Найти в Дзене

Heroes of Might and Magic на приставках: Герои, о которых не просили

New World Computing, 3DO Стратегическую серию «Герои меча и магии», наверное, большинству читающих представлять не надо. Но для тех, кто не знаком или позабыл – это игра, где что-то взяли от шахмат, что-то от более поздних настолок, а также ролевых игр, да и замешали на этой основе пошаговую стратегию в стиле фэнтези. В свое время редкий компьютер обходился без установки третьей части, благо много места на жестком диске она не занимала, да и системные требования были невысокие. На первый взгляд серия изначально создана для компьютеров и за их пределы не выходила… Но это не так. «Герои» были настолько популярны, что издатель 3DO выпустил их и на других платформах. Причем платформы эти, казалось, «Героям» подходили куда меньше, чем скажем, современные планшеты или смартфоны. Heroes of Might and Magic (Game Boy Color) KnowWonder, 3DO Итак, впервые «Герои» вне компьютеров появились в 2000-м году на Gameboy Color. На деле это упрощенная версия самой первой части 1995-го года, откуда убр
Оглавление
New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

Стратегическую серию «Герои меча и магии», наверное, большинству читающих представлять не надо. Но для тех, кто не знаком или позабыл – это игра, где что-то взяли от шахмат, что-то от более поздних настолок, а также ролевых игр, да и замешали на этой основе пошаговую стратегию в стиле фэнтези.

В свое время редкий компьютер обходился без установки третьей части, благо много места на жестком диске она не занимала, да и системные требования были невысокие.

На первый взгляд серия изначально создана для компьютеров и за их пределы не выходила… Но это не так.

«Герои» были настолько популярны, что издатель 3DO выпустил их и на других платформах. Причем платформы эти, казалось, «Героям» подходили куда меньше, чем скажем, современные планшеты или смартфоны.

Heroes of Might and Magic (Game Boy Color)

KnowWonder, 3DO
KnowWonder, 3DO

Итак, впервые «Герои» вне компьютеров появились в 2000-м году на Gameboy Color.

На деле это упрощенная версия самой первой части 1995-го года, откуда убрали кампанию, но оставили отдельные сценарии.

По-прежнему игрок собирает ресурсы, улучшает замки и сражается с монстрами и армиями вражеских героев. Ими управляет искусственный интеллект, к сожалению, туповатый. Сил его хватает только на то, чтобы бездумно следовать правилам игры. Он конечно, способен накопить большую армию, но собирает ее без особых предпочтений, а может и вовсе застрять на карте.

KnowWonder
KnowWonder

Тем не менее, даже в таком упрощенном виде в «Героев» интересно играть. Доходит до того, что зачищаешь локацию и намеренно оставляешь в живых последнего вражеского героя лишь за тем, чтобы собрать кусочки карты сокровищ и выкопать артефакт. Который, конечно, особого преимущества уже не принесет, но некий спортивный интерес есть.

Не обошлось и без глюков. Например, если в армии есть гидры (очень полезное чудовище – за раз бьёт несколько соседних противников), то игра может зависнуть во время анимации.

KnowWonder
KnowWonder

В итоге получились «герои для начинающих», когда тактические ухищрения старших собратьев могут показаться слишком сложными.

Конечно, сейчас проще установить третьих «Героев» на телефон, но в начале нулевых для фанатов серии портативное развлечение было не самое плохое.

В этом же году на Game Boy Color вышла вторая часть. Поначалу кажется, что улучшения на всех фронтах: И графику подкрутили, местами позаимствовав из второй и третьей компьютерных частей, и полноценную (вроде как самостоятельную) кампанию добавили…

KnowWonder
KnowWonder

Но потом замечаешь недоделки – новой музыки нет, просто мелодия, что раньше звучала во время боя, теперь играет на карте, и наоборот. Жутко неуместно и раздражает. Нужно ли добавлять, что ИИ так и не поумнел?

Возник куда более опасный, чем в прошлый раз, баг: У врагов внезапно появляются практически непобедимые армии из случайных кусков программного кода, после чего игра становится непроходима. Зная, что можно натолкнуться на подобное, играть в это совсем не хочется…

Heroes of Might and Magic: Quest for the Dragon Bone Staff

Получи, урод! От урода слышу!!!
Получи, урод! От урода слышу!!!

Другое дело, «Герои меча и Магии» на Sony Playstation 2. Казалось бы, что не получилось на восьми битах «геймбоя», то должно получиться, на секундочку, на 64-х битах.

Сюжета – кот наплакал. Короля отравили, и нужно найти противоядие и покарать злодеев, но время ограничено.

По ходу дела можно наткнуться на таблички с предупреждениями и шутками в духе «Крестьяне – это мясо», но историю они не двигают.

Поначалу может показаться, что перед игроком чуть ли не новое поколение «Героев». Напомню, в момент выхода в 2001-м, за год до двухмерных четвертых «Героев», игра щеголяла полным 3D. Окрестности, конечно, плоские и блеклые, зато модели для тех времен неплохо проработаны и анимированы.

New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

Но надежды быстро испаряются. Сначала становится понятно, что кроме золота сбора ресурсов нет. В сундуках найдутся лишь опыт, немного улучшений или заклинания. Даже если игрок найдет кристаллы, ему добавляется только еженедельная зарплата.

А захватив замок, оказывается, что ничего в нем улучшить нельзя, равно как и нанять войска. Только оставить кого-нибудь, иначе замок вновь захватят монстры.

Ну и размер игры – всего четыре карты. Даже на «геймбое» было в разы больше!

Ответ, почему столь много упрощений, весьма прост – это ремейк старинной King's Bounty, своеобразного приквела к «героям». Даже карты и юниты – те же самые! Конечно, географические названия все же переименовали, и кардинальные различия найдутся только в графике.

New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

Но при всей простоте и примитивизме на фоне основной серии «героев» игра способна увлечь.

Неприятный факт – количество дней ограничено. Игра на глобальной карте идет в реальном времени, то есть лучше не стоять на месте и не бегать лишний раз туда-сюда. Монстры тоже не всегда стоят на месте, но иногда мимо них можно проскочить. Но на начальных уровнях, когда класс героя не повышен, и он медленно передвигается по карте, убежать непросто.

Оставшиеся до экрана GAME OVER дни регулируются уровнем сложности плюс доступно заклинание, что останавливает время. Правда, пока время застыло – войска не возрождаются. И с этим связана одна деталь.

В игре, несмотря на отсутствие случайной генерации карт, все же есть элементы случайности. Например, не всегда ясно, что окажется в сундуке. И какие типы существ возродятся – тоже случайно решается в конце недели. То есть, можно выждать время, сохраниться, и получить возрождение нужного юнита (главное знать, где у него логово).

Ты б хоть помылся, рыцарь. Разит же от тебя!
Ты б хоть помылся, рыцарь. Разит же от тебя!

Баланс в ремейке умудрились не поломать, так что за игру в армии героя побывали практически все юниты и удалось досконально исследовать четыре карты. Правда, осталось непонятно, как на последнем континенте забрать сокровище, полностью окруженное лесом. Уже после пришло в голову, что если бы в армии оказались исключительно летающие войска (драконы, демоны, вампиры, архимаги), то можно было безо всяких преград передвигаться по глобальной карте.

Также закутки карты можно исследовать на корабле. Радует, конечно, когда открываешь самые настоящие «острова сокровищ», но локации не очень большие, и сюрпризов немного.

Но подача все равно неравномерная – то игра увлекала, то обламывала неимоверно крутыми врагами, на которых сначала гибнешь, а потом все же побеждаешь, теряя на поле битвы практически всю армию.

Не бой, а волейбол какой-то!
Не бой, а волейбол какой-то!

Отчасти в этом виновато недопонимание интерфейса. Лишь к концу игры стало понятно, что контракты на врагов можно перелистывать, а не брать только первого злодея в списке.

Насчет контрактов. Они берутся в тавернах (или городках) на определенного злодея. Там же можно нанять лодку или купить заклинание, в каждом городке свое.

После чего нужно идти в конкретный замок и штурмовать (осадное орудие нужно покупать, а вот стена к началу битвы уже будет сломана). После победы нужно получать награду и брать следующий контракт. Если победить армию злодея без контракта, награду не выдадут, он сбежит, и его придется искать заново.

Смерть пришла к лучнику быстро словно выпущенная стрела
Смерть пришла к лучнику быстро словно выпущенная стрела

Признаюсь, интерфейс PS2 версии показался слегка непривычным. Дошло до того, что как искать сокровище и повышать класс героя (а вместе с ним и все характеристики) узнал только в самом конце, когда понял, что финального босса мне в текущем состоянии с одной битвы одолеть не получится.

Но, несмотря на недостатки, коренной игровой процесс по-прежнему интересен – искать сокровища, побеждать бродячие армии и находить логова, где можно пополнить армию. Все как в старых добрых «героях», только очень уж примитивно. Повторюсь, примитивнее чем в «геймбое» (хотя враги во время боя ведут себя умнее).

Сердце игры по-прежнему пошаговые сражения. Поле битвы тесновато – 5 на 6 квадратов. Количество заклинаний, опять же, уменьшено. Имеет смысл телепортировать медлительных, но мощных существ в тыл врага, да и от огненных шаров с молниями кой-какой толк есть. Противник, кстати, в отличие портативной версии, колдовать не умеет.

New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

Камера доступна с нескольких ракурсов – хоть со спины юнитов, хоть классическая изометрия. Когда противоборствующие стороны сталкиваются – виртуальный оператор перемещается на «вид сбоку» как в том же Mortal Kombat, чтобы показать, как враги обмениваются ударами. Поначалу забавно, но потом начинает утомлять, ибо добавляет каждой битве лишних секунд.

Опять же, все в духе классических «героев», только упрощено. Призраки пополняют армии из убитых ими врагов, вампиры пьют кровь и воскресают, тролли просто регенерируют… Тем, кто в курсе особенностей юнитов из классических героев будет проще. Те, кто нет – откроют для себя что-то новое (какими юнитами кого лучше бить и т.д.).

В остальном, все сводится к накоплению армии и отправки оной на штурм замков со злодеями. Финальный злодей казался ну очень мощным… Пока не вспомнил, что должна открыться карта сокровищ с нахождением титульного посоха из драконьей кости. И последняя битва стала тяжелой, но проходимой.

New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

В итоге, играть все ещё интересно, но случались затыки, после которых хотелось бросить. И то, что вовремя не повышал класс – конечно омрачает (о возможности знал, но думал, что это происходит автоматически или еще не накоплено достаточно опыта, пока как-то не забыл об этом до самого конца игры).

Впечатления также подпортили постоянные экраны загрузки (открыл карту – загрузка, посмотрел войска – загрузка, и так далее). То, что всю игру по незнанию фактически прошел на первоначальной скорости передвижения по карте тоже сбивало динамику.

New World Computing, 3DO
New World Computing, 3DO

Похвально, конечно, что это более или менее дотошный ремейк King`s Bounty. То есть, сильно игру не ухудшили, а модели персонажей скорее радуют. С другой стороны, геймплей даже по меркам вторых-третьих «героев» примитивный, что фанаты серии могут счесть как оскорбление.

От себя добавлю, что более поздний отечественный перезапуск King`s Bounty в разы лучше. Да и пошаговая ролевая стратегия «Восхождение на трон», сделанная по лекалам King`s Bounty, тоже была более проработанной и сюжетной.

Спасибо за внимание!

Ещё у нас есть обзор серии Untold Legends, попытки Sony создать своего Diablo, и White Knight Chronicles – куда более амбициозной ролевой фэнтези-серии.

Также у нас найдутся обзоры других фантастических игр.