Найти в Дзене
Техно Колибри

Загадка водородных двигателей: почему они стали не нужны России

Почему Россия не использует водородные ракетные двигатели сегодня? Ведь в СССР они успешно применялись? В чём же причина такой «забывчивости» уникального в своё время изобретения? Давайте разбираться вместе. Водородные двигатели – вершина ракетных технологий. Среди всех ракетных двигателей они самые эффективные. Они могут выдать в 1,5 раза больше мощности, чем обычные керосиновые. Это серьёзный плюс, особенно когда нужно выводить грузы далеко – например, к другим планетам. Но... у водородных двигателей есть и минусы: Поэтому их почти не используют на первых ступенях ракет (где нужна большая тяга), а только на второй – там важнее экономичность. У нас долгое время обходились керосином и другими, более простыми топливами. Но в 1970-х стало ясно: если хотим строить космические станции и летать далеко – без водорода не обойтись. Так появился двигатель РД-0120. Его начали разрабатывать в 1976 году на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), а испытали в 1986 году. Это был двигатель второй сту
Оглавление

Почему Россия не использует водородные ракетные двигатели сегодня? Ведь в СССР они успешно применялись? В чём же причина такой «забывчивости» уникального в своё время изобретения? Давайте разбираться вместе.

Ракетные двигатели на водородном топливе – это что

Водородные двигатели – вершина ракетных технологий. Среди всех ракетных двигателей они самые эффективные. Они могут выдать в 1,5 раза больше мощности, чем обычные керосиновые. Это серьёзный плюс, особенно когда нужно выводить грузы далеко – например, к другим планетам.

Но... у водородных двигателей есть и минусы:

  • Они сложные и дорогие.
  • Водород легко испаряется, даже в мороз.
  • Его очень трудно хранить и перевозить.
  • А ещё он может взорваться при малейшей ошибке.

Поэтому их почти не используют на первых ступенях ракет (где нужна большая тяга), а только на второй – там важнее экономичность.

Что было в СССР?

У нас долгое время обходились керосином и другими, более простыми топливами. Но в 1970-х стало ясно: если хотим строить космические станции и летать далеко – без водорода не обойтись.

Так появился двигатель РД-0120. Его начали разрабатывать в 1976 году на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), а испытали в 1986 году.

Это был двигатель второй ступени универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» генерального конструктора В. П. Глушко для вывода на околоземную орбиту многоразового корабля «Буран» и других объектов массой до 100 тонн.

РД-0120 (1976-1986) стал техническим шедевром:

  1. Первый в мире водородный двигатель с замкнутым циклом (это редкость и очень сложно).
  2. Выдерживал температуру выше 3000 °C.
  3. Управлялся электроникой.
  4. Уникальные материалы, сложная система охлаждения.
  5. Развивал мощность 200 тонн тяги – как у лучших американских аналогов.

Именно эти двигатели стояли на ракете «Энергия», которая в 1987 году успешно полетела.

На фотографии: двигатель РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/РД-0120
На фотографии: двигатель РД-0120 — жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком водороде и жидком кислороде. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/РД-0120

А что потом?

А потом наступили 90-е. Страну лихорадило, деньги на космос кончились. Программу «Энергия-Буран» закрыли. Заводы остановились, специалисты ушли, некоторые технологии просто утеряны. А без них – даже чертежей недостаточно.

Ребята, знаете, что самое интересно? В 2019 году компания «Энергомаш» (она входит в «Роскосмос») решила вернуть к жизни старый советский двигатель для использования во второй ступени ракеты-носителя «Зенит» – РД-120. В качестве топлива он использует кислород и керосин. Его раньше делали в Южмаше в УССР, и после распада СССР не выпускался больше 30 лет.

Этот двигатель не просто хотят собирать, но и модернизировать – улучшать его характеристики, чтобы он подошёл для новых российских ракет, которые только разрабатываются.

На фотографии: совесткий ракетный двигатель РД-120, работающий на кислороде и керосине, который привезли из Украины в Россию в 2019 году. Источник: https://topwar.ru/157904-rossija-vozobnovljaet-proizvodstvo-raketnogo-dvigatelja-rd-120.html
На фотографии: совесткий ракетный двигатель РД-120, работающий на кислороде и керосине, который привезли из Украины в Россию в 2019 году. Источник: https://topwar.ru/157904-rossija-vozobnovljaet-proizvodstvo-raketnogo-dvigatelja-rd-120.html

Так почему Россия не использует водородные двигатели?

На сегодняшний день в России водородные ракетные двигатели не производятся. Есть медленные попытки восстановить производство РД-0120 и создать новый РД-0146, но нужно как минимум 8 лет и это если всё пойдёт идеально, поэтому до запуска в космос они ещё очень далёки.

Главная причина: водородные ракетные двигатели требуют не только технологий и высокоспециализированных специалистов, но и больших амбициозных целей – вроде полётов к другим планетам или строительства орбитальных станций, которых сейчас у России нет.

Вот и весь ответ. Очень печально, что у нас такие мощные двигатели остались в прошлом...

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!