Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 1015. ВДНХ-2025. Павильон Карело-Финской ССР

17 ноября 2025 года/

В 1954 году вокруг фонтана «Дружба народов» расположились павильоны, представляющие достижения и культуру регионов большой страны - от Сибири до Карелии, и каждый был оформлен с неповторимым национальным колоритом. Павильон Карело-Финской ССР в ряду дворцов сталинского ампира выделялся изящным резным фасадом и представлял собой стилизованную северную избу. Сегодня павильон «Карелия» открыт после реставрации и используется в качестве выставочного зала. «Город на память» рекомендует перед посещением ВДНХ долистать до конца этот фотоальбом, чтобы узнать историю Карело-Финской республики, вспомнить советскую экспозицию в этом павильоне и ознакомиться с новыми выставками.

В начале XIX века в Европе случился пересмотр границ вооружённым путём, вошедший в историю как Наполеоновские войны. Российская империя не осталась в стороне от дележа земель и вступила в очередную войну с Королевством Швеция за контроль над Балтикой, добившись присоединения новых территорий. В 1808 году император Александр I огласил манифест: «Его Императорское Величество возвещает всем державам европейским, что отныне часть Финляндии, которая доселе именовалась шведскою, и которую войска российские не могли иначе занять, как выдержав разные сражения, признаётся областью, российским оружием покорённою, и присоединяется навсегда к Российской Империи».

Великое княжество Финляндское в составе империи существовало под российскими гербом и флагом, но управлялось местным сенатом и обладало рядом привилегий - национальной армией и финской полицией, денежной единицей - маркой, собственным управлением железных дорог и почтовым ведомством. После Февральской революции начались смутные времена, продолжившиеся гражданской войной между белофиннами и Красной гвардией. Советское правительство предоставило Финляндии независимость, но территориальный вопрос оставался открытым.

-2

«Штурм Выборга». Художник Павел Соколов-Скаля, 1940. Центральный музей Вооружённых Сил

За пару последующих десятилетий у Финляндии и СССР накопилось немало претензий друг к другу, приведших к непродолжительной, но кровопролитной Советско-финской войне зимой 1939-1940-х годов. «Война была необходима, так как мирные переговоры с Финляндией не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить»,- говорил Иосиф Сталин. При этом в словах Андрея Жданова «Мы идём в Финляндию не как завоеватели, а как друзья и освободители финского народа от гнёта помещиков и капиталистов» подчёркивался не завоевательный, а классовый характер войны. По итогам мирного договора была определена новая граница и часть финляндской территории отошла к Советскому Союзу с образованием Карело-Финской ССР со столицей в городе Петрозаводске. Новые территории в прессе называли «форпостом социализма на северо-западе СССР».

-3

Герб Карело-Финской ССР на Центральном павильоне ВДНХ

В Великую Отечественную войну финская армия под командованием Густава Маннергейма выступила на стороне гитлеровской Германии и в 1944 году потерпела поражение. По новому мирному договору Финляндия обязалась начать боевые действия против немцев и отказывалась от претензий на Карело-Финскую ССР. Потепление отношений между соседями наметилось лишь в 1950-е годы, когда пришедший к власти президент Финляндии Урхо Кекконен взял курс на долгосрочное тесное экономическое и культурное сотрудничество с СССР. На этом фоне Карело-Финская ССР в 1956 году была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

-4

Геополитический доклад окончен, отправляемся на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, где в 1939 году на Северной аллее открылся павильон «Советская Арктика». Архитекторы Б.Виленский и Г.Глушенко построили белоснежное здание с ребристым фасадом, холодным айсбергом возвышающееся над выставкой, а на крыше был установлен макет самолёта АНТ–25 в натуральную величину. Внутри посетители попадали на палубу ледокола, рассматривали гигантскую карту Северного морского пути и светящуюся карту маршрутов перелётов Чкалова, Коккинаки и Громова, подлинную палатку полярника Ивана Папанина и оборудование его экспедиции, модели ледоколов «Ермак» и «Иосиф Сталин», живописные полотна с изображениями героев-папанинцев и лётчиков. Гости выставки по трапам ледокола спускались к основной экспозиции, посвящённой достижениям северных колхозов в оленеводстве, пушном звероводстве, тепличном овощеводстве, культуре и быту народов Крайнего Севера.

Смотрите старые фотографии. Павильон «Советская Арктика». 1939 год:

ВСХВ Павильон "Советская Арктика"

Титанический труд строителей и оформителей павильона пошёл насмарку, потому что в 1940 году было принято политическое решение заменить весь арктический антураж павильона на экспозицию только что образованной Карело-Финской ССР. Вокруг здания был создан ландшафтный сквер с валунами-сельгами и озерцами, высажены хвойные деревья. При осмотре павильона посетители могли представить путь, пройденный «карело-финским народом от царской полуколонии до цветущей Советской Республики».

Павильон «Карело-Финская ССР». 1940 год:

ВСХВ. Павильон «Карело-Финская ССР»

С началом Великой Отечественной войны ВСХВ закрылась и возобновила работу в 1954 году. К тому времени арктический павильон Виленского и Глушенко сгорел да и вся выставка предстала совершенно в новом архитектурном облике.

-5

Экспозицию Карело-Финской ССР решили переместить к фонтану «Дружба народов», который был украшен шестнадцатью скульптурами девушек в национальных нарядах, символизирующими 16 республик-сестёр в составе СССР.

-6

Художественный образ Карело-Финской ССР остался на своём месте и после упразднения республики, а вот герб на Центральном павильоне прикрыли стальным листом.

-7

На всесоюзном конкурсе лучшим был признан проект молодого астраханского архитектора Фарида Рехмукова, который наиболее ярко отразил самобытность Карелии. Выпускник МАрхИ по распределению оказался в Петрозаводске, где проникся удивительной красотой северного края и сумел соединить в одном фасаде природные мотивы с торжественностью сталинского ампира. Рехмуков в переписке со старшим коллегой А.Резниченко рассказывал, что в работе его вдохновляли карельские народные сказки и былины.

Строительство павильона Карело-Финской ССР. 1952 год:

1952 Строительство павильона Карело-Финской ССР

Павильон Карело-Финской ССР. 1954 год:

1954 ВСХВ. Павильон Карело - Финской ССР

Скульптура «Рунопевец». 1954 год:

1954 ВСХВ. Скульптура работы С.Конёнкова "Рунопевец"
-8

Парадный фасад карельского павильона украсил деревянный фронтон с барельефом «Новая жизнь», созданным скульптором Львом Кардашовым, и резные двери с орнаментом на тему северной лесной сказки работы Н.Чижова. В центральном зале были представлены панно «Советская Карелия» художника Василия Мешкова, скульптура «Рунопевец» Сергея Конёнкова и другие художественные произведения.

-9

Фрагменты барельефа «Новая жизнь»

-10
-11
-12
-13
-14

Резной декор входных дверей

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Художественное оформление боковых фасадов

-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31

В павильоне посетители знакомились с описанной выше историей создания Карело-Финской ССР и природными богатствами республики, «поставленными на службу трудовому народу». Это хвойные леса с пушным зверьём, озёра и реки с рыбой, недра с рудными месторождениями. В 1921 году Владимир Ленин сравнивал потенциальную выручку от северных лесов с величиной золотого запаса РСФСР. А ещё Карелию называли «сокровищницей былин и сказок», отмечая давние фольклорные традиции, при этом утверждая, что прежде «царское правительство запрещало народные песни и танцы».

Нищета, голод и непосильный труд крестьян при царизме сравнивались с наступившей свободной жизнью в составе советской страны. Объединённые в колхозы земледельцы получили вместо церквей новые школы, больницы, клубы, на колхозных полях тракторы и комбайны сменили соху-чиркушу и борону-суковатку. В республике строились целлюлозно-бумажные комбинаты, судостроительные заводы, кожевенные фабрики и гидроэлектростанции, промышленными методами велись лесозаготовки и добыча полезных ископаемых - гранита, мрамора, торфа, медной, свинцовой и цинковой руды. Моторно-паровой флот сделал прибыльным колхозный рыбный промысел, а охотники стали получать поддержку от государственных заготовительных пунктов пушнины.

По мнению царского генерала Зиновьева, в северных губерниях «хлебопашество невозможно и необходимо народ удалить с севера». При советской власти среди карельских болот и дремучих лесов земледелию нашлось место, передовые хозяйства увеличивали посевные площади зерновых культур, кормовых трав, картофеля и других овощей. Тракторы и грейдеры расчищали земли от валунов, пней и кустарника, на заболоченные пустоши пришли мелиораторы. Животноводство в павильоне было представлено стендами товарных ферм и совхозов, которые специализировались на разведении крупного рогатого скота, свиней, овец и оленей. На опытных станциях проводились эксперименты, например, по внесению минеральных удобрений на полях или подкормке скота беломорскими водорослями. Покидая павильон Карело-Финской ССР, посетители могли увидеть продукцию местной промышленности, предметы народного быта, изделия из карельской берёзы, национальную вышивку.

-32

За свою историю павильон шесть раз менял названия: после закрытия карельской экспозиции в нём демонстрировались достижения Академии наук СССР, целлюлозно-бумажной промышленности, культуры народов РСФСР, а с 1967 года он был известен как «Советская печать». Все эти метаморфозы минимально отражались на внешнем виде фасадов, менялись только вывески, герб на крыше (Карело-Финская ССР - Академия наук СССР - РСФСР) и контент выставочных залов.

Павильон Академии наук СССР. 1957 год:

1957 Всесоюзная промышленная выставка (ВДНХ). Павильон Академии наук СССР ("Карелия")

Макет третьего советского спутника. 1958 год:

1958 ВСХВ. Дубликат Спутник-3

Павильон «РСФСР. Культура и быт». 1962 год:

1962 Павильон "РСФСР. Культура и быт"
-33

Герб РСФСР

Павильон «Советская печать». 1973 год:

1973 ВДНХ СССР. павильон "Советская печать"

Стенд книжных и газетно-журнальных издательств. 1972-1974 гг.:

1972—1974 Экспозиция павильона "Советская печать"
-34

В постсоветский период в здании располагались магазины, а после изгнания торговцев с территории ВДНХ павильон «Карелия» в канун нового 2015 года превратился в резиденцию Деда Мороза, как обычно прибывшего на праздник из Великого Устюга.

-35
-36

Выставка «Авиация. Утро новой эры» (2015) знакомила с первыми шагами отечественной авиации от основанного Николаем Жуковским Воздухоплавательного кружка до рекордных перелётов советских лётчиков. За несколько десятилетий самолёт превратился из лёгкой деревянной конструкции в металлического гиганта, авиация изменила мир, перевернув представления о пространстве, времени и возможностях человека.

-37
-38
-39

Экспозиция «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ» (2019) была приурочена к 80-летию ВДНХ и сочетала архивные материалы со взглядом современных художников и дизайнеров на советскую эпоху как на ушедшую под воду древнюю цивилизацию Атлантиду. Инсталляции с разбегающимися смыслами оставим для изучения культурологами, а вот на подлинные бытовые предметы с символикой ВСХВ было интересно взглянуть.

-40
-41
-42
-43

В связи с пандемией коронавируса выставочные проекты пришлось свернуть, а затем павильон закрылся на реставрацию. Специалисты провели щадящую очистку фронтона и дверей, восстановили утраченные элементы, покрыли резной барельеф и скульптуры защитными составами.

-44

Фрагменты декора до реставрации

-45
-46
-47

Пока здание было скрыто занавесом, мастера поделились профессиональными секретами на выставке «ПРОреставрацию», проходившей в 2023 году в типографии Сытина.

-48
-49
-50
-51

За время эксплуатации павильона внутренняя планировка залов претерпела минимальные изменения, однако первоначальная декоративная отделка не сохранилась. Реставраторы смогли воссоздать бронзовые люстры и два гипсовых барельефа с изображениями лесоруба и колхозников.

-52
-53

По завершении работ павильон открылся вернисажем мультимедийной выставки «За тридевять земель», на которой с помощью цифровых технологий, света и звука оживают шедевры русской живописи - полотна Васнецова, Шишкина, Левитана, Куинджи, Айвазовского по мотивам русских сказок и пушкинских поэм. Путешествие по вселенной русского искусства озвучил актёр Сергей Чонишвили.

-54
-55

В церемонии открытия выставки приняли участие Царевна-Лебедь, царь Гвидон, префект СВАО Сергей Мельников, куратор Полина Аскери, деятели культуры и шоу-бизнеса, а культуролог Анна Эспарса рассказала об истории создания сказочного оформления павильона.

-56
-57
-58
-59

Фотографии: Евгений Чесноков

Используемая литература: Путеводитель Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (1941; Москва). Павильон Карело-Финской ССР.

-60

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-61

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-62

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-63

#городнапамять #москва #история #архитектура #ВСХВ #ВДНХ #павильон #карелия