Найти в Дзене
Техно Колибри

Что скрывали о полёте Гагарина: 9 засекреченных фактов

Первый полёт человека в космос оказался удачным, но... спустя десятилетия стало известно, что он был далеко не идеальным. Новая отрасль, неведомая техника и, конечно же, неизведанные риски. А вы знаете, сколько раз Гагарин мог погибнуть в своём историческом рейсе? И что же многие годы скрывали от прессы? Давайте разбираться вместе. Не секрет, что было подготовлено три версии сообщений для СМИ: о триумфе, о поиске пропавшего космонавта и о катастрофе. Что заранее на плёнку записали три обращения: одно от Юрия Гагарина и ещё два – от его дублёров, Германа Титова и Григория Нелюбова. Многие знают, что за 2 дня до запуска, Юрий Алексеевич написал супруге письмо на случай трагической развязки. В 1961 году оно не понадобилось, но спустя 7 лет Валентина Ивановна всё же прочла его – после гибели мужа в авиакатастрофе. Всё это мы рассматривали в статье «Загадка шлема Гагарина: почему на знаменитом фото нет букв СССР?» – ссылка также будет в конце этой статьи. А теперь мы с вами узнаем о 9 факт
Оглавление

Первый полёт человека в космос оказался удачным, но... спустя десятилетия стало известно, что он был далеко не идеальным. Новая отрасль, неведомая техника и, конечно же, неизведанные риски. А вы знаете, сколько раз Гагарин мог погибнуть в своём историческом рейсе? И что же многие годы скрывали от прессы? Давайте разбираться вместе.

То, что было известно многим

Не секрет, что было подготовлено три версии сообщений для СМИ: о триумфе, о поиске пропавшего космонавта и о катастрофе. Что заранее на плёнку записали три обращения: одно от Юрия Гагарина и ещё два – от его дублёров, Германа Титова и Григория Нелюбова.

Многие знают, что за 2 дня до запуска, Юрий Алексеевич написал супруге письмо на случай трагической развязки. В 1961 году оно не понадобилось, но спустя 7 лет Валентина Ивановна всё же прочла его – после гибели мужа в авиакатастрофе.

Всё это мы рассматривали в статье «Загадка шлема Гагарина: почему на знаменитом фото нет букв СССР?» – ссылка также будет в конце этой статьи.

А теперь мы с вами узнаем о 9 фактах, которые оставались засекреченными многие годы.

Знаменитая фотография, на которой космонавт Ю.А. Гагарин в шлеме без надписи СССР. Источник фото: https://dzen.ru/a/YpY7IIYTejfuABJK
Знаменитая фотография, на которой космонавт Ю.А. Гагарин в шлеме без надписи СССР. Источник фото: https://dzen.ru/a/YpY7IIYTejfuABJK

9 засекреченных деталей о полете Гагарина

Для жителей, официальной прессы и ТВ – Юрий Гагарин выглядел беззаботно улыбающимся, а его корабль «Восток-1» безупречно надёжным. Но... на самом деле, первый полёт в космос был на волоске от катастрофы, как при старте, так и в полёте и при приземлении.

Факт 1. На старте

При подготовке к старту (когда Гагарин уже находился внутри) приборы показали разгерметизацию кабины, а до старта оставались считанные минуты.

Главный конструктор «Востока-1» Олег Ивановский и его команда действовали как молниеносные механики «Формулы-1». За считанные минуты открутили 30 гаек, вскрыли крышку кабины, устранили неполадку, закрепили обратно и зафиксировали люк. Запуск прошёл в назначенное время.

Факт 2. Сразу после старта

Этот инцидент перепугал всех: сразу после старта исчезла связь с Гагариным («Кедром»). В динамиках слышались лишь помехи.

Николай Каманин, помощник главкома ВВС, позже вспоминал, как дрожал голос у Сергея Королёва, когда тот пытался вызвать космонавта. Причиной оказалась огромная скорость ракеты при преодолении атмосферы. Только восстановление связи принесло облегчение.

Факт 3. Ручное управление

Поскольку неизвестно было, как поведёт себя человек в невесомости, «Восток-1» управлялся полностью автоматически. Гагарину вручили зашифрованный код для ручного управления, на случай крайней необходимости.

Для активации этого кода нужно было достать пакет, вскрыть два конверта и ввести на панели число 25. Задумка была проста: если космонавт способен пройти все эти действия, значит, он в состоянии управлять кораблём.

Код знали всего несколько специалистов, включая Королёва и Ивановского. Однако позже выяснилось, что когда Королёв сказал его Гагарину перед стартом, тот лишь улыбнулся: «Я знаю…».

Факт 4. Выход в космос

Корабль вышел на орбиту выше расчётной высоты на 40 километров. Если бы тормозная система отказала, Гагарин вынужден был бы провести на орбите около 3 недель. А ведь продовольствия и кислорода хватило бы только на 10 дней.

Кстати, для такого случая, космонавту положили с собой пистолет Макарова, чтобы он легче перенес гибель в космосе (ссылка на статью про «космические пистолеты» в конце этой статьи).

Даже сработав, тормозная установка потеряла часть эффективности – вместо планируемого снижения скорости на 136 м/с удалось достичь лишь 132 м/с. Это грозило отклонением от зоны посадки.

Факт 5. Отделение отсеков

Это один из самых опасных моментов полёта, который долго был засекречен. Отсеки корабля должны были отделиться через 10-12 секунд после включения тормозов. На деле прошло целых 10 минут.

Гагарин спокойно доложил: «Всё нормально», хотя по приборам видел, что разделения нет. Потом, в отчёте для специалистов он подробно описал это происшествие, чтобы будущие экипажи знали о таких рисках.

-2

Факт 6. Неполадки с парашютом

После катапультирования в стратосфере у Гагарина должен был раскрыться основной и резервный парашют. Но запасной сначала повис «мешком». К счастью, он наполнился воздухом в облаке и сработал.

Ещё одна поломка неожиданно спасла космонавта. Его начало уносить прямо в Волгу, а управлять парашютами он не мог. Воду Гагарин боялся больше всего, ведь падение даже обычного парашютиста в воду всегда очень опасно (велик риск запутаться в стропах в воде и утонуть), а в неповоротливом скафандре практически без шансов выжить в воде.

Но... внезапно от скафандра оторвалась укладка аварийного запаса весом 30 кг. Лёгкость позволила ветру унести Гагарина немного в сторону от реки.

Факт 7. Приземление

Приземлился Юрий Алексеевич на суше, но рядом с секретной военной частью. Поэтому настоящие координаты десятилетиями держали в тайне, а памятник установили в другом месте.

Факт 8. Переговоры до...

Известные кадры переговоров Гагарина и Королёва до старта в кабине были сняты позже, чтобы восполнить недостающую хронику: на самом старте никто не мог заниматься съёмками. Все были в диком напряжении.

Факт 9. Переговоры после...

Легендарный «развязанный шнурок» на встрече у Хрущёва оказался вовсе не шнурком. У Гагарина отцепилась подтяжка для носков – тогда их делали без резинок. Металлическая застёжка стучала по ноге, и космонавт боялся наступить на неё. Многие зрители заметили этот «шнурок» и решили, что он от ботинка.

Вместо заключения

Полет Юрия Алексеевича Гагарина был не просто триумфом науки, но и чередой чудесных спасений. Каждый сбой мог стать последним, но первый космонавт выстоял. Его улыбка, вошедшая в историю, скрывала то, что долгие годы оставалось под грифом «секретно».

Обещанные ссылки на статьи о Гагарине и космических пистолетах Макарова:

А это интересная биография великого конструктора ракетных двигателей, Глушко:

А как вы думаете: стоит ли рассказывать ранее засекреченные подробности таких исторических событий или легенда должна оставаться легендой?

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!