17 ноября 2025 года/
В 1954 году вокруг фонтана «Дружба народов» расположились павильоны, представляющие достижения и культуру регионов большой страны - от Сибири до Карелии, и каждый был оформлен с неповторимым национальным колоритом. Павильон Карело-Финской ССР в ряду дворцов сталинского ампира выделялся изящным резным фасадом и представлял собой стилизованную северную избу. Сегодня павильон «Карелия» открыт после реставрации и используется в качестве выставочного зала. «Город на память» рекомендует перед посещением ВДНХ долистать до конца этот фотоальбом, чтобы узнать историю Карело-Финской республики, вспомнить советскую экспозицию в этом павильоне и ознакомиться с новыми выставками.
В начале XIX века в Европе случился пересмотр границ вооружённым путём, вошедший в историю как Наполеоновские войны. Российская империя не осталась в стороне от дележа земель и вступила в очередную войну с Королевством Швеция за контроль над Балтикой, добившись присоединения новых территорий. В 1808 году император Александр I огласил манифест: «Его Императорское Величество возвещает всем державам европейским, что отныне часть Финляндии, которая доселе именовалась шведскою, и которую войска российские не могли иначе занять, как выдержав разные сражения, признаётся областью, российским оружием покорённою, и присоединяется навсегда к Российской Империи».
Великое княжество Финляндское в составе империи существовало под российскими гербом и флагом, но управлялось местным сенатом и обладало рядом привилегий - национальной армией и финской полицией, денежной единицей - маркой, собственным управлением железных дорог и почтовым ведомством. После Февральской революции начались смутные времена, продолжившиеся гражданской войной между белофиннами и Красной гвардией. Советское правительство предоставило Финляндии независимость, но территориальный вопрос оставался открытым.
«Штурм Выборга». Художник Павел Соколов-Скаля, 1940. Центральный музей Вооружённых Сил
За пару последующих десятилетий у Финляндии и СССР накопилось немало претензий друг к другу, приведших к непродолжительной, но кровопролитной Советско-финской войне зимой 1939-1940-х годов. «Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить»,- говорил Иосиф Сталин. При этом в словах Андрея Жданова «Мы идём в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от гнёта помещиков и капиталистов» подчёркивался не завоевательный, а классовый характер войны. По итогам мирного договора была определена новая граница и часть финляндской территории отошла к Советскому Союзу с образованием Карело-Финской ССР со столицей в городе Петрозаводске. Новые территории в прессе называли «форпостом социализма на северо-западе СССР».
Герб Карело-Финской ССР на Центральном павильоне ВДНХ
В Великую Отечественную войну финская армия под командованием Густава Маннергейма выступила на стороне гитлеровской Германии и в 1944 году потерпела поражение. По новому мирному договору Финляндия обязалась начать боевые действия против немцев и отказывалась от претензий на Карело-Финскую ССР. Потепление отношений между соседями наметилось лишь в 1950-е годы, когда пришедший к власти президент Финляндии Урхо Кекконен взял курс на долгосрочное тесное экономическое и культурное сотрудничество с СССР. На этом фоне Карело-Финская ССР в 1956 году была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.
Геополитический доклад окончен, отправляемся на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, где в 1939 году на Северной аллее открылся павильон «Советская Арктика». Архитекторы Б.Виленский и Г.Глушенко построили белоснежное здание с ребристым фасадом, холодным айсбергом возвышающееся над выставкой, а на крыше был установлен макет самолёта АНТ–25 в натуральную величину. Внутри посетители попадали на палубу ледокола, рассматривали гигантскую карту Северного морского пути и светящуюся карту маршрутов перелётов Чкалова, Коккинаки и Громова, подлинную палатку полярника Ивана Папанина и оборудование его экспедиции, модели ледоколов «Ермак» и «Иосиф Сталин», живописные полотна с изображениями героев-папанинцев и лётчиков. Гости выставки по трапам ледокола спускались к основной экспозиции, посвящённой достижениям северных колхозов в оленеводстве, пушном звероводстве, тепличном овощеводстве, культуре и быту народов Крайнего Севера.
Смотрите старые фотографии. Павильон «Советская Арктика». 1939 год:
Титанический труд строителей и оформителей павильона пошёл насмарку, потому что в 1940 году было принято политическое решение заменить весь арктический антураж павильона на экспозицию только что образованной Карело-Финской ССР. Вокруг здания был создан ландшафтный сквер с валунами-сельгами и озерцами, высажены хвойные деревья. При осмотре павильона посетители могли представить путь, пройденный «карело-финским народом от царской полуколонии до цветущей Советской Республики».
Павильон «Карело-Финская ССР». 1940 год:
С началом Великой Отечественной войны ВСХВ закрылась и возобновила работу в 1954 году. К тому времени арктический павильон Виленского и Глушенко сгорел да и вся выставка предстала совершенно в новом архитектурном облике.
Экспозицию Карело-Финской ССР решили переместить к фонтану «Дружба народов», который был украшен шестнадцатью скульптурами девушек в национальных нарядах, символизирующими 16 республик-сестёр в составе СССР.
Художественный образ Карело-Финской ССР остался на своём месте и после упразднения республики, а вот герб на Центральном павильоне прикрыли стальным листом.
На всесоюзном конкурсе лучшим был признан проект молодого астраханского архитектора Фарида Рехмукова, который наиболее ярко отразил самобытность Карелии. Выпускник МАрхИ по распределению оказался в Петрозаводске, где проникся удивительной красотой северного края и сумел соединить в одном фасаде природные мотивы с торжественностью сталинского ампира. Рехмуков в переписке со старшим коллегой А.Резниченко рассказывал, что в работе его вдохновляли карельские народные сказки и былины.
Строительство павильона Карело-Финской ССР. 1952 год:
Павильон Карело-Финской ССР. 1954 год:
Скульптура «Рунопевец». 1954 год:
Парадный фасад карельского павильона украсил деревянный фронтон с барельефом «Новая жизнь», созданным скульптором Львом Кардашовым, и резные двери с орнаментом на тему северной лесной сказки работы Н.Чижова. В центральном зале были представлены панно «Советская Карелия» художника Василия Мешкова, скульптура «Рунопевец» Сергея Конёнкова и другие художественные произведения.
Фрагменты барельефа «Новая жизнь»
Резной декор входных дверей
Художественное оформление боковых фасадов
В павильоне посетители знакомились с описанной выше историей создания Карело-Финской ССР и природными богатствами республики, «поставленными на службу трудовому народу». Это хвойные леса с пушным зверьём, озёра и реки с рыбой, недра с рудными месторождениями. В 1921 году Владимир Ленин сравнивал потенциальную выручку от северных лесов с величиной золотого запаса РСФСР. А ещё Карелию называли «сокровищницей былин и сказок», отмечая давние фольклорные традиции, при этом утверждая, что прежде «царское правительство запрещало народные песни и танцы».
Нищета, голод и непосильный труд крестьян при царизме сравнивались с наступившей свободной жизнью в составе советской страны. Объединённые в колхозы земледельцы получили вместо церквей новые школы, больницы, клубы, на колхозных полях тракторы и комбайны сменили соху-чиркушу и борону-суковатку. В республике строились целлюлозно-бумажные комбинаты, судостроительные заводы, кожевенные фабрики и гидроэлектростанции, промышленными методами велись лесозаготовки и добыча полезных ископаемых - гранита, мрамора, торфа, медной, свинцовой и цинковой руды. Моторно-паровой флот сделал прибыльным колхозный рыбный промысел, а охотники стали получать поддержку от государственных заготовительных пунктов пушнины.
По мнению царского генерала Зиновьева, в северных губерниях «хлебопашество невозможно и необходимо народ удалить с севера». При советской власти среди карельских болот и дремучих лесов земледелию нашлось место, передовые хозяйства увеличивали посевные площади зерновых культур, кормовых трав, картофеля и других овощей. Тракторы и грейдеры расчищали земли от валунов, пней и кустарника, на заболоченные пустоши пришли мелиораторы. Животноводство в павильоне было представлено стендами товарных ферм и совхозов, которые специализировались на разведении крупного рогатого скота, свиней, овец и оленей. На опытных станциях проводились эксперименты, например, по внесению минеральных удобрений на полях или подкормке скота беломорскими водорослями. Покидая павильон Карело-Финской ССР, посетители могли увидеть продукцию местной промышленности, предметы народного быта, изделия из карельской берёзы, национальную вышивку.
За свою историю павильон шесть раз менял названия: после закрытия карельской экспозиции в нём демонстрировались достижения Академии наук СССР, целлюлозно-бумажной промышленности, культуры народов РСФСР, а с 1967 года он был известен как «Советская печать». Все эти метаморфозы минимально отражались на внешнем виде фасадов, менялись только вывески, герб на крыше (Карело-Финская ССР - Академия наук СССР - РСФСР) и контент выставочных залов.
Павильон Академии наук СССР. 1957 год:
Макет третьего советского спутника. 1958 год:
Павильон «РСФСР. Культура и быт». 1962 год:
Герб РСФСР
Павильон «Советская печать». 1973 год:
Стенд книжных и газетно-журнальных издательств. 1972-1974 гг.:
В постсоветский период в здании располагались магазины, а после изгнания торговцев с территории ВДНХ павильон «Карелия» в канун нового 2015 года превратился в резиденцию Деда Мороза, как обычно прибывшего на праздник из Великого Устюга.
Выставка «Авиация. Утро новой эры» (2015) знакомила с первыми шагами отечественной авиации от основанного Николаем Жуковским Воздухоплавательного кружка до рекордных перелётов советских лётчиков. За несколько десятилетий самолёт превратился из лёгкой деревянной конструкции в металлического гиганта, авиация изменила мир, перевернув представления о пространстве, времени и возможностях человека.
Экспозиция «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ» (2019) была приурочена к 80-летию ВДНХ и сочетала архивные материалы со взглядом современных художников и дизайнеров на советскую эпоху как на ушедшую под воду древнюю цивилизацию Атлантиду. Инсталляции с разбегающимися смыслами оставим для изучения культурологами, а вот на подлинные бытовые предметы с символикой ВСХВ было интересно взглянуть.
В связи с пандемией коронавируса выставочные проекты пришлось свернуть, а затем павильон закрылся на реставрацию. Специалисты провели щадящую очистку фронтона и дверей, восстановили утраченные элементы, покрыли резной барельеф и скульптуры защитными составами.
Фрагменты декора до реставрации
Пока здание было скрыто занавесом, мастера поделились профессиональными секретами на выставке «ПРОреставрацию», проходившей в 2023 году в типографии Сытина.
За время эксплуатации павильона внутренняя планировка залов претерпела минимальные изменения, однако первоначальная декоративная отделка не сохранилась. Реставраторы смогли воссоздать бронзовые люстры и два гипсовых барельефа с изображениями лесоруба и колхозников.
По завершении работ павильон открылся вернисажем мультимедийной выставки «За тридевять земель», на которой с помощью цифровых технологий, света и звука оживают шедевры русской живописи - полотна Васнецова, Шишкина, Левитана, Куинджи, Айвазовского по мотивам русских сказок и пушкинских поэм. Путешествие по вселенной русского искусства озвучил актёр Сергей Чонишвили.
В церемонии открытия выставки приняли участие Царевна-Лебедь, царь Гвидон, префект СВАО Сергей Мельников, куратор Полина Аскери, деятели культуры и шоу-бизнеса, а культуролог Анна Эспарса рассказала об истории создания сказочного оформления павильона.
Фотографии: Евгений Чесноков
Используемая литература: Путеводитель Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (1941; Москва). Павильон Карело-Финской ССР.
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #ВСХВ #ВДНХ #павильон #карелия