Кижские шхеры: чем Онего и его острова могут порадовать яхтсмена? И даже более того — удивить, влюбить, потрясти? Я продолжаю своё парусное путешествие на «Бароне», начало этой истории здесь.
18.08.2020 Вторник
Даже самые беспробудные «совы» просыпаются на воде рано. Это утро выдалось солнечным и одновременно холодным. Но в каюте тепло, сосед мой Старшина не храпел и даже не ворочался, так что выспались мы отлично. "Барон" стоял на якоре где-то в Кижских шхерах, между островами Большой Климецкий и Большой Леликовский, точнее уже не скажу. Есть между ними узкий фарватер, по которому мы направимся к острову Кижи, руководствуясь створными и латеральными знаками.
Латеральная система Онеги
На Онежском озере стороны фарватера ограждаются буями (или вехами) красного и белого цвета, а не более привычного морякам красного и зеленого. Цвет изменен потому, что на фоне островной растительности зеленые знаки малозаметны. С наименованием сторон тоже имеются свои особенности. В системе МАМС А, которая используется в России, наименования «правая» и «левая» принимаются при движении из малых водоёмов в большие. Например, выходя из реки в море, правая сторона будет отмечена красным знаком, а левая зеленым (белым). Но как определить стороны в пределах озера? В Кижских шхерах это сделано условно: при движении с севера на юг правый знак - красный.
Прелести островов
Вы замечали, что маленькие острова имеют необъяснимую притягательность и зашкаливающую милоту? По пути мы совершили несколько высадок, вставая носом в берег, швартуясь к деревьям и стальным кольям, которые забивали между камней. Часто мне доставалась роль десантника - прыгать с носа на влажные, покрытые мхом камни. Страшно :)))
- Да прыгай уже!
- Ближе подходи!
- Я нос поцарапаю!
- А я шею сломаю!
Закрепил швартовы, сделал несколько шагов вглубь острова, и задохнулся от эмоций. Первое ощущение: не держат ноги, я что, пьян? Поверхность на вид плотная, но кроссовки тонут по щиколотку! Присмотрелся — подстилка из листвы и сосновых иголок, пронизанная на толщину 10-15 см упругим мхом, образует мягкий ортопедический «матрац». Каждый следующий шаг я совершал осторожно и медленно, ибо не знал, когда получу опору под стопой. И это не тот сырой и склизкий мох, который каждый встречал на болоте, а деликатный и прекрасный организм. Проникнувшись к мху невесть откуда взявшейся нежностью, я постарался перемещаться только по голым камням. Уж не этот ли мох скрепляет подстилку, предотвращая выдувание (дефляцию) и эрозию тонкого слоя почвы? Тогда он — основа экосистемы острова.
Вернув себе равновесие, я осмотрелся. Тут и там, куда ни поверни голову, цвёл вереск и сверкали яркие ягоды. Непривычно маленькие корявые деревья напоминали японский сад. Кустики шиповника высотой с ладошку - очень милые. Не удержался и попробовал ягодку - вкусная! На той самой идеальной стадии созревания. Люблю шиповник.
Брусника и черника? Да пожалуйста — кустики покрыли половину площади острова. Важно добавить, что в Карелии сбор ягод осуществляется в промышленных масштабах. Ни один самый маленький островок не остаётся без внимания. И на «моём» островке 99% ягод были собраны, но очень аккуратно, без признаков присутствия человека. Мне же хватит 1%, правда? Интересно, сборщики тоже прыгали с камня на камень, боясь потревожить эту прелесть?
Ягоды черники выглядели запотевшими под слоем воска. Он выделяется кожурой ягоды и по-научному называется «пруиновый налёт», защищает от влаги и солнца, является признаком спелости. Каким-то образом этот налёт мешал камере сфокусироваться — фотографии не удавались снова и снова.
Юнга промчался мимо с пустой корзинкой, а через пару минут (за которые мне так и не удалось прилично сфоткать чернику) вернулся с полной грибов. Грибы растут в Карелии в таком количестве, что на их сбор не хватает ни человеческих сил, ни аппетита червей.
Самая вкусная рыба
Мы продолжили путь под парусами. Юнга с деловым видом вышел на палубу, поводил носом и заявил: «Тут должно ловиться. Сейчас я ужин поймаю». «Ха!» — усмехнулся я в усы, вернее, в трехдневную щетину. Юнга прошмыгнул в кают-компанию и вернулся с деревянной коробкой снастей: «Это мои личные».
«Здесь, на Онеге, лосось водится, его нельзя ловить, но я бы мог», — с этими словами Юнга запулил блесну в синюю даль. Забрасывал снова и снова. Воображение рисовало огромный крючок, впившийся мне в шею или скальп. Ох, что ж я такой пугливый — не доверяю малому.
Не прошло и десяти минут, как Юнга закричал страшным голосом: "Схватила! Куда вы так несётесь, упустим! Трави шкоты! Ну быстрее же!". Вскоре у нас было три щучки. Моя степень доверия к Юнге выросла до небес.
Кок, который на тот момент ещё не проявил свой талант, взялся приготовить щучек. Запёк их в фольге с морковкой, специями, вероятно, и майонез был среди ингредиентов. Каждому досталось по половине тушки. Кэп, завсегдатай этих мест, сказал, что такой вкусной щуки ещё не пробовал. И я тоже. Так что самая вкусная рыба моей жизни случилась здесь, на Онеге, на борту «Барона».
За этим ужином мы доели последние корочки хлеба. Никто не знает почему, но в системе продовольственного обеспечения на этапе планирования или закупки случился сбой. У нас имелись овощи в избытке, но отсутствовал хлеб. «Без хлеба нет обеда». Кончившись, хлеб вдруг стал всем нам очень дорог. Где его взять посреди озера площадью 9720 кв. км?
А вот и Кижи
Уже в сумерках, на пути к месту ночной стоянки, мы проследовали мимо славного острова Кижи. Завтра нам предстоит вернуться сюда - запланирован осмотр достопримечательностей. Я был равнодушен к этой экскурсии, моя любовь - вода и парус, да и ногами ходить не мастак. Откуда же мне, безграмотному, знать, что Кижи - не только памятник деревянного зодчества, но и центр уникального лодкостроения? Скоро узнаю...
Теоретическая подготовка экипажа
На ночь встали к острову. Перед отбоем обсуждали тонкости якорной стоянки. Далеко не каждый помнит, что означает фраза "якорь пане́р" и зачем это понятие вообще нужно (не буду повторяться, тема подробно разобрана здесь). Запалили спираль и выгнали комаров, задраили брандерщит. Отбой!
***
Впереди сложная задачка: рассказать про остров Кижи и не умалить его великолепие. Было собрано так много материала, что глаз дёргается... Мне неведома формула хорошей статьи, беллетристика даётся тяжело. Так что сердечно прошу извинить — я снова прерываю повествование и не ведаю, как скоро осилю следующую главу.
Следующая статья: На "Бароне" по Онеге. Остров Кижи.