Сегодня дважды ходили до бухты Круглой: первый раз - на разведку, а второй - тренироваться в постановке и снятии с якоря.
Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.
Ремонт стаксель-фала
Вчера у нас случилась неисправность, которую я для простоты повествования обозвал "обрыв стаксель-фала", на самом деле разорвался не сам фал, а привязанный к нему карабин "пеликан" с вертлюгом: от карабина оторвалась вращающаяся петля. "Пеликан" обеспечивал разъемное соединение фала и верхнего вертлюга закрутки стакселя. Короче, сломался вертлюг вертлюга, так вот.
Закрутка стакселя – устройство для сворачивания переднего паруса "в рулон"
При обрыве карабина петля и фал "уехали" на топ мачты и застряли там. Требовался доброволец - тот, кто будет поднят на верхушку мачты и возвратит фал с небес на грешную землю. Мачта, кстати, 22 метра высотой. Вызвался Йог, который причислял себя к альпинистам и был обладателем тела приемлемой массы.
Посадили Йога в "беседку" (сидушка для подъема на высоту), прицепили к спинакер-фалу, подстраховали ещё каким-то фалом и потащили наверх. У меня нет фотографии счастливого Йога на "эвересте", так как я участвовал в его подъеме, но поверьте на слово - восторгов было много. Это же не просто высота, а ещё и аттракцион с раскачиванием туды-сюды и выписыванием восьмерок. Дай Йогу волю - он болтался бы там половину дня.
Спустили Йога и фал вниз, заменили карабин, прицепили к закрутке - ремонт окончен.
Приводящий галс
"Вы что-нибудь слышали про приводящий галс?" - спросил инструктор. Начертил рисунок и пояснил: "Делаете оверштаг, когда ветер заходит при прохождении отрезка 1".
Больше ничего по этой теме в моёй курсантской тетрадке нет. Давайте разбираться.
Заход ветра – когда направление ветра смещается ближе к носу судна, то есть угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна уменьшается, курс относительно ветра становится более острым.
Отход ветра – ветер смещается к корме, то есть угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна увеличивается, курс относительно ветра становится более (тупым? нет!) полным.
В метеорологии эти термины имеют другой смысл. Заход - изменение направления ветра по часовой стрелке. Отход - против часовой стрелки.
Предположим, мы движемся в лавировку по генеральному курсу (показан пунктиром) из А в В. На отрезке 1 ветер зашёл, его направление изменилось с исходного (красная стрелка) на новое (синяя стрелка). Продолжать движение текущим правым галсом нецелесообразно (угол к генеральному курсу станет ещё больше), а вот изменение правого галса на левый позволит прийти в пункт назначения быстрее. Отрезок 2 - и есть приводящий галс.
Мораль такова: не спи, лови ветер и "забирайся" на него выше и выше. Капитаны с гоночным опытом умеют предсказывать изменение направления ветра: по ряби на воде, по парусам или флагам на яхтах с наветренной стороны, прочими магическими способами, и отдают команды заранее: "Сейчас ветер зайдет... Приготовиться к повороту! Поворот!"
Идём в разведку
У нас было два часа перед обедом, и мы решили сходить до бухты Круглой на разведку: посмотреть, что там и как, а если обстановка позволит, то вернуться после обеда и потренироваться в постановке и снятии с якоря.
Сегодня я был назначен "капитаном" и с самого утра следил за ветром, думал, как отходить от причала, как ставить грот и стаксель, какие команды отдавать экипажу, как распределить роли, какие могут быть ошибки и как их избежать. Про постановку на якорь я ничего не думал, так как никогда этого не делал.
Бухта Круглая находится рядом со Стрелецкой, и до неё всего 3 морских мили (5.5 км). Домчали на одном дыхании, путь уже знаком, доводилось проходить мимо. В центре бухты мель и камни.
Ширина бухты (в самом широком месте) 700 метров, длина около километра. Бухта имеет альтернативное название "Омега", так же называется пляж на её берегах. Бухта мелкая, и вода в ней хорошо прогревается, что делает её популярным местом пляжного отдыха, особенно, в первой половине лета.
А между Стрелецкой и Круглой бухтами расположен Парк Победы - тоже прекрасное место для отдыха. В 2019 году парк открылся после реконструкции: в нём появилось 15 новых фонтанов. Основная достопримечательность - тридцатиметровый монумент Георгию Победоносцу.
Постановка на якорь
После обеда вернулись в Круглую бухту и на западной её стороне отрабатывали постановку на якорь. С берега за нами с интересом наблюдали отдыхающие, делали фотографии. Некоторые отчаянные головы подплывали совсем близко, приходилось следить за ними и отгонять (как будто мало возни с якорем).
Алгоритм постановки на якорь следующий:
- Выбрать место на карте: небольшой перепад глубин; держащий грунт; защищенное от ветра и волны; достаточный радиус циркуляции (вращения вокруг якоря); избегать берега с подветренной стороны.
- Прийти на место, обойти по кругу, изучить опасности, проверить глубины эхолотом. Если место незнакомое, то можно обследовать его на тузике. Спросить соседей по стоянке, что тут и как, где лежат их цепи и якоря.
- Заходить на место против ветра. Знать, сколько есть цепи (она должна быть размечена каждые 5-10 метров). Подготовиться к отдаче якоря: включить питание якорной лебедки; освободить якорь от транспортных креплений; вывесить его на роульсе (механизм с вращающимся роликом, который удерживает якорь и цепь). Вывесить - значит немного выдвинуть якорь вперед на роульсе, чтобы при отдаче он не повредил форштевень лодки.
- Отдать якорь (нажимается кнопка "Вниз" на пульте управления лебедкой). Дать задний ход или дрейфовать по ветру, постепенно выкладывая цепь на дне. Информировать капитана, сколько цепи выложено. Обычно выкладывается 4-5 глубин (если глубина 5 метров, то длина цепи 20-25 метров). Якорная цепь тоже обладает удерживающей способностью.
- Разгрузить якорную лебедку (она может быть вырвана динамическими нагрузками) с помощью снаббера на носовые утки. Это амортизирующая веревка с карабином посередине, карабин защелкивается на звене цепи, концы веревки крепятся на утках. Якорная цепь между лебедкой и снаббером должна провисать, тогда вся нагрузка будет восприниматься утками.
- Дать задний ход, постепенно увеличивая обороты двигателя до 1500 об/мин проверить, что лодка не ползет, якорь держит.
- Зафиксировать руль (на штурвале имеется фиксатор), иначе он может получить повреждения.
- Если планируете оставить лодку без присмотра или ожидаете ухудшения погоды, то желательно нырнуть и посмотреть собственными глазами, как легли якорь и цепь.
- Нести якорную вахту и/или использовать якорную сигнализацию с GPS (если лодка выйдет за указанный радиус циркуляции).
Снятие с якоря
После постановки на якорь отрабатывали снятие. И так несколько раз.
- Матрос (баковый) занимает место на носу, рулевой на штурвале.
- По команде "Якорь выбрать!" матрос включает лебедку на подъем и показывает рукой направление якорной цепи (идёт ли она прямо, влево или вправо).
- Рулевой подрабатывает двигателем вперед и подруливает, чтобы снять нагрузку с якорной лебедки.
- При необходимости баковый матрос помогает цепи равномерно укладываться в якорный ящик.
- Когда цепь заняла вертикальное положение, но якорь ещё не отделился от грунта, баковый докладывает: "Якорь пане́р!"
- Как только якорь принял вертикальное положение и оторвался от грунта, баковый докладывает: "Якорь встал!" С этого момента лодка больше не связана с грунтом и начнет дрейфовать под действием ветра и течения. Рулевой должен быть готов предотвратить неконтролируемый дрейф.
- Баковый продолжает подъем якоря, наблюдая, не зацепил ли якорь посторонние предметы (веревки, цепи). Когда якорь показался из воды и ничего лишнего на нём нет, матрос докладывает: "Якорь чист!"
- Может случиться так, что "якорь чист", но загрязнён илом, водорослями, в этом случае рулевой включает задний ход и якорь обмывается набегающим потоком воды.
- Матрос поднимает якорь на роульс, фиксирует его по-походному.
Что это - пане́р?
Пане́р, пани́р, паны́р - это не только вертикальное положение якорной цепи или каната, но и ещё и СЫР на персидском. Тут нет ничего загадочного - посмотрите на фото каменного якоря в форме сырной головки. В стародавние времена такие "сырки" использовались как по одному, так и целыми связками.
Для матроса древности вопрос "как определить положение панер?" звучал бы невероятно глупо, так как это положение чувствовалось собственной спиной и выражалось единственным ёмким словом. А в наши дни слово "СЫЫЫР!" воспринимается иначе: улыбаемся и смотрим в камеру :)