Найти в Дзене
Техно Колибри

Загадка РД-171МВ: самый мощный «царь-двигатель» для ракет и его история

Неужели новый российский двигатель – это событие мирового масштаба? Да, это новая эра для космонавтики! Сегодня мы поговорим о настоящем «царе» и «тяжеловесе» РД-171МВ – одном из самых мощных ракетных двигателей в мире. Откуда он взялся (не очень красивая история) и в чём его сила? Давайте разбираться вместе. 12 октября 2025 года в городе Пересвет было очень жарко и шумно. Там проходили важные испытания – «огневые испытания». Это когда двигатель запускают, чтобы проверить, как он работает, насколько он мощный и надежный. Вы, наверное, думаете: «Ну, двигатель и двигатель, что тут такого?». Да, в мире запускают новые двигатели довольно часто, особенно в Америке и Китае. Но в России за последние 35 лет у нас появилось очень мало совершенно новых, серийных двигателей для ракет. Можно пересчитать их по пальцам одной руки. А тут испытывали наш российский импортозамещенный новый жидкостный ракетный двигатель – РД-171МВ. И этот двигатель на сегодняшний день – самый мощный жидкостный ракетный д
Оглавление

Неужели новый российский двигатель – это событие мирового масштаба? Да, это новая эра для космонавтики! Сегодня мы поговорим о настоящем «царе» и «тяжеловесе» РД-171МВ – одном из самых мощных ракетных двигателей в мире. Откуда он взялся (не очень красивая история) и в чём его сила? Давайте разбираться вместе.

Что произошло?

12 октября 2025 года в городе Пересвет было очень жарко и шумно. Там проходили важные испытания – «огневые испытания». Это когда двигатель запускают, чтобы проверить, как он работает, насколько он мощный и надежный.

Вы, наверное, думаете: «Ну, двигатель и двигатель, что тут такого?». Да, в мире запускают новые двигатели довольно часто, особенно в Америке и Китае. Но в России за последние 35 лет у нас появилось очень мало совершенно новых, серийных двигателей для ракет. Можно пересчитать их по пальцам одной руки.

А тут испытывали наш российский импортозамещенный новый жидкостный ракетный двигатель – РД-171МВ. И этот двигатель на сегодняшний день – самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире! И это действительно здорово.

История появления двигателя РД-170

Есть один небольшой, но важный момент. Этот «царь-двигатель» РД-171МВ не появился из ниоткуда. Его создали, модернизировав российский двигатель РД-171М (или РД-173), который в свою очередь является модернизацией старого, но тоже очень крутого жидкостного ракетного двигателя – РД-170, который начали разрабатывать еще в Советском Союзе в 1976 году.

Создание РД-170 было настоящим подвигом.

Тогдашний главный конструктор, академик Валентин Петрович Глушко, сильно сомневался, получится ли такое вообще. Были построены специальные испытательные стенды. Были аварии, к сожалению, с человеческими жeртвaми. И... Глушко отказался от этой идеи.

Валентин Петрович Глушко (20 августа 1908, Одесса – 10 января 1989, Москва) — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники, один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.
Валентин Петрович Глушко (20 августа 1908, Одесса – 10 января 1989, Москва) — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники, один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.

Но был другой конструктор, Кузнецов. Он не побоялся и взялся за эту задачу. И у него получилось! Он создал двигатель НК-33, показав, что это возможно. Говорят, он этим как бы «утер нос» Глушко. Но, к сожалению, за это ему пришлось дорого заплатить.

Когда Валентин Петрович возглавил команду, которая готовила полеты на Луну, то решил, что старые разработки двигателей бессмысленны. И распорядился уничтожить все чертежи и сами двигатели, сказав, что «на старых двигателях никуда не улететь».

Самое известное высказывание В.П. Глушко насчет ракетных двигателей:

«Нет двигателя — и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой мертва.»

Однако, эти двигатели не уничтожили, а убрали подальше. Они пролежали «в забытьи» больше 10 лет. И вот что интересно: позже эти «ненужные» двигатели купили американцы и использовали их для своих ракет «Антарес» и были очень довольны их работой. Наши российские специалисты потом тоже использовали эти двигатели НК-33 на разгонных блоках ракет «Союз».

А что же сам Валентин Петрович Глушко? Он всё время думал об этом двигателе и в 1976 году создал тот самый впечатляющий двигатель РД-170, о котором мы сегодня и говорим. После успешных испытаний в 1985 году двигатель стал первой ступенью ракеты «Зенит».

На фотографии: РД-170 – советский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Источник фото: https://www.aex.ru/images/media/900/19293.jpg
На фотографии: РД-170 – советский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Источник фото: https://www.aex.ru/images/media/900/19293.jpg

Заделы, полученные при создании РД-170, стали основой для других двигателей:

  • сам РД-170 стоял на ракете «Зенит»;
  • РД-180 долгие годы был «рабочей лошадкой» американской космической программы, летая на ракете «Атлас-5»;
  • РД-191 сегодня используется на российской ракете «Ангара».

К сожалению, после 2014 года наша кооперация с Укрaинoй в космосе закончилась, а вместе с ней прекратилось развитие укpaинcкoй космонавтики.

Новая ракета и новый двигатель

«Зенит» до сих пор считается одной из лучших ракет, созданных в СССР и России. Поскольку совместное производство прекратилось, было принято решение создать свою собственную ракету среднего класса – «Союз-5».

И вот тут начинается самое интересное.

Работы над созданием РД-171МВ – российского жидкостного ракетного двигателя закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа, начались в 2017 году.

В июне 2017 года руководитель компании «Энергия», Владимир Солнцев, сказал, что чтобы сделать двигатель РД-171 лучше, нужно:

  1. Уменьшить вес исходного двигателя, сделав его легче.
  2. Установить новые, более современные приводы.
  3. Заменить пневмогидравлическую систему и датчики.

По его словам, на всю эту работу уйдет около трех лет. И что самое главное – это не потребует больших денег и большого количества людей.

Получалось даже быстрее. Первые испытания были проведены в 2019 году, а поставка первого комплекта для «Союз-5» произошла уже в 2021 году.

РД-171МВ – российский жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа, оснащенный четырьмя камерами сгорания и работающий на паре кислород-керосин. Разрабатывается НПО «Энергомаш», для использования в первой ступени новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» («Иртыш») и в первой ступени будущей сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полётов в ближний и дальний космос.
РД-171МВ – российский жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа, оснащенный четырьмя камерами сгорания и работающий на паре кислород-керосин. Разрабатывается НПО «Энергомаш», для использования в первой ступени новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» («Иртыш») и в первой ступени будущей сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полётов в ближний и дальний космос.

Интересный факт, что все чертежи этого двигателя не начерчены на бумаге, а есть только в электронной 3D-модели.

Была проделана огромная работа:

  1. Цифровизация. Весь процесс проектирования шел с использованием современных компьютерных технологий, в том числе отечественных.
  2. Новые материалы. Часть деталей печатается на 3D-принтерах по металлу, что сделало двигатель легче.
  3. Современная система управления. Установлена новая цифровая система управления.
  4. Российские компоненты. Все импортные детали были заменены на отечественные.
  5. Улучшенные характеристики. Тяга двигателя увеличилась на 5% по сравнению с советским РД-170. Он успешно прошел испытания, показав тягу более 800 тонн силы, и подтверждена возможность его многократного использования.

К настоящему времени успешно проведено более 20 огневых испытаний двигателя РД-171МВ, что может свидетельствовать о его готовности к проведению летных испытаний в составе РН «Союз-5».

Интересен еще один факт: РД-171МВ получил неофициальное название «Царь-двигатель», а его мощность сравнима с мощностью крупной электростанции.

Новый российский двигатель РД-171МВ для новейшей ракеты среднего класса Союз-5 „Иртыш“ собран на подмосковном „НПО Энергомаш“. По мощности ему нет равных в мире. Настоящий "царь-двигатель". Источник фото: https://mf.b37mrtl.ru/files/2023.06/article/64957b0e20302707d0421f1f.jpg
Новый российский двигатель РД-171МВ для новейшей ракеты среднего класса Союз-5 „Иртыш“ собран на подмосковном „НПО Энергомаш“. По мощности ему нет равных в мире. Настоящий "царь-двигатель". Источник фото: https://mf.b37mrtl.ru/files/2023.06/article/64957b0e20302707d0421f1f.jpg

Вместо заключения

В результате мы получили своего рода «возрожденный» советский двигатель, который теперь является самым мощным в мире. РД-171МВ сможет применяться как на существующих ракетах, так и на новых, многоразовых системах.

Получается, что академик Глушко создал настолько опередивший свое время двигатель, что его разработки актуальны и сегодня. Вот такое наследие Советского Союза!

Возможно, вам будет интересно:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!