Найти в Дзене

Необычные названия оттенков цвета: бакановый, чермный и другие

Оглавление

В эпоху цифровых технологий и синтетических красок, когда мы можем создать миллионы оттенков, оказалось, что наш словарь не успевает подобрать для каждого оттенка свое обозначение.

Мы живем в мире, где все знают как выглядит красный, синий, желтый, алый, изумрудный и даже сапфировый цвет, но более тонкие или многослойные цвета нуждаются в поиске своего названия.

Сегодня расширим словарный запас и познакомимся с необычными названиями цветов и оттенков. Интересно, что все рассматриваемые слова есть в современных словарях, только вот встретить их в обычной жизни почти невозможно.

История этих названий – это история моды, торговли, дипломатии и культурных связей.

Давайте разберемся, какого цвета платье было на Пелагее Власьевне из романа Вонлярлярского «Большая барыня», если он назвал его «вердепешевым», и что имеют в виду писатели, называя закат, «чермным».

Готовы пополнить свой словарный запас? Тогда начинаем!

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Пюсовый

«Принимала [гостей] — жена его [предводителя] в бархатном пюсовом платье» (Л. Толстой, «После бала»)

Пюсовый цвет имеет одну из самых необычных историй названий. Оно произошло от французского слова "puce" (блоха). По легенде название появилось благодаря французской королеве Марии-Антуанетте.

На одном из версальских балов она появилась в платье из тафты красно-коричневого оттенка. Король Людовик XVI, увидев супругу, воскликнул: "Так это же цвет блохи!" Это королевское замечание моментально подхватил весь двор, и цвет стал невероятно модным.​

Владельцы модных салонов старались подать даже "блошиное" название красиво, поэтому в журналах мод появились романтические вариации: "блошиного брюшка", "блохи в обмороке", "влюблённой блохи" и даже "блохи в родильной горячке". Менее романтичные мужчины называли этот оттенок "цветом раздавленной блохи".

Пюсовый цвет считался элегантным и даже революционным: в период Великой французской революции он использовался участниками восстания для выражения политических взглядов.​

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Ализариновый

Характерный фиолетовый отлив, если смотреть сбоку, выдавал модные ализариновые чернила… (Л. Юзефович, «Князь ветра»)

Ализариновый цвет имеет древнюю и богатую историю, уходящую корнями в античные времена. Название происходит от слова "ализарин" – органического красителя, получаемого из корней марены красильной (Rubia Tinctorium). В Леванте корень марены называли "лизари" или "ализари", отсюда и произошло слово "ализарин".​

Растение марена красильная было известно как источник красителей с давних времен. Древние египтяне, персы и другие народы использовали высушенный и измельченный корень этого растения для получения красно-розовых красителей, включая дорогой и редкий пурпур.

Ализариновый цвет представляет собой оттенок красного, тяготеющий к фиолетовой тональности. В живописи Ренессанса этот краситель иногда использовался, но считался слабым. Однако в XIX веке протравной краситель из марены под названием крапп получил очень широкое применение в текстильной промышленности.​

Синтетический ализарин был впервые получен в 1869 году немецкими химиками К. Гребе и К. Либерманом, что стало первым синтезом краски растительного происхождения.​
Designed by Freepik
Designed by Freepik

Чермный

Чермное ж Зевсу вино возлиять неомытой рукою // Я не дерзну... (Гомер, «Илиада», перевод Н. И. Гнедича, 1829)

Старинное русское слово, означающее «красный», «рыжий» или «рудой». В древности «чермный» означал не столько оттенок, сколько сам принцип красноты, часто связанный с огнем, кровью и золотом. Сегодня это слово звучит архаично и высокопарно, но прекрасно подходит для стилизации исторических текстов.

Этимология слова связана с древним процессом получения красной краски из кошенили – насекомых, паразитирующих на растениях.

Чермный относится к группе исконно русских цветообозначений, которые активно использовались до XVI века, когда их начало вытеснять слово "красный".

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Соловый

Пара у нас лошадок была: соловый и рыжий конь. (Из Максимилиана Волошина «Суриков»)

Соловый цвет происходит от праславянского "solvъ", означающего "грязь, грязный", и восходит к праиндоевропейскому "salw" – "темный, мутный". Поэтому тускло-желтый цвет и называли соловым. По словарю Даля, это серо-желтый цвет.

В коневодстве соловая масть определяется как светло-желтая, золотистая окраска тела лошади с белыми, серыми или желтыми гривой и хвостом. Основной цвет варьируется от светло-желтого до золотистого. Соловая масть лошадей ценилась во все времена.​

создано с помощью qwen
создано с помощью qwen

Вердепешевый

«На Пелагее Власьевне было в это утро флорансовое вердепешевое платье с экосезовым кушаком… ( В. А. Вонлярлярского «Большая барыня», 1852)

Вердепешевый цвет происходит от французского "vert-de-pêche", что означает "зеленый персик" или "цвет зеленого персика". Название возникло во французской цветовой терминологии XVIII-XIX веков, когда было модно давать цветам поэтические и ассоциативные наименования.

Вердепешевый представляет собой смесь зеленого и желтого или персикового оттенков, создавая нежный и теплый тон. Этот цвет относится к группе сложных зеленых оттенков, которые включали также вердепомовый (цвет незрелых яблок) и вердигри (серовато-зеленый).​

В русском языке этот термин использовался в литературе и модных журналах XIX века. Вердепешевый цвет был особенно популярен в текстильной промышленности для окраски тканей и в декоративно-прикладном искусстве. Современные дизайнеры иногда используют этот термин для обозначения утонченных зеленовато-желтых оттенков в интерьере и моде.​

создано с помощью qwen
создано с помощью qwen

Интересное для вас