2 крупных туристических города находятся на Савёловском направлении, куда определённо стоит съездить. Их мы будем посещать в порядке отдалённости их от столицы. Как я уже говорил, речь пойдёт о Дмитрове и Кимрах. С Дмитрова и начинаю!
Дмитров — город старинный. Летописи гласят, что он был основан в 1154 г. Юрием Долгоруким и был назван по имени, которое его новорождённый сын Всеволод, будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо (он много потомства после себя оставил), получил при крещении — Дмитрий. В Древней Руси, если помните, была такая практика, что имена, даваемые при рождении и при крещении, расходились, если прочитаете "Поучение Владимира Мономаха", то там в самом начале будет сказано, что его писал великий князь Владимир Мономах, в крещении — Василий.
Дмитров был пограничным городком на рубеже Владимиро-Суздальской земли (именно земли, то, что мы всё, что образовал период удельной Руси, кроме Новгорода, сейчас могут называть и княжествами, но это — известная условность, как, скажем, мы называем средневековую Восточную Римскую империю Византией) — об этом сообщается на 1181 год. Ещё и торгово-экономические пути через Яхрому проходили — это, правда, уже XV-XVI века.
Степные набеги и разорения, конечно же, последовали (1238, 1294, 1382, 1408 гг.), однако уже в 1249 г. образуется Галицко-Дмитровская земля (во избежание недоразумений: Галич здесь с территории нынешней Костромской области), а в промежутке между 1280 и 1334 г. (более точной датировки летописи не предоставляют) Дмитров стал центром уже самостоятельного удела. С 1364 г. управляется князем Московским, позднее — великим князем Московским.
Дмитровский кремль
Адрес: ул. Загорская, 17.
Я уже говорил, что Дмитров в прошлом был важным приграничным городом — стало быть, полагается кремль банально для обороны города от захватчиков. Сейчас, как вы видите, от него остались лишь несколько построек и валы: в 1610 г. деревянные постройки сожгли войска 1-ой Речи Посполитой (я ведь уже рассказывал, что 2-ая Речь Посполитая — это межвоенная Польша, а нынешняя — это 3-я, после 1989 г., а то, что было в 1945-1989 гг., в этот счёт поляками не включается?), а так как Дмитров перестал быть пограничным городом, то их решено далее не восстанавливать. Единственное, что в 1980-х гг. воссоздали часть рва.
Уже в советские годы, когда началось строительство канала Москва — Волга (это который потом стал каналом им. Москвы), провели первые археологические исследования. Кое-что провели по этой теме и позднее, в 1990-е гг. и далее.
Музей, в дальнейшем разместившийся на территории кремля, начал создаваться ещё в 1915 г., а с 1918 г. музей находится в ведении уже не земства, а союза кооперативов, постарался будущий академик М.Н. Тихомиров. В том же 1918 г. музей занял дом князя Гагарина, причём музейщиками подчёркивается, что это как-то связано с программой по уплотнению жилья для богатых (раннесоветские годы действительно отличались острой нехваткой жилой площади, и "жилищный вопрос" оставался весьма проблемным даже в "оттепель"). В 1920 г. после травли кооперативов, включая Дмитровский, Народный комиссариат просвещения выдал музею охранную грамоту.
Все 1920-е гг. музейщики активно изучали историю Дмитровского района. В те же годы в ведение музея был передан Борисоглебский монастырь, о котором я ещё скажу пару слов. Однако при строительстве канала Москва — Волга Дмитлаг забрал монастырь себе, и музей был переведён в здание Успенского собора, очень кстати закрытого в 1932 г., причём экспонаты переносили и заключённые в том числе, и к ним относились небрежно что новые работники музея, что заключённые. Сам музей пытался действовать в идеологическом русле — этому не удивляйтесь, тогда советский досуг был подчинён именно идеологическим задачам, до "праздника ради праздника" ещё надо было дожить (это произойдёт только в 1936 г.).
К слову, о 1936 годе: сменилось руководство музея, хотели возродить его, но предварительно пришлось провести сельскохозяйственную выставку (в том числе из-за того, что готовили Всесоюзную, и туда хотели попасть), а также закрыть весь иконостас собора — как раз шла очередная антирелигиозная кампания. Выставка вплоть до 1941 г. проводилась регулярно. С другой стороны, при музее работал клуб краеведов, а саму экспозицию структурировали.
Даже в годы Великой Отечественной войны музей не закрывали, разве что ценности в Ивановскую область эвакуировал лично директор музея В.В. Минин: дело в том, что Успенский собор послужил бомбоубежищем, что впоследствии собор и спасло. Собор пострадал от боёв, но уже в 1942 г. был восстановлен, а в музее даже провели выставку, кстати, в тему всего происходившего — "Варвары XX века".
На территорию городища музей переместился уже в новейшей истории, когда Успенский собор, кстати, отреставрированный в начале 1960-х гг., был возвращён верующим. С 1996 г. — музей-заповедник с нынешним названием — "Дмитровский кремль". С 2000 года в ведении Московской области.
Сама территория кремля — это памятник истории и культуры федерального значения. Успенский собор, где долгое время находился музей, в нынешнем виде построен в XVI веке. А почему я говорю "в нынешнем виде"? Дело в том, что сейчас историки почти уверены: тут был ещё один каменный собор, существовавший ещё на рубеже XIV-XV вв. Куда моложе Елизаветинская церковь, конца XIX века, кстати, считавшаяся тюремной: она охватывала соседние тюремные постройки, построенные где-то на полвека раньше (по архитектуре тюрем доказали, что их построили явно при Николае I, в 1840-е гг.). К слову, сейчас в тюремных постройках находится фондохранилище.
В казначействе, здании XIX века постройки, находится экспозиция, посвящённая истории Дмитровского района с древнейших времён. Для экспозиции, посвящённой XVIII—XIX вв., построено отдельное здание. А там, где когда-то было дворянское собрание, сейчас художественная коллекция музея. В его ведении, уже вне кремля, находится также дом, где в Дмитрове жил известный анархист П.А. Кропоткин, один из первых посетителей музея, причём в статусе памятника федерального значения, а также дом епископа Серафима (Звездинского).
Борисоглебский монастырь
Адрес: ул. Минина, 4.
Сразу скажу, что улица носит имя того самого директора музея, впоследствии занявшего Дмитровский кремль. Да и сам монастырь тоже памятник истории и культуры федерального значения.
Сколько лет монастырю, уже и не скажешь. Всему виной — версия, что монастырь создан Юрием Долгоруким про основании города. Впрочем, впервые монастырь упоминается только в XV веке, так как в 1462 году к монастырю был приставлен белокаменный крест, и об этом точно сказано. А почему мы не можем документально как-то легенду о Юрии Долгоруком и монастыре подтвердить? Дело в том, что, когда жгли город в 1610 г., сожгли и монастырь вместе со всем его архивом.
Вплоть до середины XVII века монастырь был княжеским. За это время успели отстроить собор Бориса и Глеба (из школьного курса истории можете вспомнить таких детей князя Владимира Святого и его последней жены Анны, зарезанных пасынком Владимира Святополком, позднее прозванным потомками Окаянным), чем-то до боли напоминающий легендарную церковь Покрова на Нерли…
В 1652 г. Алексей Михайлович передал монастырь Новгородскому Архиерейскому дому под патриаршую резиденцию Никону. В 1672 г. монастырь вновь горел, но на этот раз был быстро отстроен по новой, из камня, тогда же построены Святые врата. В 1682-1724 гг. был приписан к Заиконоспасскому монастырю (Москва, Китай-город). После екатерининской секуляризации церковных земель 1764 г. Борисоглебский монастырь остался единственным в городе — 2 других упразднили.
В советские годы монастырь сначала был перепрофилирован из мужского в женский (1918 г.): мужчин выселили в другое место, а сюда привезли настоятельниц из Западной Украины. В 1926 г. монастырь был закрыт окончательно. Сначала тут находился вышеупомянутый мной музей, а в 1932-1941 гг. — таки да, Дмитлаг, строивший канал Москва — Волга. Великая Отечественная война нанесла монастырю немалый ущерб, а затем здесь сначала размещались воинские части (до 1970-х гг.), затем самые разные учреждения. Только в 1993 г. началось возрождение монастыря, когда он вернулся Церкви. В 2004 г. был восстановлен и собор Бориса и Глеба.
Помимо собора и врат, ещё будет интересна колокольня, но в нынешнем виде её построили уже не позднее конца XVIII века, пусть и появилась она, строго говоря, столетием ранее. Да и дата постройки самого собора вызывает вопросы, потому что есть камень, где сказано, что собор построен в 1537 г., но один из архитекторов считает эту датировку ошибочной (камень возник уже в 1840-е гг.) и полагает, что собор, скорее всего, датируется серединой XVI века.
Логистика
Дмитров — конечная многих поездов из Москвы и 1 поезда в Александров на БМО. Ранее сюда ещё заходили поезда Александров — Поварово, но сейчас вот так, со сменой головы, никто не едет, все едут из Иванцева в Яхрому сразу. А то, что так много поездов из Москвы с конечной здесь, не должно нас настораживать. Напоминаю — после Дмитрова на север идёт однопутный участок Савёловского направления!
И если кремль ещё относительно близок к ж/д станции, то вот монастырь находится подальше. По счастью, от станции до монастыря проложено несколько автобусных маршрутов.
На этом с Дмитровом всё, а далее у нас последний город в блоке подмосковных окрестностей, что мы разберём по существу! А пока что расскажите, какие интересные места ещё вы знаете в Дмитрове, что вам нравятся?
Если материал вам понравился, можно подписаться на мой канал! А, возможно, я смогу вас заинтересовать какими-то другими публикациями?
Например, разными достопримечательностями Зарайска? Туда только поезд провести — и всё!…
Или же, может быть, хотите почитать про МАКС? Рано или поздно салон-то возобновят…
А вот и вовсе захотите прочитать про Санью? Как раз там сезон стартовал!