Найти в Дзене
Литрес

Последние слова Иисуса Христа: как их трактуют богословы

Оглавление

Это была одна из самых жестоких и продолжительных публичных казней. Евангельские тексты сообщают, что Иисус Христос пробыл на Голгофе около шести часов – с середины дня до самого вечера. Несмотря на то, что осужденным обычно предлагали вино с добавлением трав для притупления боли и помутнения сознания, он отверг этот напиток, желая оставаться в здравом уме до самой смерти. «Семь слов Спасителя на кресте» – так называют последние слова Иисуса, которые стали заветом для верующих. О чём они говорят всем последователям христианства?

Христос не осуждал своих палачей и толпу. В Евангелии от Луки описано, что сразу после того, как гвозди пронзили его руки и ноги, он воззвал к Отцу.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

В православной традиции эти слова воспринимаются как высшее проявление любви и милосердия Христа. Святые Отцы (например, Иоанн Златоуст) указывали, что даже в момент страдания и унижения Иисус не обвиняет своих врагов, а заступается за них. Католические богословы видят в этих словах основу учения о прощении и искуплении. Августин Блаженный писал, что именно неведение – «не знают, что делают» – делает возможным прощение, ведь если бы они сознательно распяли Бога, вина была бы неизмеримо тяжелее. Эти слова также считаются призывом каждому христианину следовать примеру Христа в умении прощать врагов. Многие протестантские богословы (например, Мартин Лютер) видели в этой фразе подтверждение того, что прощение – это дар Божий, а не заслуга человека. Подчёркивается, что вера в Христа освобождает от вины, даже если человек раньше жил в «неведении». В иудейской этике также существует идея о том, что человек, совершая зло в неведении, несёт меньшую ответственность, чем тот, кто делает это сознательно.

Но это не всё, что сказал Иисус Христос.

-2

Когда к Спасителю обратился один из разбойников и признал его Господом, он просил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!».

Иисус Христос его поддержал и подарил надежду: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Через раскаяние и упование человек должен стремиться к спасению. Эти слова – подтверждение того, что путь в Царство Божие открыт для каждого, кто искренне обращается к Христу, даже в последние минуты жизни. Святые Отцы (например, Иоанн Златоуст) писали, что благоразумный разбойник стал первым, кто вошёл в рай благодаря вере и покаянию. Спасение даруется не по делам, а по милости и покаянию, и Христос Сам есть рай, потому что рай – это быть с Ним. Мартин Лютер указывал: разбойник ничего не сделал, кроме как уверовал, и этого оказалось достаточно, чтобы обрести спасение. Также это место используют как аргумент против учения о «чистилище», так как Христос обещает рай «ныне же».

«Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» – слова, зафиксированные в Евангелиях от Матфея и Марка (Мф. 27:46; Мк. 15:34).

Они породили множество толкований у богословов разных традиций, ведь кажутся неожиданными: Сын Божий обращается к Отцу со словами отчаяния. Августин и Фома Аквинский подчеркивали: это выражение человеческой природы Христа, а не Его Божественной. Он переживает глубину страдания и «богооставленности», чтобы полностью разделить участь грешника.

Современные католические богословы видят здесь тайну кенозиса – полного самоумаления Сына Божьего, который принимает на Себя всю тяжесть человеческого отчуждения от Бога.

Сознавая, что конец близок, Иисус сказал: «Жажду» (Ин. 19:28), после чего произнес: «Совершилось!» (Ин. 19:30). А в последнюю минуту Своей земной жизни Он обратился к Богу: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

В православии эти слова – свидетельство того, что смерть Христа была добровольной. Он «предаёт» дух, а не просто умирает.

Святые Отцы (Иоанн Златоуст, Василий Великий) говорили, что Христос умирает как человек, но в то же время проявляет свою власть как Бог: никто не отнимает у Него жизнь, Он Сам отдаёт её. В литургии эти слова стали символом мира и уверенности верующего в час смерти.

Казнь распятием на кресте была отменена в Римской империи в IV веке н.э.

Константин I, который легализовал христианство в 313 году (Миланский эдикт) и сам стал покровителем религии, отменил распятие из-за его священной значимости для верующих. Крест стал символом их веры, и использование его как орудия позорной и мучительной казни было сочтено недопустимым.

Похожие публикации:

Книги по теме:

-3