Найти тему
Я люблю лодки!

Как я на шкипера учился: день седьмой. Приводящий галс. Постановка на якорь. Что такое пане́р?

Сегодня дважды ходили до бухты Круглой: первый раз - на разведку, а второй - тренироваться в постановке и снятии с якоря.

Продолжаю рассказ о десятидневной практике и экзаменах для получения яхтенных прав IYT. Начало этой истории здесь.

Ремонт стаксель-фала

Вчера у нас случилась неисправность, которую я для простоты повествования обозвал "обрыв стаксель-фала", на самом деле разорвался не сам фал, а привязанный к нему карабин "пеликан" с вертлюгом: от карабина оторвалась вращающаяся петля. "Пеликан" обеспечивал разъемное соединение фала и верхнего вертлюга закрутки стакселя. Короче, сломался вертлюг вертлюга, так вот.

Закрутка стакселя – устройство для сворачивания переднего паруса "в рулон"

При обрыве карабина петля и фал "уехали" на топ мачты и застряли там. Требовался доброволец - тот, кто будет поднят на верхушку мачты и возвратит фал с небес на грешную землю. Мачта, кстати, 22 метра высотой. Вызвался Йог, который причислял себя к альпинистам и был обладателем тела приемлемой массы.

Посадили Йога в "беседку" (сидушка для подъема на высоту), прицепили к спинакер-фалу, подстраховали ещё каким-то фалом и потащили наверх. У меня нет фотографии счастливого Йога на "эвересте", так как я участвовал в его подъеме, но поверьте на слово - восторгов было много. Это же не просто высота, а ещё и аттракцион с раскачиванием туды-сюды и выписыванием восьмерок. Дай Йогу волю - он болтался бы там половину дня.

Спустили Йога и фал вниз, заменили карабин, прицепили к закрутке - ремонт окончен.

Приводящий галс

"Вы что-нибудь слышали про приводящий галс?" - спросил инструктор. Начертил рисунок и пояснил: "Делаете оверштаг, когда ветер заходит при прохождении отрезка 1".

Приводящий галс
Приводящий галс

Больше ничего по этой теме в моёй курсантской тетрадке нет. Давайте разбираться.

Заход ветра – когда направление ветра смещается ближе к носу судна, то есть угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна уменьшается, курс относительно ветра становится более острым.
Отход ветра – ветер смещается к корме, то есть угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна увеличивается, курс относительно ветра становится более (тупым? нет!) полным.
В метеорологии эти термины имеют другой смысл. Заход - изменение направления ветра по часовой стрелке. Отход - против часовой стрелки.

Предположим, мы движемся в лавировку по генеральному курсу (показан пунктиром) из А в В. На отрезке 1 ветер зашёл, его направление изменилось с исходного (красная стрелка) на новое (синяя стрелка). Продолжать движение текущим правым галсом нецелесообразно (угол к генеральному курсу станет ещё больше), а вот изменение правого галса на левый позволит прийти в пункт назначения быстрее. Отрезок 2 - и есть приводящий галс.

Мораль такова: не спи, лови ветер и "забирайся" на него выше и выше. Капитаны с гоночным опытом умеют предсказывать изменение направления ветра: по ряби на воде, по парусам или флагам на яхтах с наветренной стороны, прочими магическими способами, и отдают команды заранее: "Сейчас ветер зайдет... Приготовиться к повороту! Поворот!"

Идём в разведку

У нас было два часа перед обедом, и мы решили сходить до бухты Круглой на разведку: посмотреть, что там и как, а если обстановка позволит, то вернуться после обеда и потренироваться в постановке и снятии с якоря.

Сегодня я был назначен "капитаном" и с самого утра следил за ветром, думал, как отходить от причала, как ставить грот и стаксель, какие команды отдавать экипажу, как распределить роли, какие могут быть ошибки и как их избежать. Про постановку на якорь я ничего не думал, так как никогда этого не делал.

Бухта Круглая находится рядом со Стрелецкой, и до неё всего 3 морских мили (5.5 км). Домчали на одном дыхании, путь уже знаком, доводилось проходить мимо. В центре бухты мель и камни.

Из Стрелецкой бухты (справа) дошли до Круглой и вернулись назад
Из Стрелецкой бухты (справа) дошли до Круглой и вернулись назад

Ширина бухты (в самом широком месте) 700 метров, длина около километра. Бухта имеет альтернативное название "Омега", так же называется пляж на её берегах. Бухта мелкая, и вода в ней хорошо прогревается, что делает её популярным местом пляжного отдыха, особенно, в первой половине лета.

Бухта Круглая. В глубине имеется яхтенный порт для лодок с малой осадкой (снизу справа)
Бухта Круглая. В глубине имеется яхтенный порт для лодок с малой осадкой (снизу справа)

А между Стрелецкой и Круглой бухтами расположен Парк Победы - тоже прекрасное место для отдыха. В 2019 году парк открылся после реконструкции: в нём появилось 15 новых фонтанов. Основная достопримечательность - тридцатиметровый монумент Георгию Победоносцу.

Парк Победы занимает большую территорию, по нему даже перемещается маршрутный электрический транспорт
Парк Победы занимает большую территорию, по нему даже перемещается маршрутный электрический транспорт

Постановка на якорь

После обеда вернулись в Круглую бухту и на западной её стороне отрабатывали постановку на якорь. С берега за нами с интересом наблюдали отдыхающие, делали фотографии. Некоторые отчаянные головы подплывали совсем близко, приходилось следить за ними и отгонять (как будто мало возни с якорем).

Алгоритм постановки на якорь следующий:

  • Выбрать место на карте: небольшой перепад глубин; держащий грунт; защищенное от ветра и волны; достаточный радиус циркуляции (вращения вокруг якоря); избегать берега с подветренной стороны.
  • Прийти на место, обойти по кругу, изучить опасности, проверить глубины эхолотом. Если место незнакомое, то можно обследовать его на тузике. Спросить соседей по стоянке, что тут и как, где лежат их цепи и якоря.
  • Заходить на место против ветра. Знать, сколько есть цепи (она должна быть размечена каждые 5-10 метров). Подготовиться к отдаче якоря: включить питание якорной лебедки; освободить якорь от транспортных креплений; вывесить его на роульсе (механизм с вращающимся роликом, который удерживает якорь и цепь). Вывесить - значит немного выдвинуть якорь вперед на роульсе, чтобы при отдаче он не повредил форштевень лодки.
  • Отдать якорь (нажимается кнопка "Вниз" на пульте управления лебедкой). Дать задний ход или дрейфовать по ветру, постепенно выкладывая цепь на дне. Информировать капитана, сколько цепи выложено. Обычно выкладывается 4-5 глубин (если глубина 5 метров, то длина цепи 20-25 метров). Якорная цепь тоже обладает удерживающей способностью.
  • Разгрузить якорную лебедку (она может быть вырвана динамическими нагрузками) с помощью снаббера на носовые утки. Это амортизирующая веревка с карабином посередине, карабин защелкивается на звене цепи, концы веревки крепятся на утках. Якорная цепь между лебедкой и снаббером должна провисать, тогда вся нагрузка будет восприниматься утками.
  • Дать задний ход, постепенно увеличивая обороты двигателя до 1500 об/мин проверить, что лодка не ползет, якорь держит.
  • Зафиксировать руль (на штурвале имеется фиксатор), иначе он может получить повреждения.
  • Если планируете оставить лодку без присмотра или ожидаете ухудшения погоды, то желательно нырнуть и посмотреть собственными глазами, как легли якорь и цепь.
  • Нести якорную вахту и/или использовать якорную сигнализацию с GPS (если лодка выйдет за указанный радиус циркуляции).
Снаббер, состоящий из нейлонового каната и карабина. А можно использовать обычный швартовый конец, привязав его к цепи схватывающим узлом (Magnus Hitch или Rolling Hitch)
Снаббер, состоящий из нейлонового каната и карабина. А можно использовать обычный швартовый конец, привязав его к цепи схватывающим узлом (Magnus Hitch или Rolling Hitch)

Снятие с якоря

После постановки на якорь отрабатывали снятие. И так несколько раз.

  • Матрос (баковый) занимает место на носу, рулевой на штурвале.
  • По команде "Якорь выбрать!" матрос включает лебедку на подъем и показывает рукой направление якорной цепи (идёт ли она прямо, влево или вправо).
  • Рулевой подрабатывает двигателем вперед и подруливает, чтобы снять нагрузку с якорной лебедки.
  • При необходимости баковый матрос помогает цепи равномерно укладываться в якорный ящик.
  • Когда цепь заняла вертикальное положение, но якорь ещё не отделился от грунта, баковый докладывает: "Якорь пане́р!"
  • Как только якорь принял вертикальное положение и оторвался от грунта, баковый докладывает: "Якорь встал!" С этого момента лодка больше не связана с грунтом и начнет дрейфовать под действием ветра и течения. Рулевой должен быть готов предотвратить неконтролируемый дрейф.
  • Баковый продолжает подъем якоря, наблюдая, не зацепил ли якорь посторонние предметы (веревки, цепи). Когда якорь показался из воды и ничего лишнего на нём нет, матрос докладывает: "Якорь чист!"
  • Может случиться так, что "якорь чист", но загрязнён илом, водорослями, в этом случае рулевой включает задний ход и якорь обмывается набегающим потоком воды.
  • Матрос поднимает якорь на роульс, фиксирует его по-походному.
Положения якоря: 1 - якорь панер; 2 - якорь встал; 3 - якорь чист
Положения якоря: 1 - якорь панер; 2 - якорь встал; 3 - якорь чист

Что это - пане́р?

Пане́р, пани́р, паны́р - это не только вертикальное положение якорной цепи или каната, но и ещё и СЫР на персидском. Тут нет ничего загадочного - посмотрите на фото каменного якоря в форме сырной головки. В стародавние времена такие "сырки" использовались как по одному, так и целыми связками.

Каменный якорь, напоминающий головку сыра
Каменный якорь, напоминающий головку сыра

Для матроса древности вопрос "как определить положение панер?" звучал бы невероятно глупо, так как это положение чувствовалось собственной спиной и выражалось единственным ёмким словом. А в наши дни слово "СЫЫЫР!" воспринимается иначе: улыбаемся и смотрим в камеру :)

Следующая статья