Найти в Дзене
Живописные истории

Французский художник Кер-Ксавье Руссель + 18 его картин

Кер-Ксавье Руссель (1867–1944) родился в семье известного парижского врача, ценителя искусств, имевшего широкий круг знакомств среди художников. Доктор Руссель доверил художественное образование сына своему другу, Леону Диогену Мильяру, лауреату Римской премии. Студия Мильяра когда-то принадлежала Эжену Делакруа (1798–1863), поэтому Руссель часто слышал там имя великого романтика и в последующие годы испытал влияние его ярких красок, хотя сам Мильяр был всецело предан академической манере живописи. Жан Эдуар Вюйар (1868–1940), однокурсник Русселя, последовал его примеру и также начал учиться у Мильяра. Именно в семье Вюйара Руссель нашел приют после развода родителей, а впоследствии и женился на его сестре. В 1890-х годах в творчестве Русселя и Вюйара прослеживалось сильное сходство. Руссель, как и Вюйар, начинал с скрупулезных натюрмортов и зарисовок фигур, будучи совершенно равнодушен к интерьеру. Но в отличие от Вюйара, он был сильнее подвержен различному влиянию, более зависи

Кер-Ксавье Руссель (1867–1944) родился в семье известного парижского врача, ценителя искусств, имевшего широкий круг знакомств среди художников.

Автопортрет
Автопортрет

Доктор Руссель доверил художественное образование сына своему другу, Леону Диогену Мильяру, лауреату Римской премии.

Студия Мильяра когда-то принадлежала Эжену Делакруа (1798–1863), поэтому Руссель часто слышал там имя великого романтика и в последующие годы испытал влияние его ярких красок, хотя сам Мильяр был всецело предан академической манере живописи.

Делакруа | Живописные истории | Дзен
Шествие Вакха
Шествие Вакха

Жан Эдуар Вюйар (1868–1940), однокурсник Русселя, последовал его примеру и также начал учиться у Мильяра.

Именно в семье Вюйара Руссель нашел приют после развода родителей, а впоследствии и женился на его сестре.

Терраса, 1892 г.
Терраса, 1892 г.
Встреча, ок. 1893 г.
Встреча, ок. 1893 г.

В 1890-х годах в творчестве Русселя и Вюйара прослеживалось сильное сходство.

Руссель, как и Вюйар, начинал с скрупулезных натюрмортов и зарисовок фигур, будучи совершенно равнодушен к интерьеру.

Но в отличие от Вюйара, он был сильнее подвержен различному влиянию, более зависим от японского искусства и творчества Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (1824–1898).

Начало XX века стало переломным моментом для него, именно тогда стали понятны основные темы его картин, а также утвердили ь композиционные и живописные приёмы.

Сатир, преследующий лесную нимфу
Сатир, преследующий лесную нимфу

Сюжеты произведений Русселя формировались под влиянием его литературных вкусов.

В юности он носил с собой сборник стихов Вергилия, а многие из его зрелых полотен, по-видимому, были вдохновлены буколиками.

Что касается современных поэтов, то он больше всего восхищался Малларме и был особенно впечатлён его «Послеполуденным отдыхом фавна».

Преподавая в Академии Рансона, художник приносил с собой томик Малларме и читал ученикам стихи, полагая, что они возбудят их воображение лучше любых наставлений и поучений.

Мотивами его собственного творчества были преимущественно фавны и нимфы, вакхические танцы и пасторальные идиллии, и именно поэтому он разделял уважение Поля Сезанна (1839–1906) к Никола Пуссену (1594–1665).

Поль Сезанн | Живописные истории | Дзен
Никола Пуссен | Живописные истории | Дзен
Периоды жизни, 1892/95 гг.
Периоды жизни, 1892/95 гг.

Руссель стремился создать современную версию "исторического пейзажа", не анемичную или приторно-сладкую, как работы мастеров Салона, а энергичную и подлинно живописную.

Мифологический сюжет, около 1903 года
Мифологический сюжет, около 1903 года

Он также был очарован Анри Кроссом (1856–1910), чьи картины представляли собой изысканное сочетание мифа и реальности.

В 1906 году Руссель и Морис Дени (1870–1943) посетили Прованс и совершили паломничества к Сезанну в Эксе и к Кроссу в Сен-Клере.

Эта поездка стала важной вехой в творчестве Русселя.

Описывая свой визит к Сезанну, Дени писал, что его мастерскую украшала репродукция «Аркадских пастухов» Пуссена.

Эта картина стала важной отправной точкой для творчества Русселя.

Никола Пуссен. "Аркадские пастухи". 1650 г.
Никола Пуссен. "Аркадские пастухи". 1650 г.

Неизвестно, говорили ли они о Пуссене при встрече, но мы знаем, что мысли Сезанна часто обращались к его творчеству - его заветной мечтой было желание оживить картины Пуссена.

Венера и Купидон у моря, 1908 г.
Венера и Купидон у моря, 1908 г.

И сам Руссель задумывался об этом же ещё задолго до визита к Сезанну.

В марте 1898 года Дени записал в дневнике:

Руссель пишет, что задаётся вопросом, что заставляло Пуссена так изменять свои прекрасные наброски, что картины получались совершенно непохожими на них.
У моря (Варенгевиль), 1910 г.
У моря (Варенгевиль), 1910 г.

Ведь Старые Мастера стремились к пониманию заказчиков и единомышленников, в то время как пионеры нового искусства, работавшие в эпоху конфликта между Салоном и авангардистами, смотрели на публику несколько свысока и относились к массам с определённым недоверием.

Конечно же и Пуссен понимал ценность естественной, непринужденной манеры письма и нанесения красок, но для него эти ценности не были решающими и тем более единственным условием создания произведения искусства.

Парк, 1911 г.
Парк, 1911 г.
Воспитание собаки
Воспитание собаки

Правда, художники конца XIX века, увлеченные идеей спонтанности, были всё же вынуждены следовать заветам Старых Мастеров, работая с обширными пространствами, особенно в декоративных и монументальных композициях.

Однако это не обязательно означало безоговорочное принятие этих заветов.

Именно стремление к художественной спонтанности заставляло Русселя снова и снова переписывать готовые полотна, не обязательно тем самым улучшая оригинал.

Похищение дочерей Левкиппа, 1911 г.
Похищение дочерей Левкиппа, 1911 г.

С другой стороны, пылкая натура и индивидуализм Русселя, возможно, удерживали его от банальной стилизации.

Старый Силен верхом на осле, 1925 г.
Старый Силен верхом на осле, 1925 г.

Он остро чувствовал поэтичность средиземноморских мифов.

Уже в 1890-х годах Руссель начал писать пейзажи с обнажёнными и полураздетыми фигурами, в которых грань между мифом и реальностью практически стиралась.

Nu dans la verdure
Nu dans la verdure
Femmes dans un paysage d'Île-de-France, 1932/35 гг.
Femmes dans un paysage d'Île-de-France, 1932/35 гг.

Его пасторальные сцены – далеко не просто игра воображения; они выглядят очень реалистично.

Весна, 1915 г.
Весна, 1915 г.

Аркадия Русселя сверкает яркими красками французского Средиземноморья, переданными художником, вдохновлённым глубокой любовью к природе.

Торжество Бахуса (Сельский праздник), 1911/13 гг.
Торжество Бахуса (Сельский праздник), 1911/13 гг.
Триумф Цереры (Сельский праздник), 1911/13 гг.
Триумф Цереры (Сельский праздник), 1911/13 гг.

Радостное восхваление изобилия юга и самой жизни можно найти в «Сельском празднике» Русселя, пронизанном размашистым и ликующим духом древнего языческого мира.

-20
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!
-21