На железной дороге Петербург — Москва есть такая остановка, как Московское море. Казалось бы, какое ещё море в Москве? Нет, конечно же, в далёкой древности на месте нынешней столицы России таковое было — Девонское, которое где-то называют чуть ли не древнейшим в мире. Но наш сегодняшний герой — это не оно, а другое, названное морем неофициально. Сегодня мы поговорим об Иваньковском водохранилище, почему у него такое неофициальное название и как организовывали досуг жителям столицы страны Советов, потому что водохранилище было одним из элементов организации такового.
Рождение водохранилища
Иваньковское водохранилище — крупнейшее в Московской области, а в Тверской оно лишь 3-е, уступая Рыбинскому и Угличскому. И возникло оно ради того, чтобы служить водозабором Иваньковской ГЭС. Водохранилище было образовано в 1937 г. и разместилось на площади в 316 кв.км. Без затоплений отдельных населённых пунктов не обошлось (впрочем, эта история не так известна, как затопление Мологи при строительстве Рыбинского водохранилища), и именно вопрос переселения жителей из зоны затопления был одним из ключевых. Организация строительства водохранилища в дальнейшем будет использована при создании тех самых Рыбинского и Угличского водохранилищ. Само Иваньково, к слову, по которому назвали и ГЭС, и водохранилище, в 1960 г. вошло в состав Дубны.
В годы Великой Отечественной войны, так как водохранилище — сооружение искусственное, удалось замедлить наступление нацистов весьма оригинальным способом. Здесь попросту снизили объём воды, что в зимних условиях приводило к тому, что лёд попросту не выдерживал массы тяжёлых танков Вермахта — они попросту проваливались.
Водохранилище ещё и стало головным сооружением канала имени Москвы. Роль весьма весомая, потому что и канал, и водохранилище как его "голова" снабжают Москву питьевой водой и обеспечивают судоходство, а с ним — и статус Москвы как "порта 5 морей".
Как здесь организовывался досуг?
К теме досуга для жителей Москвы обратились в 1960-е гг. Тогда появилось ранжирование мест отдыха, связанное, впрочем, исключительно расстоянием от Москвы: где-то можно было остановиться хоть каждый вечер, где-то, как на Клязьминском водохранилище, организовывались зоны отдыха преимущественно выходного дня, а вот Иваньковское водохранилище, также названное Московским морем за свой обширный по столичным меркам объём, — это преимущественно про отдых на дни, недели и отпуска какие-нибудь, потому что оно находилось в более чем 100 км от столицы. Но, справедливости ради, водохранилище из всех, находящихся в федеральном ведении, является самым мелководным.
Прилегающие к водохранилищу территории обустраивались соответствующе. Создавались базы отдыха, пансионаты и многое другое для общего пользования. В принципе, досуг здесь дошёл и до нашего времени, пусть часть угодий для этого заняли коттеджные посёлки.
Сегодня водохранилище — довольно популярное место отдыха, его посещают до 2,5 млн. человек. К их услугам и яхт-клубы, и рыболовные базы, даже санатории и пансионаты и те остались. Есть и некоторые островки, куда можно сплавать и провести время в уединении. Всё зависит от вашей фантазии! Зимой, соответственно, подлёдная рыбалка и не только.
Логистика
Водохранилище обширное, сюда проложены 2 железнодорожные линии и имеется несколько вариантов добраться сюда по шоссейным дорогам. Собственно, поэтому публикация послужит таким "мостиком" от хода Петербург — Москва к Савёловскому направлению.
На главном ходу из Петербурга в Москву, как я уже сказал, есть платформа Московское море, оно находится на северном берегу водохранилища. С другой стороны, восточной, есть ж/д станции Большая Волга и Дубна, и обе в, собственно, Дубне. Они находятся на ответвлении Савёловского направления от ст. Вербилки, но добраться сюда примерно так же сложно, как и на платформу Московское море, потому что если здесь очень много трафика между столицами, то там мало того, что ответвление от Вербилок в Дубну однопутное, так ещё и само Савёловское направление однопутное после Дмитрова, южнее даже Вербилок! Один из участков при этом вообще доходит чуть ли не до Твери. Ещё сюда выходит Конаково, куда проложено однопутное ответвление от ст. Решетниково, его конечная — Конаково ГРЭС, тупик.
В следующий раз начинаю рассказ о последнем радиальном направлении Мосузла — Савёловском! А пока расскажите, есть ли у вас какая-то история, связанная с Московским морем? Был ли у него какой-то шарм?
Если публикация вам понравилась, то будут рад, если на меня подпишетесь! Возможно, даже смогу вас заинтересовать другими публикациями!
Зимний сезон считается "пиковым" для Паттайи. Хотите прочитать про неё?
А, может, про пригород её — На-Джомтьен, мне глубоко симпатичный?
Или же вас может заинтересовать ещё одно направление, котирующееся именно северной зимой — Пхукет?
Или же вы хотите поездить по стране? Могут ли вас чем-то завлечь, например, "пушкинские" места в Кургане?