Довелось как-то от знакомого яхтсмена услышать фразу: «Что? На Онего? Больше никогда!». И я решил, что раз у кого-то остались столь яркие впечатления, то надо бы самому испробовать. Погода тех мест капризная: середина лета может представиться серединой осени. Ну да что загадывать? Поглядим...
Онего - второе по величине озеро Европы (уступает первенство Ладоге). С точки зрения судоходства это море, оно отнесено к категории МП (морские пути), на акватории действуют Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС) и допускается плавание судов под иностранным флагом. Однако, радиосвязь ведётся на речных частотах 300-336 МГц.
16.08.2020 Воскресенье
Поезд № 18 «Карелия» отправился с Ленинградского вокзала г. Москвы (ст. Москва-Октябрьская) в 21:05 и прибыл в Петрозаводск в 07:50. Время в пути: 10 часов и 45 минут, цена: 2212 руб и 00 копеек. Комфортный, быстрый, тихий поезд за скромные деньги - с выбором повезло :)))
Этот поезд составлен из новых двухэтажных купейных вагонов. Возле каждого места персональный светильник и USB-разъемы. Очень порадовали хорошая вентиляция и кондиционер. На первом этаже сразу три просторных туалетных комнаты (да, именно комнаты, а не клаустрофобные газовые камеры). Единственный минус: спальное место показалось коротким - я помещался в него враспор (при росте 178 см). Но это лучше, чем плацкарт с торчащими до середины прохода ногами долговязых пассажиров :)
Попутчики: отец с сыном, курсантом военного училища. Они создали вокруг себя атмосферу эстетики и порядка: вещи аккуратно разложены, обувь начищена, движения выверены, лишние слова отсутствуют. Премного благодарен за приятную компанию!
17.08.2020 Понедельник
Автобус №12 от ж/д вокзала миновал 12 остановок и доставил меня к остановке «Рыбокомбинат». Дизайн у неё специфический — «под старину». Фундаменты древних построек, раскопанные археологами, выглядят в точности как эта остановка. Возможно, её первые камни были заложены ещё при Рюрике.
Версию причастности Рюриковичей подтвердила вывеска, указывающая на прославленную верфь деревянного судостроения «Варяг», на которой для музеев, кинематографа и частных заказчиков строятся большие и малые деревянные суда, тоже "под старину".
В 08:25 с внутренним трепетом от предстоящего знакомства с лодкой (это покруче свидания вслепую) я вступил на территорию яхтенного порта «Пески»: охрану не заметил. Интересно, а она меня?
Созвонился с капитаном, он встретил и провёл к яхте Bavaria 40 по имени "Барон" (в названии яхты два слова, но второе я сохраню в тайне). "Барон" выглядел необычно: под флагом какой-то британской колонии, с гостевым флагом РФ возле правой краспицы, бакштагами (чего я не встречал на Бавариях), внушительным ветрогенератором и стакселем на карабинах (без закрутки).
Оказалось, что я приехал первым, и мы ждём ещё троих. Кэп угостил чаем и яичницей, выдал ведро, губку, щетку, средство для ухода за тиком и отправил драить палубу. Уж что, а палубу я обучен драить основательно. За два часа работы кожа на руках размокла, и это закончилось порезом о что-то, совершенно не острое. Мистика, но каждая новая лодка пробует несколько капель моей крови. Почти как в «Маугли»: мы с тобой одной крови — ты и я.
Я занял койку в передней каюте и сразу же почувствовал минус пребывания на частной лодке (в сравнении с чартерной): шкафы и рундуки забиты всякой всячиной, один из двух гальюнов неисправен и превращён в кладовку. Вещи пришлось хранить в своей сумке - раскладывать их некуда.
Экипаж и команда
Вы задумывались о разнице между этими понятиями? Экипаж — личный состав судна, внесенный в судовую роль. Команда — группа людей, объединенная общей целью. На судне из членов экипажа может быть сформирована палубная команда, машинная, грузовая, обслуживающая, аварийная (т.е. выполняющая некую функцию). А вот экипаж гоночной яхты традиционно называют командой, так как цель одна — победить.
Экипаж в полном составе собрался к 14 часам. Нас было шестеро:
- Кэп — в прошлом капитан дальнего плавания, совладелец «Барона», лет 50-ти от роду;
- Юнга — сын Кэпа по кличке «Капитан Тузика» — шустрый малый 8-10 лет. Умелый, самостоятельный, беспроблемный. На борту отвечал за «тузик» — надувную лодку и свежую рыбу. Поначалу я боялся, что он подскользнётся и свалится за борт или попадёт в ещё какую беду, но со временем осознал, что скорее он меня спасёт.
- Кок — крепкий мужчина за 60, как это всегда бывает, не собиравшийся становиться коком, но талант в малом экипаже не скрыть. Имеет собственную моторку и любит рыбалку.
- Админ — сын Кока, 30 лет, как-то связан с IT, это он пригласил отца попробовать парус. Опережая события — отцу «не зашло». Выполнял функции палубного матроса и "ловил интернет".
- Старшина — человек средних лет с профессиональным опытом на речных судах. Имеет собственную яхту-микруху модели «Алекстар-18». Крепкий и надёжный, снаружи и внутри. Умеет всё.
- Я - так себе человечишко: тунеядец, зануда и хиляк. А потому, Кэп поставил меня помощником капитана. Всякое бывает — капитан может заболеть или выпасть за борт, и кто-то обязан принять на себя ответственность.
По каютам расположились так: Кэп и Юнга - в кормовой правой, Кок и Админ - в кормовой левой, Я и Старшина - в носовой. Койки в кормовых каютах двухспальные, а в носовой - раздельные.
В путь!
Отчалили в 16:00. Пересекли Петрозаводскую губу, залив Большое Онего, всего прошли около 45 км (под парусами и мотором).
В 22:00 встали на якорь на глубине 5 м под прикрытием острова в стороне от судового хода. При постановке на якорь я следил за длиной отданной цепи, Кэп велел ориентироваться на цветные метки, но в сумерках на ржавых звеньях я был не способен их разглядеть. Хорошо, что я приучен определять длину без меток:
- Какой цвет?
- 15 метров!
Якорная стоянка на озере отличается от морской отсутствием качки и пресной забортной водой. Это срыв шаблона: качаешь педальку, а вода из краника пресная! И её сколько угодно - залейся! Технология мытья посуды приобрела совершенно иные очертания.
Теоретическая подготовка экипажа
Как тому и положено быть, Кэп озаботился вопросом обучения экипажа и провёл после ужина теоретическое занятие. С той лекции мне запомнился термин "pivot point" - точка, через которую проходит вертикальная ось вращения судна, вызванного действием руля. На "Бароне" при движении вперед эта точка находится на расстоянии 1/3 длины корпуса от носа, а при движении назад в 1/3 от кормы. Это имеет значение при швартовке.
Кэп задавал вопросы, а ответы часто называл неправильными или неточными. Я с подобным сталкивался и привык, что у разных капитанов на разных судах и акваториях своя правда и своя хорошая практика. Поэтому слушал, растопырив уши, искал отличия, пытался определить их первопричины. В отместку (называют дураком — соответствуй) я принялся изводить Кэпа неправильными ударениями: «швАртов», «генУя», «кранЕц», «краспИца». От этого у Кэпа из рук всё валилось, лицо выражало недоумение, а взгляд — желание убить, что очень меня забавляло первые два-три дня :)))
Отбой состоялся в 22:30. Комаров не было. Якорную вахту не ставили.
Следующая статья: На "Бароне" по Онеге. Прелести островов. Самая вкусная рыба