Найти в Дзене

Возвратные холода: разовая угроза или новая реальность?

В последние годы климат в России продолжает удивлять аграриев своими изменениями, в частности весенними холодами. И если в северных регионах это выглядит как поздняя холодная весна и недобор суммы активных температур, то на юге – это ранняя весна, с провокационными потеплениями и возвратными заморозками.

Прогнозирование возвратных холодов вполне возможно. Краткосрочное прогнозирование – гидрометцентр и местные метеослужбы – да, прогнозы на пару недель вперед сбываются не в полной мере, но на 2-3 дня довольно точны. Долгосрочное прогнозирование – прежде всего логика, ведь если стало тепло, и растения начали отрастать в конце февраля-начале марта, то вероятность возвратных холодов с ночными заморозками очень велика!
Коварство возвратных холодов заключается еще и в сложности оценки причиненного ими ущерба. Так, повреждение может быть нелетальным, например, у озимых зерновых при обморожении колоса стебель может выглядеть живым, а для оценки ущерба необходимо разрезать множество стеблей и визуально оценить повреждение каждого. При стрессе от холодов на более ранних стадиях культуры просто хуже растут, хуже отзываются на факторы, положительно влияющие на урожайность.
Зачастую отзывчивость на возвратные заморозки усиливается ранним внесением азотных удобрений, особенно нитратного азота. Поскольку легкодоступный азот провоцирует ростовые процессы, а вместе с этим завершение «периода покоя» и расход сахаров, которые в первую очередь и отвечают за устойчивость к морозам. Особенно это критично на полях с предшественником чистый пар, где и так накапливается некоторое количество азота. Менее критично – на полях с предшественником колосовые зерновые, где часть азота поглощается микрофлорой для минерализации соломы. Это уберегает культуру от «раннего старта».
Чаяния аграриев можно понять. Нужно внести азотные удобрения пока есть влага, ведь с наступлением тепла она быстро испарится. Впоследствии удобрения придется заделывать в почву, да и времени, когда культура сможет взять азот из почвы будет меньше, ведь из сухой земли корень усваивать питание не может. В данной ситуации имеет смысл несколько отходить от шаблонов. Так, если есть возможность, все же вносить азот чуть позже, с заделкой в почву. Если объемы работ слишком большие и есть риск слишком упустить влагу, то вносить азот заблаговременно, до тепла, чтобы он (нитратная его часть) успел опуститься ниже основной массы корней. А при внесении азота в оттепели начинать не с самых сильных полей по чистому пару, а с полей по колосовым предшественникам, которые не так бурно реагируют на внесение азота.
Профилактика – дело хорошее, но вероятность возвратных холодов в ряде регионов сохраняется до июня. Тут никакое затягивание начала вегетации не поможет, да и устойчивость культур к низким температурам со временем снижается. И на первое место по смягчению негативного воздействия возвратных холодов выходит оперативность получения информации по погоде и возможность своевременно на нее реагировать.
Опасность может представлять наслоение стрессов от гербицидов, ингибиторов роста и холодов. Нередко, такой стресс кроме обычного угнетения и обморожения может давать неожиданный визуальный эффект – резкое изменение окраски: у кукурузы – темный сине-фиолетовый цвет, а у зерновых – побледнение и белесую окраску. Как правило, со временем такие краски снижают свою интенсивность, но не проходят полностью. Для предотвращения подобных случаев следует отменить применение пестицидов за пару дней до и после холодов.

Не меньшей оперативности требует и проведение специальных обработок, нацеленных на снижение стресса от холодов. Так, заблаговременные листовые подкормки способны в значительной мере усилить устойчивость культур к неблагоприятным факторам. Например, обработки такми удобрением, как МЕГАМИКС-КАЛИЙ, желательно проводить за 2-5 дней до похолодания, чтобы калий успел усвоиться клетками, но его концентрация еще не уменьшилась вследствие ростовых процессов.

После стресса от холодов, как и после большинства стрессов, важно не ждать, что агрокультура сама сумеет пережить негативное воздействие без потерь. Здесь культура очень похожа на человека, когда оперативные меры при первых признаках болезни дают лучший результат при меньших затратах. Сильный стресс нарушает биопроцессы, в том числе фотосинтез, все резервы растения мобилизуются на устранение внутренних проблем. В условиях дефицита сахаров нарушается обменное корневое питание, для которого сахара служат своеобразной валютой. В поврежденных тканях скапливаются продукты полной или частичной гибели клеток, и растение в какой-то мере, отравляет само себя, что требует отторжения органов (пожелтение и отмирание обмороженных листьев) или клеток и их частей (покраснение листьев при частичном обморожении). Такие негативные процессы требуют огромных затрат энергии и органических веществ, которые должны были пойти на формирование стеблей, листьев и корней у здорового растения.
В случае отсутствия поддержки после стресса культура начинает выполнять свою основную биологическую задачу – «дать жизнеспособное потомство». Как правило, это происходит в ущерб количеству этого потомства, то есть семян. Подобную реакцию можно наблюдать у зерновых в виде абортирования боковых стеблей в фазу трубкования, при засухе, и в виде пустых колосков в фазу колошения.
Через 1-2 дня после холодов, когда основное негативное воздействие закончится и биопроцессы в растениях начнут активизироваться, культура будет способна воспринимать листовые подкормки и еще не успеет «сбросить» ранее заложенный потенциал урожайности – боковые стебли, колоски в колосе, цветочные почки и пр. Как правило, предпочтение тут отдается подкормкам азотом, удобрениям с широким составом, когда культура может сама выбрать, чего ей сейчас больше необходимо, или стимуляторам роста растения.
Ослабленные растения становятся более подверженными прочим стрессам – засухе, химическим, механическим повреждениям и пр. Поэтому оперативную помощь пострадавшим от холодов культурам можно расценивать не только как снятие последствий заморозков, но и как подготовку к предстоящим невзгодам. Поскольку от обработок гербицидами никто отказываться не будет, равно как и засуха может случиться независимо от предыдущих невзгод.
Листовые подкормки имеют ряд дополнительных преимуществ в системе интенсивного растениеводства, одно из которых – оперативность как применения, так и отмены для экономии средств. Так, в 2025 г. в Ростовской области часть полей озимой пшеницы относительно успешно пережила заморозки благодаря своевременным обработкам. Но последующая засуха крайне негативно сказалась на урожайности. В этих условиях была отменена листовая подкормка в фазы флаг. лист-колошение, что позволило сэкономить часть средств.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что при ранней весне прежде всего не нужно поддаваться на провокации погоды. Чем раньше озимые культуры тронутся в рост, тем выше вероятность повреждения возвратными заморозками. В случае, если возвратные заморозки неизбежны, необходимо по возможности подготовить к ним культуру или не допустить суммирования стресса со стрессом от химических обработок, и оперативно снять последствия заморозков. При этом листовые подкормки являются оперативным инструментом комплексной поддержки агрокультур, где выбор правильного препарата позволяет в значительной мере управлять развитием агрокультур.

Дмитрий Воронин,
руководитель агрономического направления
компании «Мегамикс»

Читайте также:

Убыточная борозда. Как вернуть высокую доходность в российское сельское хозяйство?

Кто придумал No-Till?

Прибыльных урожаев нужно добиваться не количеством минеральных удобрений, а эффективностью их применения

Больше актуальных обзоров – на нашем сайте https://newsapk.ru