Помню, как мой отец рассказывал про своего друга-дальнобойщика. Тот работал на автобазе и мечтал попасть за руль чешского тягача. Не «Жигули» купить, не квартиру получить - а просто пересесть с МАЗа на Skoda 706. Это действительно была привилегия.
Советские грузовики - это суровая классика с минимальным комфортом и максимумом проблем. А тут приходит чешский тягач с бескапотной компоновкой, удобной кабиной и главное - с надёжностью, о которой наши водители могли только мечтать.
Я сам однажды имел возможность проехаться на такой машине уже в восьмидесятые. Это было совсем другое ощущение по сравнению с отечественной техникой. Двигатель работал тише, кабина не тряслась на каждой кочке, а коробка передач переключалась без обычного советского хруста и скрежета.
Неудивительно, что за чехословацкими рефрижераторами выстраивалась очередь. Водители знали: если тебе дали Skoda - значит, руководство тебя ценит. Или ты сам чего-то стоишь.
Кино не врёт - чехи были повсюду
Смотрели «Кавказскую пленницу»? Ну конечно смотрели, кто же её не смотрел. А помните эпизод с замороженной тушей в холодильнике? Так вот этот рефрижератор тащил за собой именно чешский тягач Skoda 706 MTTN.
Гайдай вообще любил использовать настоящую технику в своих фильмах. И то, что он выбрал именно чешский тягач - это не случайность. Эти машины были частью советской жизни, их видели на дорогах постоянно.
А потом была «Гонка с преследованием», где Skoda играла уже главную роль. Режиссёры понимали: зритель узнает эту технику, она вызывает доверие. В отличие от каких-нибудь экзотических иномарок, чешские грузовики воспринимались почти как свои.
Кстати, любопытный момент. Когда в семидесятых на передке появилась надпись LIAZ, никто особо не удивился, что существуют два ЛИАЗа - наш автобусный и чешский грузовиковый. В Союзе к этому относились спокойно, как к данности.
Троллейбусы для избранных городов
Не все знают, но чехи поставляли нам не только грузовики. В некоторых городах СССР ходили троллейбусы Skoda 9Tr. Надо сказать, машины были добротные. Не чета нашим ЗИУшкам, которые постоянно ломались.
Чешские троллейбусы служили десятилетиями, причём в довольно суровых условиях - серпантины это вам не городские проспекты. Всего в СССР завезли больше пяти тысяч таких машин. Не так много по меркам огромной страны, но для чехов это были серьёзные объёмы.
Они работали в Риге, других крупных городах. А потом появилась модель 14Tr с обновлённым кузовом и более мощными двигателями. Но их было меньше - всего несколько сотен.
Легковые
Теперь самое интересное. Легковые Skoda в СССР были редкой экзотикой. Их почти не завозили, в продажу не пускали. Изредка попадались трофейные экземпляры послевоенных лет, но это были единичные случаи.
Зато был целый пласт «условно легковых» автомобилей - фургоны и санитарки серий 1201 и 1202. Вот их завозили тысячами. В начале шестидесятых цифра доходила до трёх тысяч машин в год. Почему? Да потому что своих-то у нас практически не было.
РАФики появились позже, а УАЗики были слишком примитивными. Вот и закрывали дыру чешскими фургонами. Эти машины работали повсюду. В поликлиниках, больницах, на почте, в торговле. Они мелькали в каждом советском фильме, где требовалась санитарка или служебный фургон.
А потом началось самое любопытное. Когда машины списывали, их часто выкупали те самые водители, которые на них работали. Люди изучили конструкцию, знали все болячки, умели чинить. И продолжали ездить.
Лет двадцать назад видел на окраине одного городка старенькую Skoda 1201. Владелец использовал её как грузовичок для небольшого строительного бизнеса. Машине было под сорок лет, но она всё ещё работала.
Правда, от оригинала там уже мало что осталось. Двигатель стоял от «Москвича», коробку тоже подогнали нашу. Но кузов держался, ходовая ещё служила. Хозяин рассказывал, что купил её списанной из местной больницы в конце восьмидесятых.
Почему мы так и не увидели легковые Skoda
А ведь могло быть иначе. В пятьдесят пятом году чешскую Octavia сравнивали с нашим «Москвичом-402». Машины были сопоставимы, причём чешская конструкция во многом превосходила советскую. Но решили, что своё лучше. Или просто не хотели конкуренции на внутреннем рынке.
В итоге обычные граждане так и не получили возможность купить новую Skoda в автосалоне. Были, правда, подарки высокопоставленным партийцам. Сталину на семидесятилетие прислали элегантный кабриолет Tudor. Брежневу в семидесятом отправили спортивное купе 110R, но генсеку оно не понравилось, и машины вернулись обратно.
Отдельно отметили разве что мотогонщика Кадырова - ему подарили седан 100L за победы на чешских же мотоциклах Jawa. Вот такая избирательная щедрость.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв