Найти в Дзене

В чем различие офицерского состава Вермахта и Красной Армии

Тема в целом очень сложная, даже для многих болезненная. Поэтому начать хочу с того, что если для вас главное во Второй Мировой войне — Красная Армия одержала победу, то лучше дальше не читать. Ибо я пишу для тех, кого интересуют детали, вплоть до самых неприятных. Мне вот лично тоже неприятно читать про неудачи наших вооружённых сил в любой период, но незнание истории ничего не изменит в её ходе, а только ухудшит твоё положение. Даже если от тебя не зависит принятие глобальных стратегических решений. И, к сожалению, у нашей армии достаточно много неприятных страниц. Даже если ограничиться периодом Великой Отечественной войны. А раз были неудачи, значит не всё гладко, и к этим неудачам что-то привело. Что именно? Причин, конечно, много, и одна из них — подготовка командных кадров. При этом значение имеет не только то, как, чему и кто учит будущих военачальников в военных училищах и академиях, но и наличие семейственности, фамильные традиции, преемственность. И как раз на примере Верма

Тема в целом очень сложная, даже для многих болезненная. Поэтому начать хочу с того, что если для вас главное во Второй Мировой войне — Красная Армия одержала победу, то лучше дальше не читать. Ибо я пишу для тех, кого интересуют детали, вплоть до самых неприятных.

Мне вот лично тоже неприятно читать про неудачи наших вооружённых сил в любой период, но незнание истории ничего не изменит в её ходе, а только ухудшит твоё положение. Даже если от тебя не зависит принятие глобальных стратегических решений.

И, к сожалению, у нашей армии достаточно много неприятных страниц. Даже если ограничиться периодом Великой Отечественной войны. А раз были неудачи, значит не всё гладко, и к этим неудачам что-то привело.

Что именно? Причин, конечно, много, и одна из них — подготовка командных кадров. При этом значение имеет не только то, как, чему и кто учит будущих военачальников в военных училищах и академиях, но и наличие семейственности, фамильные традиции, преемственность. И как раз на примере Вермахта это хорошо видно.

Германия, после поражения в Первой Мировой войне оказалась в труднейшем положении именно по рассматриваемой нами теме. Армию сжали до символических размеров, всё, что можно запретили, в том числе и иметь многие типы вооружения, среди которые наиважнейшие — танки, авиация. В таких условиях подготовить к развёртыванию армию, с обученными рядовыми, грамотными унтерами и знающими офицерами — задача, на первый взгляд, невыполнимая. Но как только мир увидел Вермахт в деле на полях сражений, стало понятно — задача оказалась не только выполнимой, но и выполненной. По каждому их пунктов можно говорить отдельно, мы же остановимся на офицерском составе.

И тут, как мне кажется, ключевую роль сыграла та самая преемственность. Если у молодого человека отец был генералом в Первую Мировую, дед громил французов во франко-прусской войне, прадед воевали под знамёнами Блюхера на поле Ватерлоо, а прапрадед гонял австрийцев в составе армии Фридриха Великого, то это уже накладывает на него серьёзный отпечаток. В том числе и желание предкам подражать, и учиться у них, а может и превзойти. Ведь у германской армии история, мягко говоря, не самая худшая, побед много. Её и била то регулярно только армий русская, о чём периодически немцы забывают до очередного поражения.

А если в фамильном замке ещё и библиотека трудов по соответствующей тематике, со всего мира выписываются специализированные журналы с новинками вооружения и военного дела, да и общее образование, от школы до университета получено от лучших учителей, плюс само стремление учиться тоже высоко, то, собственно, так и появляются великие полководцы. И военное училище уже лишь сопутствующий фактор.

К сожалению, всего этого не было в Красной Армии. Товарищ Троцкий и всё прочее руководство, изначально старались порвать с проклятым прошлым. Тут кто-то может захотеть возразить, и рассказать, что во время Гражданской войны, как в раз в созданной Троцким РККА служило больше офицеров, чем на стороне Белых. И даже привести цифру о том, что около 14 тысяч взятых в плен офицеров перешли на службу в Красную Армию. Это в какой-то степени правда, ибо в РККА было около 70 тысяч бывших офицеров русской армии, а у Колчака, Деникина и Врангеля их было около 35 тысяч.

Но есть нюанс…

Если говорить про тех же 14 тысяч пленных офицеров, которых поставили в строй (обычная практика Гражданской войны — пленных солдат ставили в строй все), то служить они пошли, зная, что в противном случае будут казнены их семьи. Примерно также пришли на службу в РККА и прочие. Причём, рядом с «военспецами» (а они не имели власти, а считались лишь советниками) всегда был комиссар, имеющий право расстрелять по собственному усмотрению. Можно привести тут высказывание Григория Зиновьева, что советская власть берёт бывших офицеров на роль «денщиков» и выбросит их как «выжатый лимон» после использования. И сильно повезло тем, кого просто выкинули — такое не всем досталось.

Впрочем, это детали. Легко убедиться, что даже среди тех представителей комсостава РККА, которые пошли на службу до 1917 года, в офицерских чинах были немногие. А если ещё выкинуть таких, кто был «прапорщиком военного времени», то останется совсем мало. И большую часть комсостава составляли те, кто начал службу при советской власти.

А в Советском Союзе в военные училища брали по классовому признаку, то есть рабочих и крестьян. А поскольку рабочие в то время в большинстве своём были вчерашними крестьянами, то армия у нас была крестьянская. Из тех, которые и паспортов то не имели. Да ещё и можно смело сказать, что когда в колхоз приходила разнарядка на отправку в военные училища, то руководство, как в старые добрые рекрутские времена, отправляла тех, кто меньше всего был нужен для работы. В результате курсантов приходилось обучать сначала элементарной грамотности, а до специальных дисциплин могло и не дойти.

Накануне Второй Мировой войны высшее образование имели 7,1% командного и начальствующего состава РККА, среднее было у 55,9%, ускоренные курсы — у 24,6%, а 12,4% не получили вообще никакого военного образования.

Как же мы тогда победили, ехидно захочет кто-то спросить. Ну, во-первых, подготовка личного состава, его обученность, не единственный фактор. Во-вторых, если говорить про Вермахт, то не стоит забывать, кто был у власти в Третьем Рейхе, а политическую власть никогда нельзя сбрасывать со счетов — в конечном счёте на войне всё зависит от политиков.

А в-третьих… тем, кто хочет задать вопрос, почему РККА одержала победу над Вермахтом я могу очень подробно и внятно ответить на пару-тройку страниц. А вот вы ответьте на простенький вопрос… ну, например, почему фронт Рокоссовского в наступательных операциях осени-зимы 1943-44 годов, когда наша армия была уже на пике могущества, имея подавляющее преимущество в силах, и поставленную задачу не мог выполнить месяцами, и потери нёс порой в десять раз больше, чем немцы:

  • Октябрь 1943 года. Задача — освободить Жлобин, Бобруйск, Минск. Задача не выполнена, потери РККА — 103 523 человека, потери Вермахта — 26 603 человека.
  • Ноябрь 1943 года. Задача прежняя. Освободили Гомель и Речицу, но до Минска ещё далеко. Потери РККА — 110 615 человек, потери же Вермахта — 10 518 человек.
  • Январь 1944 года. Задача прежняя. Освободили Калинковичи и Мозырь, но до Минска ещё далеко. Потери РККА — 91 269 человек, потери Вермахта — 12 403 человека.

Ограничусь этим, но подобного можно привести очень много. У меня вот эти цифры сразу возникают желание задуматься и начать искать причины, которые такие результаты дали. Одну из причин, я попробовал разобрать в этой статье.

Но, разумеется, тем, кто считает, что такие примеры не важны, раз победили, то, конечно…

***

Тем, кто захочет сам посмотреть данные о приведённых операциях, могу предложить статью:

Третье наступление генерала Рокоссовского на Минск

Или сразу всю подборку:

Освобождение Белоруссии