После Октябрьской революции 1917 года большевики начали активно бороться с религией. Алексей Швечиков в книге «Не хлебом одним… Очерки духовного состояния России-СССР в первой половине XX века» пишет о том, как Ленин объявил религии войну на уничтожение, а его последователи продолжили этот курс. Больше всего в этой истории досталось Священному Писанию.
В марте 1931 года Сталин запретил Библию. В СССР был наложен запрет на ввоз и продажу книги. При Сталине антирелигиозная политика достигла апогея: храмы массово закрывали и взрывали, священников арестовывали или расстреливали, верующим запрещалось собираться и отмечать главные праздники, а Библию изымали из библиотек и частных домов. Сталин видел в религии конкурента идеологии марксизма. Библия, проповедующая милосердие, любовь и духовную свободу, противоречила материализму и культу личности. Поэтому в годы сталинских репрессий распространение, хранение и даже чтение Библии считались антисоветской деятельностью и могли стоить свободы, а порой и жизни.
«В 1932 году было организовано специализированное Государственное антирелигиозное издательство», – пишет Фёдор Козлов. В СМИ была развернута очередная кампания по «разоблачению контрреволюционных действий попов».
«Христов мир прикрывает кулацкую контрреволюцию», «Борьба с религией – борьба за социализм», «Дни Пасхи – дни ударной работы».
В это же время в Германии также начинают бороться с Библией. В этом вожди вскоре двух противоборствующих держав оказались похожи.
Адольф Гитлер, хотя и утверждал в «Mein Kampf», что действует по «воле Провидения», был далёк от христианства в традиционном смысле. Нацизм опирался на культ силы, расы, арийского превосходства, а это вступало в резкий конфликт с Библией – в особенности с её Ветхим Заветом, наполненным еврейской историей, пророками и Богом, тесно связанным с народом Израиля.
Дошло до того, что в 1939 году по приказу фюрера в Айзенахе был основан теологический институт по вопросам «деевреизации», работники которого работали над изменением формулировок Священного Писания. Были удалены фразы, противоречащие арийской доктрине. В обновленной версии Библии Христос призван спасти только немецкий народ. К тому же, немецкие идеологи полностью измениили родословную Иисуса, который в новой версии Писания беспощадно борется с любыми идеями еврейства.
Гитлер и его идеологи понимали, что для полного контроля над умами недостаточно внешней пропаганды: нужно изменить и сам духовный фундамент – Библию.
Неожиданные причины возрождения
Как ни прискорбно историкам это признавать, но судьба Библии в СССР изменилась в лучшую сторону из-за войны. Ирония в том, что Сталин дал «вторую жизнь» религии – по чисто прагматическим причинам. После нападения Гитлера в 1941 году вождю срочно понадобилась моральная мобилизация народа. Он понял, что вера может стать мощным объединяющим фактором. Ещё одной причиной возвращения Библии стали отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции. СССР стремился показать «либеральное лицо» перед США и Великобританией. Демонстративная «религиозная терпимость» входила в эту стратегию.
Во время Великой Отечественной войны впервые за долгие годы церкви начали открываться, некоторые священники были амнистированы, возобновились службы.
«Реальные очертания религиозная политика Сталина приобрела только после поражения фашистского вермахта в жесточайшей битве Великой Отечественной войны на Курской дуге летом 1943 года», – пишет Алексей Швечиков.
Автор уверен, что партийные пропагандисты были против нормализации церковно-государственных отношений в СССР, а Сталин понимал, что без Православия Россия Третьим Римом быть не может. В 1944 году было разрешено издать Библию на русском языке – впервые с 1918 года. Также Сталин разрешил создать Совет по делам Русской православной церкви, что дало возможность более открыто печатать и распространять ограниченные тиражи Библии.
К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году Библия получила, наконец, официальное массовое издание в СССР.
Это стало настоящим поворотным моментом. Символично, что именно в последние годы советской эпохи священная книга вернулась к народу официально и открыто.
Чем закончилась деевреизация Библии в Германии
Одним из главных деятелей этой кампании стал Герман Гиммлер, глава СС, который открыто презирал традиционную церковь и мечтал создать новую религию, основанную на языческих и арийских традициях. Идеологи нацизма продвигали концепцию так называемого «позитивного христианства» – направления, которое должно было совместить элементы христианства с идеологией нацизма. Его задачей было устранить всё «иудейское» из Писания и поставить на первый план «арийские» добродетели. Нацисты создали даже отдельную организацию – Германское христианство (Deutsche Christen), которая занималась продвижением «очищенного» христианства и одобрила переписанную версию Библии.
Что стало с этой версией?
«Арийская Библия» не получила широкого распространения. Её использовали в ограниченном числе церковных общин, подчинённых нацистской идеологии, а также в некоторых учебных учреждениях и публикациях.
После окончания Второй мировой войны все экземпляры нацистской Библии были изъяты, запрещены и уничтожены. Некоторые сохранившиеся книги сегодня стали музейными экспонатами или находятся в научных библиотеках как исторический артефакт.
Один из известных экземпляров хранится в архиве Баварской государственной библиотеки в Мюнхене.
После 1945 года, в условиях денацификации и восстановления демократии, Германия вновь вернулась к традиционным христианским текстам. Церковные союзы были восстановлены, а нацистские псевдорелигиозные структуры – распущены. Была переиздана Лютеровская Библия, являвшаяся классическим немецким переводом Священного Писания.
Библия, вопреки предсказаниям атеистов, не исчезла из массовой культуры, а в наши дни Священное Писание подвергают самому дотошному анализу. Джон Бартон, автор книги «История Библии», рассматривает путь и значение древних текстов. Он отмечает, что даже знаменитые ученые-атеисты, как Ричард Докинз говорят о культурном значении Библии и её статусе. А знаменитый британский писатель Филип Пулман, автор трилогии «Темные начала», пытается убедить общественность в необходимости изучать библейские истории и поучительные притчи в школе. Даже неверующие, по мнению Бартона, воспринимают Библию как величайшее произведение мировой литературы.