Неужели новый российский двигатель – это событие мирового масштаба? Да, это новая эра для космонавтики! Сегодня мы поговорим о настоящем «царе» и «тяжеловесе» РД-171МВ – одном из самых мощных ракетных двигателей в мире. Откуда он взялся (не очень красивая история) и в чём его сила? Давайте разбираться вместе.
Что произошло?
12 октября 2025 года в городе Пересвет было очень жарко и шумно. Там проходили важные испытания – «огневые испытания». Это когда двигатель запускают, чтобы проверить, как он работает, насколько он мощный и надежный.
Вы, наверное, думаете: «Ну, двигатель и двигатель, что тут такого?». Да, в мире запускают новые двигатели довольно часто, особенно в Америке и Китае. Но в России за последние 35 лет у нас появилось очень мало совершенно новых, серийных двигателей для ракет. Можно пересчитать их по пальцам одной руки.
А тут испытывали наш российский импортозамещенный новый жидкостный ракетный двигатель – РД-171МВ. И этот двигатель на сегодняшний день – самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире! И это действительно здорово.
История появления двигателя РД-170
Есть один небольшой, но важный момент. Этот «царь-двигатель» РД-171МВ не появился из ниоткуда. Его создали, модернизировав российский двигатель РД-171М (или РД-173), который в свою очередь является модернизацией старого, но тоже очень крутого жидкостного ракетного двигателя – РД-170, который начали разрабатывать еще в Советском Союзе в 1976 году.
Создание РД-170 было настоящим подвигом.
Тогдашний главный конструктор, академик Валентин Петрович Глушко, сильно сомневался, получится ли такое вообще. Были построены специальные испытательные стенды. Были аварии, к сожалению, с человеческими жeртвaми. И... Глушко отказался от этой идеи.
Но был другой конструктор, Кузнецов. Он не побоялся и взялся за эту задачу. И у него получилось! Он создал двигатель НК-33, показав, что это возможно. Говорят, он этим как бы «утер нос» Глушко. Но, к сожалению, за это ему пришлось дорого заплатить.
Когда Валентин Петрович возглавил команду, которая готовила полеты на Луну, то решил, что старые разработки двигателей бессмысленны. И распорядился уничтожить все чертежи и сами двигатели, сказав, что «на старых двигателях никуда не улететь».
Самое известное высказывание В.П. Глушко насчет ракетных двигателей:
«Нет двигателя — и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой мертва.»
Однако, эти двигатели не уничтожили, а убрали подальше. Они пролежали «в забытьи» больше 10 лет. И вот что интересно: позже эти «ненужные» двигатели купили американцы и использовали их для своих ракет «Антарес» и были очень довольны их работой. Наши российские специалисты потом тоже использовали эти двигатели НК-33 на разгонных блоках ракет «Союз».
А что же сам Валентин Петрович Глушко? Он всё время думал об этом двигателе и в 1976 году создал тот самый впечатляющий двигатель РД-170, о котором мы сегодня и говорим. После успешных испытаний в 1985 году двигатель стал первой ступенью ракеты «Зенит».
Заделы, полученные при создании РД-170, стали основой для других двигателей:
- сам РД-170 стоял на ракете «Зенит»;
- РД-180 долгие годы был «рабочей лошадкой» американской космической программы, летая на ракете «Атлас-5»;
- РД-191 сегодня используется на российской ракете «Ангара».
К сожалению, после 2014 года наша кооперация с Укрaинoй в космосе закончилась, а вместе с ней прекратилось развитие укpaинcкoй космонавтики.
Новая ракета и новый двигатель
«Зенит» до сих пор считается одной из лучших ракет, созданных в СССР и России. Поскольку совместное производство прекратилось, было принято решение создать свою собственную ракету среднего класса – «Союз-5».
И вот тут начинается самое интересное.
Работы над созданием РД-171МВ – российского жидкостного ракетного двигателя закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа, начались в 2017 году.
В июне 2017 года руководитель компании «Энергия», Владимир Солнцев, сказал, что чтобы сделать двигатель РД-171 лучше, нужно:
- Уменьшить вес исходного двигателя, сделав его легче.
- Установить новые, более современные приводы.
- Заменить пневмогидравлическую систему и датчики.
По его словам, на всю эту работу уйдет около трех лет. И что самое главное – это не потребует больших денег и большого количества людей.
Получалось даже быстрее. Первые испытания были проведены в 2019 году, а поставка первого комплекта для «Союз-5» произошла уже в 2021 году.
Интересный факт, что все чертежи этого двигателя не начерчены на бумаге, а есть только в электронной 3D-модели.
Была проделана огромная работа:
- Цифровизация. Весь процесс проектирования шел с использованием современных компьютерных технологий, в том числе отечественных.
- Новые материалы. Часть деталей печатается на 3D-принтерах по металлу, что сделало двигатель легче.
- Современная система управления. Установлена новая цифровая система управления.
- Российские компоненты. Все импортные детали были заменены на отечественные.
- Улучшенные характеристики. Тяга двигателя увеличилась на 5% по сравнению с советским РД-170. Он успешно прошел испытания, показав тягу более 800 тонн силы, и подтверждена возможность его многократного использования.
К настоящему времени успешно проведено более 20 огневых испытаний двигателя РД-171МВ, что может свидетельствовать о его готовности к проведению летных испытаний в составе РН «Союз-5».
Интересен еще один факт: РД-171МВ получил неофициальное название «Царь-двигатель», а его мощность сравнима с мощностью крупной электростанции.
Вместо заключения
В результате мы получили своего рода «возрожденный» советский двигатель, который теперь является самым мощным в мире. РД-171МВ сможет применяться как на существующих ракетах, так и на новых, многоразовых системах.
Получается, что академик Глушко создал настолько опередивший свое время двигатель, что его разработки актуальны и сегодня. Вот такое наследие Советского Союза!
Возможно, вам будет интересно:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!