский Союз.

Сергей Тихонов появился на свет 25 декабря 1950 года. Детство его прошло на Красной Пресне – в шумном, живом районе. И ребёнок рос таким же – чем-то даже напоминал Тома Сойера.

Судьба свела его с кино в юном возрасте. В 1962 году Гайдай искал исполнителя роли Джонни Дорсета в новелле «Вождь краснокожих» для своего нового альманаха «Деловые люди». Сначала он хотел пригласить на роль актрису-травести, Надежду Румянцеву, которая уже играла подростков, но на экране трюк не сработал – слишком было заметно, что артистке уже за тридцать. Тогда режиссёр объявил кастинг. И встретил его – 12-летнего Серёжу.

Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.
Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.

«Лучшего Плохиша нам не найти»

Мальчик выделялся из толпы сразу: живой, остроумный, заводной. Он не боялся ни Гайдая, ни известных актёров. Когда фильм вышел на экраны, вся страна заговорила о новом детском таланте. Юный Джонни Дорсет с весёлым прищуром стал любимцем зрителей.

После «Деловых людей» Тихонова уже ждали на новых съёмках. Его ранее заметил Евгений Шерстобитов, который готовил экранизацию сказки о Мальчише-Кибальчише. Главная роль досталась Серёже Остапенко, а в Тихонове режиссёр увидел Плохиша.

– Лучшего Плохиша нам не найти, – сказал он своему ассистенту, наблюдая за игрой подростка.

Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.
Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.

На съёмочной площадке мальчик покорил всех. Сергей Мартинсон, звезда советского кино, сначала сомневался, стоит ли браться за этот проект, но, сыграв на пробах с Серёжей, сразу согласился со словами:

– Просто удивительно! С этим мальчиком у нас любая сцена с первого дубля получается.

«Он актёр от Бога»

Шерстобитов позже говорил:

– Актёр он был великолепный, от Бога. И заводила настоящий. Ведь у нас снималось множество мальчишек, а заводилой был даже не исполнитель роли Кибальчиша Серёжа Остапенко, а именно он, краснопресненский московский Плохиш.

Юный актёр не только играл, но и находил время на развлечения. И увлекал за собой других, устраивая розыгрыши, таская ребят на речку плавать. А ещё ел сладкое без удержу.

Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.
Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.

– Съёмочная группа в этом мальчике души не чаяла, такой был заводила. Между дублями умудрялся умять весь наш запас сладкого – «целую бочку варенья да целую корзину печенья», – с улыбкой вспоминал режиссёр.

Разошлись с кино дороги

После успешной работы с Гайдаем и Шерстобитовым Сергей снялся в ещё одном фильме – «Дубравка» с Линой Бракните в главной роли. Там ему досталась роль Утюга – очередного задиристого подростка.

Казалось, перед ним открыта дорога в большое кино. Даже именитые режиссёры и актёры пророчили мальчику большое будущее. Но жизнь распорядилась иначе.

Окончив восемь классов школы, Сергей попробовал поступить во ВГИК – на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Но не поступил. Позже ушёл в армию, а по возвращении устроился токарем на завод.

Кадр из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише», производство киностудии им. А. Довженко, режиссёр Евгений Шерстобитов, 1964 г.
Кадр из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише», производство киностудии им. А. Довженко, режиссёр Евгений Шерстобитов, 1964 г.

Предпринимать попытки вновь пробиться на актёрский факультет Тихонов не стал. Жил просто, как и его родители, частенько заглядывал на ипподром.

И вдруг весной 1972 года его жизнь резко оборвалась.

«Предупредили, чтобы я не расспрашивал об этом»

21 апреля Сергей погиб под колёсами трамвая. Ему был всего 21 год.

– Мне рассказывали, что он связался с нехорошей компанией. То ли сам попал под трамвай, то ли его толкнули, история тут неясная. Меня предупредили тогда, чтобы я особо не расспрашивал ни у кого об этом, слишком уж тёмная история, – поделился позже режиссёр «Мальчиша-Кибальчиша».

Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.
Кадр из фильма «Деловые люди», производство киностудии «Мосфильм», Экспериментальная мастерская комедийного фильма, режиссёр Леонид Гайдай, 1962 г.

Ходили слухи, будто бы Тихонов задолжал крупную сумму или стал свидетелем чего-то лишнего. Что произошло точно, никто не мог сказать. А родственники не распространялись о произошедшем.

Сергей Тихонов прожил короткую, но яркую жизнь. Возможно, она сложилась бы иначе, поступи он после школы во ВГИК.

– Не надо быть режиссёром, чтобы увидеть, каким редким актёрским даром обладал этот ребёнок, – говорил Шерстобитов.

Но в институте этот дар не разглядели. А может, к тому моменту Сергей уже «переболел» кино и утратил мастерство. Теперь можно только гадать…

Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем много интересных статей о кумирах прошлого.

Читайте также: