Найти в Дзене
Я люблю лодки!

На "Бароне" по Онеге. Начало

Оглавление

Довелось как-то от знакомого яхтсмена услышать фразу: «Что? На Онего? Больше никогда!». И я решил, что раз у кого-то остались столь яркие впечатления, то надо бы самому испробовать. Погода тех мест капризная: середина лета может представиться серединой осени. Ну да что загадывать? Поглядим...

Онего - второе по величине озеро Европы (уступает первенство Ладоге). С точки зрения судоходства это море, оно отнесено к категории МП (морские пути), на акватории действуют Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС) и допускается плавание судов под иностранным флагом. Однако, радиосвязь ведётся на речных частотах 300-336 МГц.

16.08.2020 Воскресенье

Поезд № 18 «Карелия» отправился с Ленинградского вокзала г. Москвы (ст. Москва-Октябрьская) в 21:05 и прибыл в Петрозаводск в 07:50. Время в пути: 10 часов и 45 минут, цена: 2212 руб и 00 копеек. Комфортный, быстрый, тихий поезд за скромные деньги - с выбором повезло :)))

Поезд № 18 «Карелия», пассажиров пока ещё пускают
Поезд № 18 «Карелия», пассажиров пока ещё пускают

Этот поезд составлен из новых двухэтажных купейных вагонов. Возле каждого места персональный светильник и USB-разъемы. Очень порадовали хорошая вентиляция и кондиционер. На первом этаже сразу три просторных туалетных комнаты (да, именно комнаты, а не клаустрофобные газовые камеры). Единственный минус: спальное место показалось коротким - я помещался в него враспор (при росте 178 см). Но это лучше, чем плацкарт с торчащими до середины прохода ногами долговязых пассажиров :)

Моё место - верхняя полка №27 на первом этаже. На втором этаже такое место окажется под скосом крыши.
Моё место - верхняя полка №27 на первом этаже. На втором этаже такое место окажется под скосом крыши.

Попутчики: отец с сыном, курсантом военного училища. Они создали вокруг себя атмосферу эстетики и порядка: вещи аккуратно разложены, обувь начищена, движения выверены, лишние слова отсутствуют. Премного благодарен за приятную компанию!

17.08.2020 Понедельник

Автобус №12 от ж/д вокзала миновал 12 остановок и доставил меня к остановке «Рыбокомбинат». Дизайн у неё специфический — «под старину». Фундаменты древних построек, раскопанные археологами, выглядят в точности как эта остановка. Возможно, её первые камни были заложены ещё при Рюрике.

Остановка "Рыбокомбинат". Разглядели?
Остановка "Рыбокомбинат". Разглядели?

Версию причастности Рюриковичей подтвердила вывеска, указывающая на прославленную верфь деревянного судостроения «Варяг», на которой для музеев, кинематографа и частных заказчиков строятся большие и малые деревянные суда, тоже "под старину".

В 08:25 с внутренним трепетом от предстоящего знакомства с лодкой (это покруче свидания вслепую) я вступил на территорию яхтенного порта «Пески»: охрану не заметил. Интересно, а она меня?

Яхтенный порт "Пески". Кран потрясающий: именно так я представлял себе гиганских шагающих роботов с Марса из книги "Война миров" (фото сделано в другой день, а этот был солнечным)
Яхтенный порт "Пески". Кран потрясающий: именно так я представлял себе гиганских шагающих роботов с Марса из книги "Война миров" (фото сделано в другой день, а этот был солнечным)

Созвонился с капитаном, он встретил и провёл к яхте Bavaria 40 по имени "Барон" (в названии яхты два слова, но второе я сохраню в тайне). "Барон" выглядел необычно: под флагом какой-то британской колонии, с гостевым флагом РФ возле правой краспицы, бакштагами (чего я не встречал на Бавариях), внушительным ветрогенератором и стакселем на карабинах (без закрутки).

Яхта "Барон" утром понедельника
Яхта "Барон" утром понедельника

Оказалось, что я приехал первым, и мы ждём ещё троих. Кэп угостил чаем и яичницей, выдал ведро, губку, щетку, средство для ухода за тиком и отправил драить палубу. Уж что, а палубу я обучен драить основательно. За два часа работы кожа на руках размокла, и это закончилось порезом о что-то, совершенно не острое. Мистика, но каждая новая лодка пробует несколько капель моей крови. Почти как в «Маугли»: мы с тобой одной крови — ты и я.

Уточка наведалась с инспекцией "большой приборки". Всё хорошо - палуба белая, вода синяя :)
Уточка наведалась с инспекцией "большой приборки". Всё хорошо - палуба белая, вода синяя :)

Я занял койку в передней каюте и сразу же почувствовал минус пребывания на частной лодке (в сравнении с чартерной): шкафы и рундуки забиты всякой всячиной, один из двух гальюнов неисправен и превращён в кладовку. Вещи пришлось хранить в своей сумке - раскладывать их некуда.

Экипаж и команда

Вы задумывались о разнице между этими понятиями? Экипаж — личный состав судна, внесенный в судовую роль. Команда — группа людей, объединенная общей целью. На судне из членов экипажа может быть сформирована палубная команда, машинная, грузовая, обслуживающая, аварийная (т.е. выполняющая некую функцию). А вот экипаж гоночной яхты традиционно называют командой, так как цель одна — победить.

Экипаж в полном составе собрался к 14 часам. Нас было шестеро:

  • Кэп — в прошлом капитан дальнего плавания, совладелец «Барона», лет 50-ти от роду;
  • Юнга — сын Кэпа по кличке «Капитан Тузика» — шустрый малый 8-10 лет. Умелый, самостоятельный, беспроблемный. На борту отвечал за «тузик» — надувную лодку и свежую рыбу. Поначалу я боялся, что он подскользнётся и свалится за борт или попадёт в ещё какую беду, но со временем осознал, что скорее он меня спасёт.
  • Кок — крепкий мужчина за 60, как это всегда бывает, не собиравшийся становиться коком, но талант в малом экипаже не скрыть. Имеет собственную моторку и любит рыбалку.
  • Админ — сын Кока, 30 лет, как-то связан с IT, это он пригласил отца попробовать парус. Опережая события — отцу «не зашло». Выполнял функции палубного матроса и "ловил интернет".
  • Старшина — человек средних лет с профессиональным опытом на речных судах. Имеет собственную яхту-микруху модели «Алекстар-18». Крепкий и надёжный, снаружи и внутри. Умеет всё.
  • Я - так себе человечишко: тунеядец, зануда и хиляк. А потому, Кэп поставил меня помощником капитана. Всякое бывает — капитан может заболеть или выпасть за борт, и кто-то обязан принять на себя ответственность.

По каютам расположились так: Кэп и Юнга - в кормовой правой, Кок и Админ - в кормовой левой, Я и Старшина - в носовой. Койки в кормовых каютах двухспальные, а в носовой - раздельные.

В путь!

Отчалили в 16:00. Пересекли Петрозаводскую губу, залив Большое Онего, всего прошли около 45 км (под парусами и мотором).

Старшина на руле. Кэп ловит рыбу. Солнечный летний день - все в трёх слоях одежды
Старшина на руле. Кэп ловит рыбу. Солнечный летний день - все в трёх слоях одежды

В 22:00 встали на якорь на глубине 5 м под прикрытием острова в стороне от судового хода. При постановке на якорь я следил за длиной отданной цепи, Кэп велел ориентироваться на цветные метки, но в сумерках на ржавых звеньях я был не способен их разглядеть. Хорошо, что я приучен определять длину без меток:

- Какой цвет?
- 15 метров!

Якорная стоянка на озере отличается от морской отсутствием качки и пресной забортной водой. Это срыв шаблона: качаешь педальку, а вода из краника пресная! И её сколько угодно - залейся! Технология мытья посуды приобрела совершенно иные очертания.

За полчаса до заката
За полчаса до заката

Теоретическая подготовка экипажа

Как тому и положено быть, Кэп озаботился вопросом обучения экипажа и провёл после ужина теоретическое занятие. С той лекции мне запомнился термин "pivot point" - точка, через которую проходит вертикальная ось вращения судна, вызванного действием руля. На "Бароне" при движении вперед эта точка находится на расстоянии 1/3 длины корпуса от носа, а при движении назад в 1/3 от кормы. Это имеет значение при швартовке.

Кэп задавал вопросы, а ответы часто называл неправильными или неточными. Я с подобным сталкивался и привык, что у разных капитанов на разных судах и акваториях своя правда и своя хорошая практика. Поэтому слушал, растопырив уши, искал отличия, пытался определить их первопричины. В отместку (называют дураком — соответствуй) я принялся изводить Кэпа неправильными ударениями: «швАртов», «генУя», «кранЕц», «краспИца». От этого у Кэпа из рук всё валилось, лицо выражало недоумение, а взгляд — желание убить, что очень меня забавляло первые два-три дня :)))

Отбой состоялся в 22:30. Комаров не было. Якорную вахту не ставили.

Следующая статья: На "Бароне" по Онеге. Прелести островов. Самая вкусная рыба