Найти в Дзене
Литрес

В этом религиозном вопросе Сталин и Гитлер придерживались одного мнения

После Октябрьской революции 1917 года большевики начали активно бороться с религией. Алексей Швечиков в книге «Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века» пишет о том, как Ленин объявил религии войну на уничтожение, а его последователи продолжили этот курс. Больше всего в этой истории досталось Священному Писанию. В марте 1931 года Сталин запретил Библию. В СССР был наложен запрет на ввоз и продажу книги. При Сталине антирелигиозная политика достигла апогея: храмы массово закрывали и взрывали, священников арестовывали или расстреливали, верующим запрещалось собираться и отмечать главные праздники, а Библию изымали из библиотек и частных домов. Сталин видел в религии конкурента идеологии марксизма. Библия, проповедующая милосердие, любовь и духовную свободу, противоречила материализму и культу личности. Поэтому в годы сталинских репрессий распространение, хранение и даже чтение Библии считались антисоветской деятельностью и могли стоить свободы, а
Оглавление

После Октябрьской революции 1917 года большевики начали активно бороться с религией. Алексей Швечиков в книге «Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века» пишет о том, как Ленин объявил религии войну на уничтожение, а его последователи продолжили этот курс. Больше всего в этой истории досталось Священному Писанию.

В марте 1931 года Сталин запретил Библию. В СССР был наложен запрет на ввоз и продажу книги. При Сталине антирелигиозная политика достигла апогея: храмы массово закрывали и взрывали, священников арестовывали или расстреливали, верующим запрещалось собираться и отмечать главные праздники, а Библию изымали из библиотек и частных домов. Сталин видел в религии конкурента идеологии марксизма. Библия, проповедующая милосердие, любовь и духовную свободу, противоречила материализму и культу личности. Поэтому в годы сталинских репрессий распространение, хранение и даже чтение Библии считались антисоветской деятельностью и могли стоить свободы, а порой и жизни.

«В 1932 году было организовано специализированное Государственное антирелигиозное издательство», – пишет Фёдор Козлов. В СМИ была развернута очередная кампания по «разоблачению контрреволюционных действий попов».

«Христов мир прикрывает кулацкую контрреволюцию», «Борьба с религией – борьба за социализм», «Дни Пасхи – дни ударной работы».

В это же время в Германии также начинают бороться с Библией. В этом вожди вскоре двух противоборствующих держав оказались похожи.

Адольф Гитлер, хотя и утверждал в «Mein Kampf», что действует по «воле Провидения», был далёк от христианства в традиционном смысле. Нацизм опирался на культ силы, расы, арийского превосходства, а это вступало в резкий конфликт с Библией – в особенности с её Ветхим Заветом, наполненным еврейской историей, пророками и Богом, тесно связанным с народом Израиля.

Дошло до того, что в 1939 году по приказу фюрера в Айзенахе был основан теологический институт по вопросам «деевреизации», работники которого работали над изменением формулировок Священного Писания. Были удалены фразы, противоречащие арийской доктрине. В обновленной версии Библии Христос призван спасти только немецкий народ. К тому же, немецкие идеологи полностью измениили родословную Иисуса, который в новой версии Писания беспощадно борется с любыми идеями еврейства.

Гитлер и его идеологи понимали, что для полного контроля над умами недостаточно внешней пропаганды: нужно изменить и сам духовный фундамент – Библию.

Неожиданные причины возрождения

Как ни прискорбно историкам это признавать, но судьба Библии в СССР изменилась в лучшую сторону из-за войны. Ирония в том, что Сталин дал «вторую жизнь» религии – по чисто прагматическим причинам. После нападения Гитлера в 1941 году вождю срочно понадобилась моральная мобилизация народа. Он понял, что вера может стать мощным объединяющим фактором. Ещё одной причиной возвращения Библии стали отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции. СССР стремился показать «либеральное лицо» перед США и Великобританией. Демонстративная «религиозная терпимость» входила в эту стратегию.

-2

Во время Великой Отечественной войны впервые за долгие годы церкви начали открываться, некоторые священники были амнистированы, возобновились службы.

«Реальные очертания религиозная политика Сталина приобрела только после поражения фашистского вермахта в жесточайшей битве Великой Отечественной войны на Курской дуге летом 1943 года», – пишет Алексей Швечиков.

Автор уверен, что партийные пропагандисты были против нормализации церковно-государственных отношений в СССР, а Сталин понимал, что без Православия Россия Третьим Римом быть не может. В 1944 году было разрешено издать Библию на русском языке – впервые с 1918 года. Также Сталин разрешил создать Совет по делам Русской православной церкви, что дало возможность более открыто печатать и распространять ограниченные тиражи Библии.

К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году Библия получила, наконец, официальное массовое издание в СССР.

Это стало настоящим поворотным моментом. Символично, что именно в последние годы советской эпохи священная книга вернулась к народу официально и открыто.

Чем закончилась деевреизация Библии в Германии

Одним из главных деятелей этой кампании стал Герман Гиммлер, глава СС, который открыто презирал традиционную церковь и мечтал создать новую религию, основанную на языческих и арийских традициях. Идеологи нацизма продвигали концепцию так называемого «позитивного христианства» – направления, которое должно было совместить элементы христианства с идеологией нацизма. Его задачей было устранить всё «иудейское» из Писания и поставить на первый план «арийские» добродетели. Нацисты создали даже отдельную организацию – Германское христианство (Deutsche Christen), которая занималась продвижением «очищенного» христианства и одобрила переписанную версию Библии.

Что стало с этой версией?

«Арийская Библия» не получила широкого распространения. Её использовали в ограниченном числе церковных общин, подчинённых нацистской идеологии, а также в некоторых учебных учреждениях и публикациях.

-3

После окончания Второй мировой войны все экземпляры нацистской Библии были изъяты, запрещены и уничтожены. Некоторые сохранившиеся книги сегодня стали музейными экспонатами или находятся в научных библиотеках как исторический артефакт.

Один из известных экземпляров хранится в архиве Баварской государственной библиотеки в Мюнхене.

После 1945 года, в условиях денацификации и восстановления демократии, Германия вновь вернулась к традиционным христианским текстам. Церковные союзы были восстановлены, а нацистские псевдорелигиозные структуры – распущены. Была переиздана Лютеровская Библия, являвшаяся классическим немецким переводом Священного Писания.

Библия, вопреки предсказаниям атеистов, не исчезла из массовой культуры, а в наши дни Священное Писание подвергают самому дотошному анализу. Джон Бартон, автор книги «История Библии», рассматривает путь и значение древних текстов. Он отмечает, что даже знаменитые ученые-атеисты, как Ричард Докинз говорят о культурном значении Библии и её статусе. А знаменитый британский писатель Филип Пулман, автор трилогии «Темные начала», пытается убедить общественность в необходимости изучать библейские истории и поучительные притчи в школе. Даже неверующие, по мнению Бартона, воспринимают Библию как величайшее произведение мировой литературы.

-4