Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Для меня они чужие люди»: почему звезда фильма «Судьба человека» не видел своих детей больше 20 лет

Оглавление

Павел родился в 1953 году в семье актёра Владимира Борискина. Именно отец, тогда ещё студент ВГИКа, посоветовал взять сына на роль Ванюшки.

Сергей Бондарчук тогда снимал свой первый фильм и во многом советовался с Михаилом Шолоховым. Он долгое время не мог найти подходящего ребёнка, и, когда уже отчаялся, его познакомили с маленьким Пашей. В станице Вешенской писатель лично поинтересовался, кто будет играть мальчика. Когда ему показали Павлика, Шолохов потрепал юнца по голове и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка».

– В «Судьбу человека» я попал легко, – вспоминал позже Полунин, – хотя на роль Ванюшки было много претендентов.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

«Папка, родненький!»

На тот момент Паше не было и шести лет. Он не умел читать, запоминал реплики на слух – мама диктовала, он повторял. А чтобы ребёнок погрузился в съёмочный процесс и атмосферу драмы глубже, Бондарчук возил его повсюду, даже когда не было сцен с участием мальчика.

Семья тогда переживала далеко не самый лёгкий период. Отец злоупотреблял алкоголем, часто вёл себя агрессивно. Родители постоянно ссорились, Владимир практически не занимался воспитанием сына. Потому ребёнок очень привязался к режиссёру, отнёсшемуся к нему с теплотой.

Отчасти потому, что Паше не хватало отца, его игра получилась столь убедительной. Особенно сцена, где он кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдёшь!»

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

Вместе с Ванюшкой на этой реплике плакала вся страна.

«Что же это у вас ребёнок такой бедненький?»

Во время съёмок происходило много интересного. Павел запомнил цветущие яблони, которые пришлось создавать искусственно. К тому времени деревья давно отцвели, и ради сцены к каждой ветке крепили бумажные цветы.

Общались с юным актёром как со взрослым. Мама следила, чтобы он не капризничал и не мешал творческому процессу.

– Однажды Сергей Фёдорович довёл меня до слёз, – рассказывал Полунин. – Забраковал головной убор, который мне дали на съёмку – слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошёл к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.

В силу возраста понять и прочувствовать полноценно всю трагедию истории Паша не мог. Зато выглядел очень правдоподобно. Настолько, что в Воронеже его внешний вид оборванца обеспокоил местных жителей.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

Одна женщина подошла к режиссёру и стала причитать:

– Что же это у вас ребёнок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали – одежонку, пирогов напекли…

«Ты что, его не кормила?»

Были моменты, которые удивляли самого Бондарчука. Например, сцена, где Ванюшка с огромным аппетитом должен был уплетать суп.

– Я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника!

Режиссёр в шоке смотрел на происходящее.

– Ты что, и вправду его не кормила? – удивлённо спросил он у матери Полунина.

На самом деле вкус рассольника так понравился ребёнку, что он с удовольствием съел всё.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

За роль Ванюшки мальчик получил тысячу рублей – по тем временам приличные деньги. Маме, как «воспитателю малолетнего актёра» заплатили восемьсот рублей. На эти деньги купили Паше одежду и школьные принадлежности.

Одноклассники никак не отреагировали на участие мальчика в съёмках. Но когда всех перевели в другую школу, кроме него, решили, что Пашу оставили по блату. С тех пор школьнику стало от них прилетать.

«Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась»

Родители по итогу развелись – мама вышла замуж за режиссёра Сергея Полунина. Так Павел получил новую фамилию.

После «Судьбы человека» он продолжил сниматься. С его участием вышли фильмы «Аннушка», «Заре навстречу», «Первое свидание», «Друзья и годы»… Но с изменением голоса и характера дела стали обстоять хуже. Павел ходил на пробы, однако его не утверждали на роли.

– Пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссёру нужен был зверёныш. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом – плохая примета.

Павел активно занимался спортом: играл в футбол, имел разряды по лыжам и акробатике. После школы попытался поступить во ВГИК, но не прошёл. Потом армия, ещё две попытки – и всё впустую.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

На третий раз мама обратилась к Бондарчуку. Тот вывел его к экзаменационной комиссии:

– Прочитай что-нибудь, – сказал он.

И тут юноша растерялся:

– Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами, – ответил Павел и покинул зал.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

Так завершилась его актёрская карьера.

«В нашу семью больше не приходи»

Он не жалел о том, что случилось. Работал слесарем, инженером, секретарём обкома комсомола, потом стал завотделом бюро молодёжного туризма. После сокращения торговал автозапчастями, пошёл в такси.

Полунин женился трижды. «И трижды удачно», – как говорил он сам. В первом браке родился сын Тимофей, во втором – дочери Елена и Аня. Павел уверял, что хотел продолжать общение с сыном, но ему запретили.

– С сыном не виделся больше тридцати лет. Последнее, что помню: тёща уводит шестилетнего Тимофея и говорит: «В нашу семью больше не приходи», – объяснял он в эфире ток-шоу «Прямой эфир».

С дочерями отношения он не поддерживал. Живя в одном городе с ними, он ни разу не пересекался.

Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.
Кадр из фильма «Судьба человека», производство киностудии «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 г.

– С дочерями никаких контактов нет. Для меня сейчас они чужие люди, я же их не воспитывал. Я их не бросал, просто так повернулась жизнь.

При этом Полунин заявил, что чист перед своими детьми и жёнами.

– Когда мы расставались, я уходил, брал носки и носовой платок. Ко мне никаких вопросов нет: всем троим квартиры оставил, алименты платил.

С третьей супругой Зинаидой он прожил больше двадцати лет. Её дочерей называл своими.

Павел Полунин скончался 30 марта 2021 года на 69-м году жизни. Его похоронили на Дятловском кладбище в Балашихе.

Друзья, если вы хотите узнать больше о жизни советских звёзд, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы публикуем много интересных статей о кумирах прошлого.

Читайте также: